Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить  принцип эмерджентности и закон  синергии. Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть  понятие принципа эмерджентности  и закона синергии;
- доказать  взаимосвязь нескольких дисциплин  (теории организации, маркетинга, менеджмента, теории управления), в которых присутствует и непосредственно  участвует принцип эмерджентности, синергия и закон синергии.
- привести  примеры известных организаций,  компаний;
- сделать  выводы на основе изученной  и представленной информации  в курсовой работе.
Введение            3 
Понятия «зависимость», «закон», «закономерность»    5
 
Законы  организации          7
 
Сущность  закона синергии        8
 
Реализация  синергетического закона       10
 
Признаки  достижения синергии        12
 
Заключение           14 
Список литературы          17
Синергия (сотрудничество, содействие) – означает совместное и однородное функционирование элементов системы.
В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в неё элементов.
По закону синергии сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов в него входящих.
     При 
этом под свойствами элементов и 
целого понимается изменение различных 
параметрических характеристик (например, 
для социально-экономических 
Получаемый при этом организационный суммарный эффект носит название синергетического. Задача организатора заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, при которой синергия обеспечивала бы качественное увеличение потенциала, как части системы, так и системы в целом.
Синергетический эффект будет иметь место, если все элементы и части предприятия ориентированы на достижение одной общей цели. Если же они будут стремиться к достижению частных целей, не связанных с общей целью фирмы, синергетического эффекта не произойдёт.
Закон 
синергии и в организациях и на 
предприятиях проявляется через 
сотрудничество. Вот почему бригадная 
форма организации труда 
Однако следует иметь в виду и другую трактовку закона синергии, а именно: для любой организации существует такой набор элементов (ресурсов), при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно меньше.
     Таким 
образом, закон синергии указывает 
на то, что в процессе формирования 
и развития структуры как объекта, 
так и субъекта организации необходимо 
оценивать две его 
Отрицательная 
синергия получается в результате абсолютно 
непрофессионального или 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Реализация синергетического закона
     Задача 
руководителя заключается в том, 
чтобы найти такой набор 
Синергетический эффект может быть получен за счёт:
- организующей роли менеджера (план-задание, режим работы, норма и нормативы, стимулы, контроль и т.п.);
- организации труда;
- организации производства;
- коллективного принятия решений;
- организация оперативного производственного планирования и управления и др.
     Знание 
закона синергии может активизировать 
деятельность руководителя по поиску 
наилучшего набора ресурсов. Закон 
синергии действует независимо от воли 
и сознания руководителя, однако результаты 
действия закона зависят от состояния 
трёх сред: руководителя, подчинённых 
и внешней среды по отношению 
к закону синергии. Каждое состояние 
характеризуется двумя 
Первый вариант. Руководитель и подчинённые не знают о законе синергии. Характер стихийного действия закона. Персонал компании будет действовать на уровне здравого смысла, исходя из имеющихся средств. Руководители компании будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше возможной; приобретённое первоклассное оборудование в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Таким образом, потенциал многих приобретённых и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший, чем возможно результат.
Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет.
Характер действия закона. Руководитель будет стараться достичь гармонии в использовании всех ресурсов компании, в том числе приобретать и правильно расставлять технологическое оборудование и персонал, вводить прогрессивную систему стимулирования и профессионального обучения. Подчинённые могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут явно или скрыто сопротивляться, что может принести вред компании.
Третий вариант. Руководитель и подчинённые знают о законе синергии.
Характер 
действия закона. Руководитель в своих 
решениях может опираться на понимание 
со стороны подчинённых. Работники, знающие 
данный закон, с пониманием будут относиться 
к действиям руководителя по гармонизации 
деятельности и использования ресурсов. 
Кроме того, подчинённые будут сами проявлять 
инициативу в рамках порученных заданий 
и общей цели компании. Совместная позитивная 
работа руководителей и подчинённых всегда 
приводит к положительным результатам: 
благоприятный климат, творческий стиль 
работы, прибыль.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. Признаки достижения синергии
Достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы и условия их использования для достижения синергии. Это можно делать либо приобретая собственный опыт в процессе перебора различных ресурсов в деятельности компании и дальнейшего отслеживания экономического или социального результата, либо используя опыт успешных компаний. Оценка синергетического эффекта может идти косвенно – как части (составляющей) экономической, социальной, организационной, технологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки.
Приведём набор типовых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту:
– длительная и качественная работа оборудования без поломок;
– использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании;
– хорошее настроение в коллективе;
– снижение усталости работников;
– доверительные отношения между сотрудниками;
– поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;
– сокращение технологического цикла;
– снижение сердечно-сосудистых, простудных и других заболеваний;
– частичный отказ от услуг сторонних организаций;
– благотворительная деятельность;
– постоянный спрос на продукцию;
– активное приобретение работниками акций своей компании;
– усиление 
лояльности к своей организации 
и непосредственному 
– усиление интереса работников к повышению своей квалификации;
– выработка и поддержка традиций и ценностей организации;
– соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений;
– рост рационализаторских предложений по совершенствованию производства и управления в организации;
– сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических;
– устойчивость 
организации к небольшим 
– усиление 
технологической и 
Руководитель 
должен стремиться усиливать имеющиеся 
положительные ситуации и формировать 
недостающие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
  
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций без людей, равно как и нет людей, которым приходится иметь дело с организациями.
Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организации есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда становятся неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.
Сущность организаций не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал.
Основополагающая задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (менеджмента, социологии, маркетинга, теории управления) для решения этих задач.
Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, то управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде работ по теории управления формулируются основные категории, закономерности, принципы и технология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории – к организации и управлению – относится тот или иной постулат.
     Любая 
организация характеризуется 
     Каждая 
организация, соответственно, для своего 
успеха пытается найти наиболее успешные 
пути развития, приводящие к достижению 
максимальной прибыли. В качестве таких 
путей может служить эффект синергии, 
применяемый организациями. Эффект 
синергии — составная часть