Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:16, лекция
Каждая система во взаимодействии с другими системами имеет внутреннюю программу, направленную на выживание или самосохранение. В биологических системах такая программа основывается на инстинктах, а в социальных она главным образом определяется сознательной и целенаправленной деятельностью людей.
1. Сущность закона самосохранения
2. Механизм реализации закона самосохранения
3. Формы реагирования организации на вызовы закона самосохранения
Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение в природе, в обществе и в мышлении. Различаются две формы развития -эволюционное и революционное.
При эволюционном развитии количественные и качественные изменения происходят постепенно, без скачков. При революционном развитии изменения происходят скачкообразно. Кроме того, изменения бывают прогрессивные и регрессивные.
Под прогрессивными изменениями понимается переход от низших форм развития к высшим, от менее совершенного к более совершенному.
Регрессивные изменения - это деградация, то есть движение вспять, возврат от высших форм к низшим.
Эволюционные и революционные, прогрессивные и регрессивные изменения находятся в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности. Противоречия между этими тенденциями и есть источник развития. А диалектика - суть есть учение о развитии.
Сущность диалектики как учения о развитии выражают три закона: единства и борьба противоположностей, количественных изменений и перехода их в качественные, и закон отрицания-отрицания. Первый объясняет источник движения, второй механизм скачка, а третий - механизм преемственности.
Имея
в виду диалектику и ее законы, надо
принимать во внимание то обстоятельство,
что их истолкование не остается раз
и навсегда неизменным. Сегодня, особенно
применительно к социально-
Утверждается
также, что качественный скачок не обязательно
предполагает социальную революцию
и такие ее крайние формы проявления
как гражданская война, что отрицание
отрицания - это не только отвержение
старого, но и удержание из него всего,
что способно развиваться и
Законы
развития - это объективные законы,
но в условиях организации они
проявляются не иначе как посредством
субъективной деятельности людей. Поэтому
и характер, и содержание, и формы
проявления отражают характер, содержание
и формы деятельности людей. Применительно
к организации проявление законов развития
неразрывно связаны с целями и задачами
организации, техническим и технологическим
оснащением, кадровым обеспечением, системой
заработной платы, информационным обеспечением,
стратегией и тактикой поведения на рынке
и т.д.
2. Механизм действия закона развития
Для характеристики закона развития будем использовать всё ту же содержательно-структурную матрицу, что и в отношении других законов, будем иметь в виду три возможные варианта:
1) когда руководитель и подчиненные некомпетентны в вопросах знания, понимания и умения пользоваться законом;
2) когда руководитель компетентен, а персонал нет;
3) когда руководитель и подчиненные компетентны в законе, знают, понимают его сущность, намерены следовать его требованиям и умеют это делать.
В случае первого варианта объективное действие закона развития независимо от того, что для людей он терра инкогнита, неотвратимо. Особенность его проявления в том, что он действует стихийно.
Конечно, в любой организации люди заинтересованы в том, чтобы система функционировала эффективно. Поэтому они делают для этого всё, что считают необходимым. Они совершенствуют технику и технологию, упорядочивают экономику и финансы, повышают профессиональную квалификацию и т.д. Старания людей при этом могут совпадать, а могут и не совпадать с объективными требованиями закона.
Например, убедившись в эффективности каких-либо средств и методов вчера, они считают их столь же эффективными и сегодня, и поэтому наращивают свой потенциал в духе таких своих представлений. Но неожиданное изменение конъюнктуры может привести к тому, что старания людей окажутся напрасными, ресурсы используются, а желаемого эффекта нет.
Чтобы обезопасить себя от подобных непредвиденных случаев, люди стараются иметь запасы на всякий случай, не зная точно когда, какие и почему ресурсы потребуются. Такая стратегия и тактика ведет к дополнительным расходам на закупку, хранение, уход и т.д., но это еще не факт, что предпринятые расходы оправдают себя в кризисный момент.
Все
неприятности организации проистекают
из того, что люди оказались неспособны
предвидеть верное направление развития
событий. Таким образом, первый вариант
механизма действия закона развития
ведет к отрицательным
Второй
вариант характеризуется
В силу своих функций и полномочий, руководитель предпринимает все зависящие от него меры для того, чтобы ответить на вызовы закона своевременно и по существу. Но персонал в силу своей некомпетентности не в состоянии адекватно воспринимать стратегию и тактику руководства. Люди воспринимают решения руководства как не соответствующие их интересам, возникает состояние отчуждения, в чем-то мнимое, а в чем-то реальное.
Ситуация
отчасти может объясняться
С точки зрения закона развития этот второй вариант является крайне нежелательным. Дело в том, что одностороннее знание и применение закона руководителем недостаточно для того, чтобы закон субъективно воспринимался и реализовался всем персоналом организации. Субъективно-психологическая разобщенность по поводу действия закона приводят к тому, что климат в организации становится деструктивным, организация потенциально готова среагировать на любую кризисную ситуацию самым разрушительным образом.
С точки зрения закона развития самым предпочтительным является третий вариант. Дело в том, что он позволяет реализовать в полной мере как объективные, так и субъективные ресурсы организации. Но третий вариант требует одинаковой компетентности как руководителей, так и подчиненных. Для того чтобы согласие между руководителями и подчиненным было естественным, а не искусственным, необходимо, чтобы потребности и интересы организации и персонала действительно совпадали.
Обратим
еще раз внимание на то, что этот
самый третий вариант является не
только предпочтительным с точки зрения
данного закона развития, но и всех других
законов организации. Это значит, что этот
вариант в принципе должен быть универсальным
и составлять собой самый фокус подхода
к любым проблемным вопросам организации.
3. Вызовы закона развития и способы реагирования на них со стороны организации
С точки зрения закона развития руководству и всему персоналу организации необходимо принимать во внимание то, что принято называть организационным циклом. Организационный цикл - это период жизни организации, в рамках которого происходит восстановление, развитие и исчезновение. Считается, что организационный цикл включает в себя следующие этапы: инкубация, оформление, рост, зрелость, насыщение, спад, крах и ликвидация.
Если
организация возникает и
Инкубационный этап - это самое аморфное по содержанию и по форме время существования организации, Собственно организации еще как таковой нет, она на этом этапе существует только как некоторая возможность, как потенция. В это время разрабатывается идея организации, определяются необходимые ее финансово-экономические параметры, предположительно очерчивается необходимая и достаточная материально-техническая база, кадровые потребности, информационные ресурсы ит.д.
Инкубационный этап проблематичен во всякое время и в любой стране. Наша страна с этой точки зрения сегодня одна из самых проблематичных в мире, однако и у нас деловые круги накапливают необходимый для этого опыт и знания. Например, широкое распространение сегодня получила у нас идея бизнес-инкубаторов. С помощью власти и различных бизнес-структур эти самые бизнес-инкубаторы помогают выявить инициативных людей, и помочь их становлению в качестве начинающих предпринимателей.
Как
показывает новейший российский опыт,
главная трудность при этом состоит
не столько в отсутствии необходимого
капитала, а в непробиваемости
нашей бюрократической системы -
главное препятствие на пути инкубации
бизнеса. Это контрольно-разрешительная
сеть органов государственной
Следующий этап становления организации - это ее оформление. К этому времени идея уже разработана, параметры организации уже в главном и основном определены. Организация обретает свое официальное лицо, она становится реальным субъектом социально-экономических и правовых отношений. Организация устанавливает свои связи с налоговыми, противопожарными, санитарно-эпидемологическими и другими службами.
Этап роста предполагает содержательное и структурное уточнение в системе организации. Система обретает определенный сбалансированный вид, идея организации материализуется. На передний план выступают детали, а как говорится, «дьявол скрывается именно в деталях».
Этап зрелости организации характеризуют такие ее количественные и качественные параметры, когда система становится необходимой и достаточной для решения тех задач, ради которых создана организация. Внутренний и внешний параметры организации приобретают то состояние, когда внимание учредителей, руководство организации и всего персонала концентрируется на реализации бизнес-плана.
Организация рано или поздно вступает в фазу, когда неизбежен спад. Для этого периода характерно то, что модификации разного рода уже мало помогают делу. Организация утяжеляется, она становится немобильной, ее реакция на внутренние и внешние вызовы становится несвоевременной и неадекватной.
Наконец наступает такой момент, когда организация должна отказаться от старой идеи и перейти на новую, либо она должна самоликвидироваться. Для того чтобы с наименьшими потерями провести эту утилизацию нужны соответствующие знания и опыт. Поэтому не случайно государство, и бизнес-сообщество создают такие механизмы, как кризисное управление и банкротство.