Управление персоналом в организации (на примере ООО "Землепроект")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 09:25, курсовая работа

Описание

Данная работа, для достижения цели которой по описанию методов и приемов анализа систем управления, предполагает решение следующих задач:
- В чем заключается процесс управления.
- Основные функции управления.
- Особенности системы управления предприятием.
- Определение целей и задач системы управления.
- Значение информации для управления.
- Виды структур управления.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ...................................................................................................................5
Глава 2. АНАЛИЗ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ «ООО "Землепроект"» …………………………………………………………………….10
2.1.Линейная структура управления.......................................................................12
2.2.Функциональная структура управления...........................................................13
2.3.Линейно-функциональная структура управления...........................................14
2.4. Дивизиональная структура управления..........................................................16
2.5 Проектная структура управления......................................................................18
2.6 Матричная структура управления.....................................................................19
2.7 Бригадная структура управления......................................................................20
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ «ООО "Землепроект"»..........................................................................................................23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

      

      2.6 Матричная структура управления

      

       Матричная структура управления  помогает решать проблемы координации  и связывать воедино деятельность  звеньев базовой структуры и  временных групп. Она представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов.

       Переход к матричным структурам  обычно охватывает не всю организацию,  а лишь ее часть, при этом  ее успех в значительной мере  зависит от того, в какой степени  руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в проектной группе лидерами. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительные, что говорит об их эффективности. В нашей стране программно-целевые, проектные и матричные структуры особенно эффективны там, где наряду с новыми формами внедряются и новые экономические взаимоотношения между подразделениями предприятий, что повышает их заинтересованность в достижении целей программ и проектов.

       Гибкие оргструктуры «не срабатывают», если без изменения остаются  действовавшие раньше системы планирования, контроля, распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования участников, не меняется стиль руководства и не поддерживается стремление работников к самовыражению и саморазвитию.

      

      2.7 Бригадная структура управления

      

       Бригадная (командная) структура  является еще одной разновидностью  органического типа структур  управления. Ее основу составляет  групповая форма организации  труда и производства, давно известная  во всем мире, в том числе  и в нашей стране.

       Однако только в 80-е гг. XX в.  появились объективные возможности  для наиболее полного использования  всех преимуществ этой формы.  К ним в первую очередь надо  отнести ускорение всех процессов,  связанных с обновлением продукции  и технологии, ориентацию многих предприятий на небольшие по емкости рынки, повышение требований к качеству обслуживания потребителей и времени выполнения заказов. В ответ на эти новые условия организации начали процесс разукрупнения и сокращения размеров своих первичных звеньев. Именно в это время стали формироваться бригады из рабочих, инженеров, специалистов и управленцев, обладающие производственной самостоятельностью и независимостью, полностью отвечающие за результаты своей деятельности.

       Принципы, на которых строится  бригадная структура, разрушают основы командно-контрольных структур управления. Назовем главные: автономная работа; самостоятельное принятие решений и координация деятельности по горизонтали; замена жестких связей бюрократического типа гибкими связями; привлечение для разработки и решения задач сотрудников из других подразделений, что разрушает традиционное деление производственных, инженерно-технических, экономических и управленческих служб на изолированные системы со своими целевыми установками и интересами. Переход к бригадным структурам обычно требует значительной подготовки, что прежде всего связано с распределением всего персонала по группам (бригадам), число членов в которых невелико (обычно до 10—15 человек). Рабочую группу возглавляет руководитель, характер его работы определяется концепцией групповой работы, в которой поощряются взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей. При этом существенно меняются требования к квалификации работающих: предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, так как только они могут обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене выполняемых группой заданий. В бригадах значительно расширяются функции труда работников и повышается их квалификация в результате освоения нескольких специальностей и профессий и более полного развития способностей.

       Сочетание коллективной и индивидуальной  ответственности за качество  работы и ее конечный результат  резко снижает необходимость  в формальном контроле.

       Соответственно этому меняются условия оплаты труда, направленные прежде всего на стимулирование экономически выгодного сотрудничества и повышение заинтересованности в росте прибылей и доходов. В бригадах вводятся гибкие системы, предусматривающие тесную связь между уровнем заработной платы каждого члена группы и общими результатами.

       В 80-е гг. XX в. бригады в нашей  стране стали, по существу основными,  производственными и социальными  ячейками трудовых коллективов:  в 1984 г. в них работало почти  60% рабочих промышленности, а всего было создано свыше 1,5 млн. бригад самого различного типа — специализированных, комплексных, сквозных, хозрасчетных. Они формировались на принципах добровольности, самоуправления, взаимопомощи, ответственности, оплаты труда по конечным результатам. Но, несмотря на то что бригадная форма организации производства и труда практически доказала свое значение как важнейший фактор роста эффективности производства, ее возможности использовались ограниченно (не случайно, например, что в 1988 г. подрядными отношениями было охвачено всего 2,7% работающих в машиностроительном комплексе страны). Одна из главных причин этого — сохранение на уровне предприятия бюрократической системы и ее носителя — линейно-функциональной структуры управления, которая с внедрением бригадных форм не претерпела существенных изменений, а нередко просто чинила препятствия их развитию.

       Распространение бригадных структур  за рубежом (например, в США  к 1984 г. более 200 из 500 крупнейших  корпораций создали различные  по степени автономии бригады) - стимулировало развитие внутрифирменных рыночно-экономических отношений и привело к существенному сокращению аппарата управления на среднем уровне. Это логичный результат объединения в команды специалистов, знающих задачи и способы их решения и не нуждающихся в дополнительных руководящих указаниях сверху.

       Такие структуры могут использоваться  там, где профессионалы имеют  опыт и знания, дающие им возможность  действовать независимо и квалифицированно  удовлетворять потребности клиентов. Прежде всего это относится к организациям здравоохранения и образования, где сконцентрировано большое число специалистов, работающих самостоятельно при поддержке вспомогательного или обслуживающего персонала. 

      

      3. Повышение конкурентоспособности «ООО "Землепроект"» 

       Проектирование системы управления  нельзя отделить от проектирования  системы управления организацией, т.к. первая включает не только  функциональные подразделения, занимающиеся  работой с персоналом, но и  всех линейных руководителей  - от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции производственного, технологического, экономического руководства. Таким образом, система управления персоналом является «костяком» системы управления организацией.

       Системный подход при проектировании системы УП всех уровней иерархии позволяет комплексно подойти к решению этой проблемы. (9)

       Проектируются все функциональные  и целевые подсистемы, подсистемы  обеспечения управления, подсистема  линейного руководства. Проектируются  взаимосвязи всех компонентов целостной системы между собой и внутри системы, а также с внешней средой.

       Системный подход предполагает, что работы не могут быть  строго распределены между отделами  организации, а должны рассматриваться  как частично перекрещивающиеся подсистемы. Этот подход при построении системы УП обеспечивает более эффективную основу для мотивации и интеграции деятельности участников организации, даёт лучшую базу для чёткого распределения власти и ответственности при выполнении различных работ.

       Проект системы управления персоналом  включает в себя:

      - технико-экономическое обоснование  (ТЭО) предназначено для обоснования  производственно-хозяйственной необходимости  и технико-экономической целесообразности  построения и совершенствования  системы управления. ТЭО включает в себя разделы: введение, характеристика существующей производственной системы и системы управления, цели и критерии совершенствования системы управления, ожидаемые технико-экономические результаты, выводы и предложения;

      - задание на оргпроектирование (ЗО) является исходным документом для разработки проекта совершенствования системы управления организацией. В разделах ЗО раскрываются:

       а) основания разработки проекта  совершенствования системы управления,

       б) цель разработки проекта,

       в) анализ состояния производства  и системы управления,

       г) требования к построению  системы управления,

       д) положения по совершенствованию  системы управления организацией,

       е) технико-экономические результаты  внедрения проекта,

       ж) состав, содержание и организация работы по разработке и внедрению проекта,

       з) порядок приёмки проекта  совершенствования системы управления  организацией, и) источники информации;

      - организационный общий проект (ООП)  разрабатывается на основе утверждённого  ЗО на систему управления организацией;

      -организационный рабочий проект (ОРП) системы управления организацией  разрабатывается на основе утверждённого  ООП. Цель рабочего проекта  – разработка рабочей документации, необходимой для внедрения системы  управления, проведения приёмосдаточных работ, а также обеспечения нормального функционирования системы управления организацией.

       Процесс разработки и внедрения  проекта системы управления персоналом  состоит из трёх стадий: предпроектная  подготовка, проектирование и внедрение.

       Подразделения – носители функций управления персоналом – могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и роль каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.

       Этот организационный статус  подтверждается набором полномочий  и ответственности. Их объём  и иерархический ранг во многом  определяются позицией первого руководителя организации по отношению к кадровой службе. Они также формируются по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

       Авторитет кадровой службы зависит  не только от её полномочий распорядительства, но и от уровня специальных знаний сотрудников, полезности службы по степени её воздействия на кадровые процессы. Поэтому службы УП начинают свою деятельность как штабные звенья с консультативными функциями, а затем по мере развития кадрового потенциала и всё большего влияния на результаты работы, служба персонала наделяется управленческими полномочиями и начинает непосредственно участвовать в руководстве организацией.

       Структурное местоположение кадровой  службы различно в зависимости  от степени развития и особенностей организации. Выделяют несколько вариантов:

       Вариант 1 Структурная подчинённость  кадровой службы руководителю по администрированию. Основная посылка этого варианта состоит в сосредоточении всех центральных координирующих служб в одной функциональной подсистеме. Выполнение задач службы персонала рассматривается в рамках его роли как штабного подразделения.

Информация о работе Управление персоналом в организации (на примере ООО "Землепроект")