Управление конфликтной ситуацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание

В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важ-
ность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов,
если найти правильную формулу, то организация будет действовать как
хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации,
рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики
управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфлик-
та- условие не только невозможное, но и нежелательное. В данном рефе-
рате автор попытается раскрыть природу конфликтов в организациях, а
также описать методы управления им.

Содержание

1. Введение.
2. Природа конфликта в организации.
2.1. Сyщность конфликта.
2.2. Типы конфликта.
2.2.1. Внутриличностный конфликт.
2.2.2. Межличностный конфликт.
2.2.3. Конфликт между личностью и группой.
2.2.4. Межгрупповой конфликт.
2.3. Причины конфликта.
2.3.1. Распределение ресурсов.
2.3.2. Взаимозависимость задач.
2.3.3. Различия в целях.
2.3.4. Различия в представлениях и ценностях.
2.3.5. Различия в манере поведения и жизненном опыте.
2.3.6. Неудовлетворительные коммуникации.
2.4. Стpyктypа конфликта.
2.5. Последствия конфликта.
2.5.1. Функциональные последствия.
2.5.2. Дисфункциональные последствия.
3. Управление конфликтной ситуацией.
3.1. Структурные методы.
3.1.1. Разъяснение требований к работе.
3.1.2. Координационные и интеграционные механизмы.
3.1.3. Общеорганизационные комплексные цели.
3.1.4. Структура системы вознаграждений.
3.2. Межличностные стили разрешения конфликтов.
3.2.1. Уклонение.
3.2.2. Сглаживание.
3.2.3. Принуждение.
3.2.4. Компромисс.
3.2.5. Решение проблемы.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

трудовые конфликты.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

тями. Исследования показывают, что такой конфликт может  возникнуть при

низкой удовлетворенности работой,  малой уверенностью в себе и органи-

зации, а также  со стрессом.                       

!Межличностный  конфликт  

 Это самый  распространенный тип конфликта.  В организациях он прояв-

ляется по-разному. Чаще всего,  это борьба руководителей за ограничен-

ные ресурсы, капитал  или рабочую силу,  время использования оборудова-

ния или одобрение  проекта. Каждый из них считает, что  поскольку ресур-

сы ограничены,  он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти

ресурсы ему, а  не другому руководителю.  

 Межличностный  конфликт также может проявляться  и  как  столкновения

личностей. Люди с различными чертами характера,  взглядами и ценностя-

ми иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.    Как  правило,

взгляды и цели таких людей различаются в корне.                 

!Конфликт между  личностью и группой  

 Между отдельной  личностью и группой может  возникнуть конфликт,  ес-

ли эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций  группы. Напри-

мер,  обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж,  большинство

будет считать, что этого можно добиться путем  снижения цены.  А кто-то

один будет  убежден,  что такая тактика приведет к уменьшению  прибыли.

Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы,  может

принимать близко к сердцу интересы компании,  его все равно можно рас-

сматривать как  источник конфликта,  потому что он идет  против  мнения

группы.                       

!Межгрупповой  конфликт  

 Организации  состоят из множества формальных  и  неформальных  групп.

Даже в самых  лучших организациях между такими группами  могут  возник-

нуть конфликты.  Неформальные группы,  которые считают,  что руководи-

тель относится  к ним несправедливо,  могут крепче сплотиться  и  попы-

таться "рассчитаться" с ним снижением производительности.  Яркий  при-

мер межгруппового  конфликта- конфликт между профсоюзом  и  администра-

цией.  

 Пpодолжаем  классификацию конфликтов. 

- по степени  организационной оформленности  - стихийные и институцио-

нализированные. Стихийные конфликты возникают сами по себе,  без соот-

ветствующей подготовительной деятельности со стороны отдельных  субъек-

тов или групп  субъектов;  институционализированные конфликты тщательно

и заблаговременно  подготавливаются. Субъекты будущего конфликта разра-

батывают стратегию действий, оценивают свои возможности достижения це-

ли. Происходит формирование групп, сторонников.  

 Для успешного  разрешения делового конфликта  необходимо  не  только

установить природу, объект и участников конфликта, но и  выяснить дина-

мику его развития. Она состоит в том, что любой деловой конфликт,  оп-

поненты которого постоянны,   имеет  тенденцию  переходить  в  эмоцио-

нальный конфликт. Затянувшийся деловой конфликт может  привести к тому,

что произойдет потеря объекта конфликта и сам  объект  потеряет  значи-

мость для оппонентов,  и также сформируется негативное отношение оппо-

нентов друг к другу.  Попытка руководителей потянуть процесс  протека-

ния конфликта  приводит лишь к обострению делового конфликта,  стабили-

зации напряженных  отношений меду участниками конфликта  и  образованию

эмоционального  конфликта.  

 Все конфликты  без исключения негативно влияют  на  нервнопсихологи-

ческое состояние  людей. Человек,  переживающий нервное напряжение пос-

тоянно находится  в напряжении.  Его организм в это время очень  ослаб-

лен,  что может привести к различным заболеваниям.  Это может быть как

агрессивность, характеризующаяся гневом, злобностью и грубостью, так и

депрессия,  при которой человек охвачен чувством печали,  бессилия,  а

иногда и отчаяния. Депрессия характерна для людей с  ослабленной  нер-

вной системой.   

 Однако многие  люди способны быть равнодушными  к  происходящим  кон-

фликтным ситуациям.  Напряженные  отношения  в  коллективе  с  другими

субъектами не могут вывести их из нормального психологического состоя-

ния.                         

@Причины конфликта   

 У всех  конфликтов есть несколько причин,  основными из которых  яв-

ляются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях,

различия в  представлениях и ценностях,  различия в  манере  поведения,

уровне образования  и т.п.                       

!Распределение  ресурсов  

 Даже в  самых крупных организациях ресурсы  всегда ограничены.  Руко-

водство может  решить, как распределить материалы, людей, финансы, что-

бы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет

значения, чего конкретно касается это решение- люди всегда хотят полу-

чать больше, а не меньше. Таким образом ,  необходимость делить ресур-

сы почти неизбежно  ведет к различным видам конфликта.                       

!Взаимозависимость  задач  

 Возможность  конфликта существует везде,  где один человек или груп-

па зависят  в выполнении задач от другого  человека или группы.  Опреде-

ленные типы организационных структур увеличивают  возможность  конфлик-

та.  Такая возможность возрастает,  например,  при матричной структуре

организации, где  умышленно нарушается принцип единоначалия.                           

!Различия в  целях  

 Возможность конфликта растет по мере того,  как организации  стано-

вятся более  специализированными и разбиваются  на подразделения.    Это

происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои це-

ли и большее  внимание уделять их достижению,  чем достижению целей ор-

ганизации. Например,  отдел сбыта может настаивать на производстве как

можно более  разнообразной продукции и ее разновидностей,   потому  что

это повышает конкурентоспособность  и увеличивает объем сбыта.  Однако,

цели производственного  подразделения, выраженные в категориях затраты-

эффективность выполнить легче,  если номенклатура продукции менее раз-

нообразна.

!                Различия в представлениях и ценностях  

 Представление  о какой-то ситуации зависит  от желания достигнуть оп-

ределенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию,  люди

могут рассматривать  только те взгляды,  альтернативы и аспекты  ситуа-

ции, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потреб-

ностей. Различия в ценностях- весьма распространенная причина конфлик-

та. Например, подчиненный  может считать, что всегда имеет  право на вы-

ражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что

подчиненный может  выражать свое мнение только тогда, когда  его спраши-

вают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.           

!Различия в  манере поведения и жизненном  опыте  

 Эти различия  также могут увеличить возможность  возникновения  кон-

фликта.  Нередко встречаются люди,  которые постоянно проявляют агрес-

сивность и  враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово.  Та-

кие личности часто  создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

!                  Неудовлетворительные коммуникации  

 Плохая передача  информации может быть как  причиной,   так  и  след-

ствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, ме-

шая отдельным  работникам или группе понять ситуацию или  точки  зрения

других. Например,  если руководство не может донести до сведения рабо-

чих,  что новая схема оплаты труда,  увязанная с  производительностью,

призвана не "выжимать соки" из рабочих, а увеличить  прибыль компании и

ее положение  среди конкурентов,  подчиненные могут отреагировать  так,

что темп работы замедлится.  Другие распространенные проблемы передачи

информации, вызывающие конфликт- неоднозначные критерии качества, нес-

пособность точно  определить должноcтные  обязанности  и  функции  всех

сотрудников и  подразделений,  а также  предъявление  взаимоисключающих

требований к  работе.  Эти проблемы могут  возникнуть  или  усугубиться

из-за неспособности  руководителей разработать и  довести  до  сведения

подчиненных точное описание должностных обязанностей.

@                    Структура трудовых конфликтов  

 Для возникновения  конфликта необходимо наличие  следующих  компонен-

тов : конфликтной ситуации и инциндента.  

 Основой конфликта  является конфликтная ситуация,  элементами  кото-

рой являются участники  и объект конфликта,   вызвавший  эту  ситуацию.

Противостоящие  участники конфликта называются оппонентами.    Конфликт

возникает в том случае, когда существуют действия, со стороны оппонен-

тов, направленные на овладение объектом конфликта.  Такие действия яв-

ляются инциндентом.   

 Объект спора  является объектом конфликта  в случае его  неделимости.

Неделимость может  быть как физическим свойством объекта,  так и  след-

ствием желания  или интересов одного из оппонентов.   

 Конфликтная  ситуация может существовать  задолго до того,  как прои-

зошло столкновение оппонентов.  Она может передаваться новым  оппонен-

там, хотя причины  конфликта давно забыты.  Конфликтные ситуации возни-

кают либо по инициативе оппонентов, либо объективно,  независимо от их

воли и желания.

@                       

@Последствия  конфликта

!                      Функциональные последствия  

 Возможно  несколько функциональных последствий конфликта.   Одно  из

них заключается  в том, что проблема может быть решена таким путем, ко-

Информация о работе Управление конфликтной ситуацией