Жизненный цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:04, реферат

Описание

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.

Содержание

Введение 3
1 Основные характеристики жизненного цикла организации 5
1.1 Понятие жизненного цикла организации 5
1.2 Модели жизненного цикла 7
2 Анализ моделей жизненного цикла 11
Заключение 13
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

реф теория организации.docx

— 33.55 Кб (Скачать документ)

Несмотря на то, что различные авторы спорят о  длительности и природе стадий развития, все они солидарны в том, что  каждая стадия содержит ее собственную  уникальную структуру, системы и  стиль лидерства. Переходы от одной  стадии к другой не происходят естественно  и гладко, независимо от силы и пожеланий  высшего руководства.

Еще одна особенность  развития, отмеченная Куином и Камероном, состоит в том, что изменения на ранних стадиях происходят более стремительно, чем на поздних стадиях развития. Но эта закономерность нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях. [13,114]

Стоит отметить также  следующую особенность описанных  выше моделей: как правило, стадии раннего  развития и распада, или смерти, игнорируются исследователями. Это обусловлено сложностью получения информации о состоянии организации на указанных этапах. Пребывая на стадии зарождения, т.е.  до формального существования, организация существует лишь в виде образа, созданного основателями компании. Очевидно, что отсутствие полного объема фиксированной информации затрудняет исследования. Между тем этап, предваряющий рождение организации, не менее важен, чем остальные. Важность его заключается в том, что основатели компании закладывают «теоретический» фундамент будущей организации, планируют главные направления ее деятельности и от правильности планирования во многом зависит успешная реализация стратегии на практике.

С другой стороны, кроме И. Адизеса, никто из исследователей не уделил должного внимания стадии распада и смерти. Данный этап по некоторым естественным причинам игнорируется в исследованиях. Желание работать с «умирающими» организациями возникает далеко не у всех, в то же время архивные исследования лишены субъективного отражения фактов, интересующего исследователей и консультантов по управлению.

Таким образом, мы провели краткий анализ созданных  в разное время моделей жизненного цикла организаций, выявили основные их особенности, отметили  имеющиеся недостатки.

В настоящее время  в теории организации чаще всего  встречается модель, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, которые, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии, выделили пять стадий развития: рождение, развитие, зрелость, расцвет, упадок.

В приведенной  ниже таблице отражены основные критерии, по которым можно определить (по их мнению) стадию, на которой находится  исследуемая организация [3].

Таблица 1.  Критерии определения стадии развития организации

Фазы развития

Критерии

Рождение

Возраст фирмы младше 10 лет, имеет  неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем  на 15%, функционально организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая  организация 

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более  чем на 15%, используются сложные системы  контроля и планирования

Спад

Ограничение выпуска продукции, прибыль  падает


Основные фазы развития и критерии их определения  схожи для многих моделей, описанных  выше. Однако ввиду того, что лишь  И. Адизес подробно рассматривает полный цикл жизни организации с рождения до смерти, выделяя отдельные подстадии развития, предложенная им модель наиболее оптимальна для рассмотрения в данной работе. Именно эта модель будет рассмотрена ниже с описанием отдельных этапов жизненного цикла организации.

Руководить  организацией, переходящей с одного этапа жизненного цикла на другой, весьма непросто. Методы, которые принесли успех на одной стадии, оказываются  абсолютно непригодны на следующей. Нужны глобальные изменения на управляющем уровне. В рамках методологии Адизеса создаются решения таких проблем – при активном участии и поддержке менеджеров, которым предстоит эти решения применять.  

Заключение

Отсутствие  единой объективной модели обусловлено  тем, что авторами не были          произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.

На  основе модели, предложенной И.Адизесом, были подробно рассмотрены такие стадии развития, как выхаживание, младенчество, стадия  быстрого роста, юность, расцвет, стабильность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация и смерть. Была представлена графическая модель эволюции организации; даны описания проблем, характерных для определенных этапов развития, и рекомендации руководителю компании о принятии управленческих решений, способных предотвратить возможное старение организации.  

В современных условиях исследуются  новые аспекты теории жизненного цикла организации. Так, автор одной  из новых теорий предложила соотнести  развитие компании с развитием организационной  культуры, господствующей на предприятии. Однако, соотнеся определенные типы организационных  культур со стадиями эволюции организации, исследователь не внесла принципиальных изменений в саму парадигму жизненного цикла.

Но  существуют и принципиально иные точки зрения на эволюцию организации. Так, системно-интеграционный подход  предполагает, что развитие происходит не в целом в организации, а в отдельных ее подсистемах, названных «организационными рутинами» и развивающихся по собственным жизненным циклам. Причем часть из них является фундаментальными, и реже подвергается изменениям, другая же часть является функциональными, зависит от внешней среды и обеспечивает адаптацию организации к происходящим вовне изменениям. Находясь в соподчиненности, взаимодействуя друг с другом, обозначенные организационные рутины формируют объективные предпосылки для эволюции внутренней среды организации в целом.

Таким образом, очевидно, что теория жизненного цикла успешно применяется на практике руководителями, позволяя им принимать рациональные управленческие решения. И в будущем можно  ожидать появление новых моделей  эволюции организации, еще более  глубоко рассматривающих предпосылки развития организации и учитывающих самые различные аспекты ее жизнедеятельности.

 

 

Список литературы

1. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003

2.Акулов  В. Б., Рудаков М. Н. К характеристике  субъекта стратегического менеджмента// Проблемы теории и практики  управления. 1998. № 4.            с. 112-115.

3. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие// www.distance.ru

4.Богданов  А.А. Всеобщая организационная  наука. Т.1. – М.:Экономика, 1989

5.Воробьев  С. Где и почем брать головы. // Эксперт, №13, 1996, с.36-41.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ,1995

7. Дырин С.П. Теория организации: Учебник. – Набережные Челны, Изд-во Института управления, 2003

8.Жизненные  стадии и циклы организации// www.cpt21.ru

9. Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации

10. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность// Социс. –  1996, № 10, с.63-71

11. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система/ http://ecsocman.edu.ru

12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/пер. с англ.. – М.: Дело. 1996

13.Мильнер  Б.З. Теория организации: Учебник.  –  М., Инфра-М, 2002

 


Информация о работе Жизненный цикл организации