Трудовое вознаграждение (мотивация труда) сущность, виды, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 17:16, контрольная работа

Описание

Система мотивации, основанная на взаимном доверии, заставит персонал государственной организации работать более эффективно. Признание и похвала могут быть более существенны для работников, нежели повышение зарплаты, которое в кризис вряд ли кто может позволить.

Мотивация персонала, пожалуй, одно из самых сложных направлений менеджмента на предприятии. Она должна решать две кадровые задачи: как удержать работника на предприятии и как заставить его работать с полной отдачей. Без продуманной модели мотивации система управления в целом не будет функционировать хорошо.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Трудовое вознаграждение .мотивация труда. сущность, виды, методы.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

         Пермский  государственный технический университет.

 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине Организация, нормирование и оплата труда на предприятии на тему «Трудовое вознаграждение (мотивация труда) сущность, виды, методы» 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка

                  Гуманитарного факультета

                  Заочного  отделения

                  Группа 11Б-08з

                  Андреева  Надежда Сергеевна 

                  Проверил  преподаватель:

                  Николаев  Георгий Станиславович 
                   
                   
                   
                   

Пермь, 2010

 

Содержание Введение  

    Система мотивации, основанная на взаимном доверии, заставит персонал государственной  организации работать более эффективно. Признание и похвала могут  быть более существенны для работников, нежели повышение зарплаты, которое  в кризис вряд ли кто может позволить.

    Мотивация персонала, пожалуй, одно из самых сложных  направлений менеджмента на предприятии. Она должна решать две кадровые задачи: как удержать работника на предприятии  и как заставить его работать с полной отдачей. Без продуманной модели мотивации система управления в целом не будет функционировать хорошо.

    Прежде  чем разработать схему мотивации, нужно проанализировать много факторов, в частности, на какой стадии развития находится предприятие, так как, по мнению экспертов в области управления персоналом, приоритеты мотивации на каждой стадии свои.

    Например, на этапе роста материальные стимулы подходят меньше всего. Задачами мотивации в этом случае могут быть формирование командного чувства и причастности к общим целям в компании, поощрение инициативы.

    На  этапе развития предприятия самыми важными будут материальные стимулы. А вот на этапе стабилизации, по мнению экспертов, стоит пересмотреть всю мотивационную систему, которая существовала ранее. Эффект может дать система грейдов (категорий) персонала.

    На  этапе спада стимуляция должна решать задачу по удержанию профессионалов и лояльных сотрудников в штате. Иначе компанию ждут текучка кадров, снижение качества и спроса.

    Прежде  чем выстроить эффективную мотивацию, создайте в коллективе такую атмосферу, когда работники будут заинтересованы в достижении общих для компании стратегических целей. Если цель сотрудникам понятна, то ее наличие уже мотивирует и поддерживает командный дух. Любая система мотивации должна строиться на взаимном доверии сотрудников и руководства, работников между собой. Без этого люди начнут группироваться по собственным интересам, которые не всегда могут совпадать с интересами компании.

    Систему мотивации можно и нужно обсуждать  с сотрудниками. Она должна быть понятной и прозрачной. Тогда работникам становится ясно, за что их награждают и наказывают, у них формируется мнение, что они могут контролировать результаты своей работы.

Основные задачи мотивации:

- формирование  у каждого сотрудника понимания  сущности и значения мотивации в процессе труда;

- обучение персонала  и руководящего состава психологическим  основам внутрифирменного общения;

- формирование  у каждого руководителя демократических  подходов к управлению персоналом  с использованием современных  методов мотивации.

Для решения  этих задач необходим анализ процесса мотивации в организациях индивидуальной и групповой мотивации, если таковая  имеется в зависимости между  ними изменений, происходящих в мотивации  деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

Для решения  указанных задач применяются  различные методы мотивации, сущность которых рассмотрим ниже.

С повышением роли человеческого фактора появились  психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.

Изучение потребностей человека привело к появлению  двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.

Рассматриваемая в контрольной работе тема является актуальной, потому что мотивация персонала напрямую влияет на производительность труда. 

Цель  моей работы состоит в изучении теоретических основ о мотивации труда, а также функциях, задачах, сущности и видах мотивации. 

Задача – изучение теоретических основ, вывод соответствующих результатов. 

Объектом исследования является Компания «Норман-Виват».  

Предмет исследования мотивации труда очень актуален на данный момент в связи с сложившейся не совсем позитивной динамики кадровой политики в стране.   
 

             Глава 1 Понятие мотивации. 

    Результативность  работы сотрудника зависит от двух факторов. Первый и, как показывает практика, не самый главный - профессиональные знания, умения и навыки, компетенция специалиста. Второй - отношение сотрудника к работе, желание ее выполнять, то есть уровень мотивации. Чтобы организация была эффективной, руководителю просто необходимо создавать систему мотивации и поддерживать в работниках тот настрой, который и приводит к высоким достижениям.

    По  оценкам экспертов, профессионализм  сотрудников определяет только 15% результата, а остальные 85% зависят от их отношения  к своей работе. Ведь, как сказал Г. Марри, тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может. Олимпийские чемпионы далеко не всегда отличаются от проигравших спортсменов лучшей формой и технической подготовкой, однако они более мотивированы на победу, настроены на получение максимального результата.

    Повышение мотивации сотрудников - процесс сложный и постоянный. С одной стороны, при создании мотивационной системы приходится учитывать множество факторов: цели и задачи самих сотрудников, стратегию организации, корпоративную культуру, имеющиеся ресурсы, кадровую политику и т.д. С другой стороны, происходящие в организации изменения постоянны: перед ней возникают новые задачи, обновляются способы их решения, мотивационные ресурсы, да и сами люди со своими потребностями и взглядами не остаются неизменными. Поэтому невозможно раз и навсегда создать успешную систему поощрений, а потом долгое время ее эксплуатировать.

    В то же время мотивирование - самый  перспективный инструмент управления персоналом. Но при его применении возможны как значительные достижения, так и не менее значительные промахи, ошибки, приводящие к отрицательным результатам. Прежде всего необходимо различать мотивацию к удержанию (снижению текучести кадров и сохранению ценных сотрудников) и мотивацию к повышению эффективности работы. Очень часто руководство организации затрачивает немалые силы и средства на социальные программы (медицинские страховки, кредитование сотрудников и т.д.), а потом удивляется, что делает для сотрудников все, а они "не хотят работать лучше". Но дело здесь совсем не в избалованности персонала. Ошибка заключена в выборе метода мотивации, который направлен на удержание людей в организации, а не стимулирование их к лучшей работе. 

      1.1.Материальная мотивация: опасности и возможности 

    Некоторые руководители возлагают слишком  большие надежды и чаяния на материальную систему стимулирования, считая деньги самым мощным мотиватором. Отчасти это так, поскольку конкурентная заработная плата является основным элементом системы мотивации по удержанию персонала. Ведь если сотрудник считает, что "за такую маленькую зарплату можно только вредить", он будет делать именно это либо (к всеобщей радости) уйдет в другую организацию.

    При управлении мотивацией персонала исключительно  с помощью денег (зарплаты, бонусов, штрафов и т.д.) вполне можно достичь приемлемого уровня соответствия стандартам работы, но вряд ли удастся получить выдающиеся результаты. Заработная плата (оклад) - не мотиватор, а "кнут" и одновременно "пряник", задающие диапазон для действий работника (что можно и чего нельзя делать, за что поощряют). При этом руководитель, использующий исключительно материальные стимулы, больше напоминает дрессировщика, который "подкармливает" сотрудников за правильные действия и "наказывает рублем" за нарушение установленных регламентов и требований. Но проблема в том, что простое выполнение стандартов не обеспечивает результата. Так, на одном из восточноевропейских заводов компании "Форд" недовольные рабочие устроили своеобразную забастовку - стали работать в строгом соответствии со стандартами и регламентами, но не более того. Производительность упала на 25%.

    У денежной поощрительной системы мотивации перспективы лучше - с ее помощью можно влиять на результат. Для людей с предпринимательской жилкой она становится неплохим стимулом зарабатывать больше. Но и здесь скрыт подвох: количество воспринимаемых "пряников" не может быть бесконечным, оно определяется материальными потребностями сотрудника. Например, после введения прозрачной бонусной системы (каждый по своим результатам труда понимал, сколько он получит за день) сотрудники организации начали уходить с работы раньше окончания рабочего дня. Мотивация была такова: "Сегодня я заработал 700 рублей, а большего мне не надо".

    Материальная  система стимулирования важна. Однако прежде всего она решает задачу удержания персонала и контроля за соблюдением стандартов работы, а уже потом стимулирует на достижение результатов (при условии, что мотивационная система виртуозно привязана к последним). Повышение оплаты труда, связанное с показателями производительности (результатами, выполняемым объемом работ, большей ответственностью), воздействует очень непродолжительное время. Человек быстро привыкает к хорошему, и новый, более высокий уровень оплаты того же объема работы становится привычным, теряет свою побудительную силу. Но особенно разрушительным эффектом обладает увеличение оплаты "просто так": оно провоцирует сотрудников ожидать и требовать новых повышений лишь за то, что они работают в данной организации.

    Итак, одними материальными стимулами  эффективности не добиться. Чтобы завоевать новые высоты, потребуется внутренняя мотивация каждого сотрудника, которая возникает при понимании общих целей, совпадении ценностей, вдохновляющей атмосфере сотрудничества, интересной работе, а также при наличии уважаемого лидера-наставника. А эти методы уже относятся к нематериальной мотивации, при отсутствии которой нужны очень большие средства, чтобы удержать персонал, и невероятные усилия, чтобы заставить его работать. 

         1.2. Нематериальная мотивация: провалы и взлеты 

    Способов нематериального мотивирования много: корпоративные праздники, тренинги, льготные путевки, новая должность или новый статус в организации, ценные подарки, благодарственные письма и грамоты, социальный пакет, вкусный приз, поздравления к знаменательным датам, скидки и т.д. Вопрос только в том, кто выбирает способ и на каких основаниях.

    Один  из частых негативных примеров - выбор  метода по принципу экономии. Логика рассуждений у директора может быть следующей: премию всем не выдашь, а небольшой банкет для коллектива устроим. В результате получается унылый в начале ("лучше бы деньгами отдали") и разгульный в конце ("хоть погуляю за чужой счет") корпоративный праздник. С точки зрения руководства он выглядит как подарок персоналу, хотя сотрудники воспринимают банкет как "подачку". Поощрительное событие превращается в демотивирующее.

    Не  менее печальные последствия  могут быть и в тех случаях, когда метод мотивации выбирается исходя из интересов и видения самого руководителя. Нередко директор выбирает тот способ, который мотивировал бы лично его, например повышение по карьерной лестнице. В итоге квалифицированного специалиста за хорошую работу выдвигают на руководящую должность и директор получает... неуспешного начальника и разрушенную им команду. Или другой пример. Руководитель, увлеченный спортом, заполучил для своих работников абонементы в фитнес-зал или бассейн и считает это большой удачей и действенным стимулом к работе. Но диван, кофе, плед и хорошая книга для некоторых сотрудников дороже всякого заплыва. Как они отнесутся к "ценному подарку" в виде абонемента на покорение водной стихии и останется ли у них желание достигать высоких результатов?

    Чтобы избежать подобных ситуаций, при выборе способа мотивации-поощрения руководитель должен спросить себя, как на самом деле данный способ станет восприниматься сотрудниками. Будет еще лучше, если спросить самих сотрудников: что для них окажется мотивирующей силой, за какой "приз" они будут более результативно работать, что они хотели бы получить в качестве признания их заслуг и высоких достижений. Причем спрашивать нужно периодически, поскольку и у организации, и у сотрудников цели могут измениться.

Информация о работе Трудовое вознаграждение (мотивация труда) сущность, виды, методы