Теория организации и системный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 00:11, реферат

Описание

В истории человеческого общества немного найдется таких эко номических категорий, которые вызывали бы столь же жгучий интерес и у мыслителей ученых, и у рядовых граждан, как конкуренция. Проблема конкуренции возникала всякий раз, когда философы и экономисты про бовали объяснить окружающий мир, а обычные люди задавались стан дартными вопросами типа кто кем руководит или где достать пропи тание, чтобы не умереть с голоду.

Работа состоит из  1 файл

Реферат теория орган-и и систем. анализ.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

   Введение

 

 

    Организация — это одно из самых древних общественных образований на Земле. Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, (фабриканты, заводчики и т.д.). Постепенно расширялся состав общественных организаций. Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени устойчивый общественный интерес к управлению социальными системами способствовал развитию всех направлений научных исследований в данной сфере, в том числе и организаций. Организацию можно рассматривать как процесс и как явление.

    Термин  «организация» происходит от лат. «organizo» - сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур.  Термин «организации» имеет множество производных, например, организация производства, организованный человек, организатор, профсоюзная организация, дезорганизация и др.

    Организация производства — это форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов.

    Организационные отношения — это  взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне нее  при создании, функционировании, реорганизации  и разрушении организации.

Организационные отношения могут быть трех уровней:

• здравого смысла;

• взаимного  уничтожения;

• заранее  спроектированного взаимодействия.

    Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические  и экологические условия; конкурирующие  организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д.

    Организацией  как объектом исследования занимаются экономика, социология, психология, политология  и другие науки. Реально каждая из них рассматривает лишь часть  этой большой системы (социума). Так, экономика рассматривает экономические коммуникации в организации, психология изучает психологическое отражение действительности человеком и т.д. Многие науки пытались объединить условия других в области исследования  больших систем, например кибернетика, теория управления. Однако полностью это не удалось еще ни одной из них. Возможно, такая ситуация связана с отсутствием нужного исследовательского инструментария, а возможно, наше общество еще не созрело для решения этой задачи.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Общие понятия теории организации и системного анализа

    Изучением организации как явления занимается теория организации. Она формирует  систему научных знаний в области  анализа и синтеза социальных организаций.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное направление — теория организации. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации.

Теория  организации — это научная организация организаций.

Цели  курса:

1. Изучение  принципов построения организации  как системы.

2. Изучение  и практическое применение принципов,  законов и закономерностей организации.

3. Изучение  методов построения и развития организации.

4. Получение  сведений об организационном  аудите.

5. Получение  практических навыков по оргпроектированию,  формированию организационных процессов  и оценке их состояния.

    Диалектика  развития любой науки идет по следующему пути: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».

    Развитие  теории организации  включает шесть этапов:

  • Сбор факторов, явлений, прогнозов, исторических сведений и т.д.
  • Систематизация их и составление типологии, например, по времени существования тех или иных организаций или по их эффективности.
  • Создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы.
  • Нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей, например, зависимость между профессионализмом работников и производительностью труда, закон развития организации.
  • Привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания своих собственных проблем.
  • Обобщение отрывочных сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений  теории организации.

    Развитие  любой науки характеризуется  двумя процессами: дифференциацией  и интеграцией знаний. Дифференциация знаний характеризуется поиском  своей ниши  (своего объекта исследования) для возможности проведения углубленных исследований. Интеграция  знаний основана на стремлении ученого исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом.

    У теории организации  как новой развивающейся  науки имеются  также два альтернативных пути:

  • Объединить на базе системного подхода основные научные воззрения экономики, социологии, политологии и т.д. и создать общий подход при анализе и синтезе социальной организации.
  • Создать свою локальную область  исследования части социума и развить ее, например, как экономика.

    Научные силы в области теории организации  небольшие и поэтому ее развитие идет по второму пути  как обособленной науки. Существенную трудность для  теории организации составляет проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперирует с качественными измерениями.

    Предмет теории организации составляет организационные  отношения между организационными объектами, как по горизонтали, так  и по вертикали. К организационным  объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе:

  1. Страны мирового содружества.
  2. Организации России (концерны, банки, фирмы и т.д.)
  3. Структурные подразделения организаций (управления, отделы).
  4. Первичные образования (группы).
  5. Человек и интеллектуальная система (техническая, биологическая).

    Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и  прекращении деятельности организационных  объектов. Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Взаимодействие представляет собой положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие. Противодействие – это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воз

действие.

    Множество различных объектов характеризуются  термином «система». Система – это  целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. К признакам системы относятся: множество элементов (не более 20), наличие связей между ними, их целостность и единство, структура и  иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Во многих сферах человеческой деятельности , например, в экономике, в управлении применяется и широко используется системный анализ. Он представляет собой такую область исследования, где еще не сложилась устойчивая система понятий.

    Системный анализ – это методология исследования труднопонимаемых и труднонаблюдаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления этих объектов в виде целенаправленных систем.

    Системный анализ применяется  в следующих случаях:

  • когда данные об объекте не могут быть получены путем его наблюдения.
  • когда имеется возможность выявить проблемы, стоящие перед организацией, а затем сформулировать цели и наметить направления решения проблемы.
  • когда не известна цель решения задачи.
  • для  моделирования поведения объекта, когда не возможно использовать математические методы.

    Системный анализ с практической стороны представляет собой комплекс методов исследования или проектирования сложных систем поиска и реализации изменений, предназначенных  для решения проблемы. 

Основные  методы системного анализа 

    В любой теории используются два основных метода исследования: дедукция и индукция. Дедукция – это переход от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. Индукция – это переход от частного к общему. Сначала набирается обширный материал, а затем создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии.

    Каждый  метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Гипотеза становится теорией, если она удовлетворяет следующим требованиям:

  • осмысленностью введенных категорий и понятий
  • непротиворечивостью одних понятий другим
  • возможностью проведения проверки или повторения результатов
  • возможностью обобщения на другие классы событий
  • наличием ограничений на ее применение (технических, социальных)

Также к методам системного анализа  относятся (на примере кредитной  организации - Коммерческого банка  «Номос-Банк»):

      1. Точные (экономико-математические) методы. Применение точных методов является ограниченным и играет вспомогательную роль. 

      2.   Интуитивные (эвристические) методы. Этот метод включает в себя:

  • Метод «мозговой атаки» (решение проблем организации происходит путем  высказывания, оценки и принятия идей группой сотрудников-специалистов). Например, в коммерческом банке  вопрос об дифференциации процентной ставки за пользование кредитными ресурсами  рассматривается на уровне начальников управлений кредитования и расчетов, экономического анализа, а также начальников отдела  по приему вкладов от населения, кредитования,  отдела эконом. анализа  и взаимоотношений с банками, отдела кредитования и юридического отдела.
  • Экспертный метод. Привлекаются внешние эксперты, которые изучают деятельность кредитной организации, выявляют недочеты, если таковые имеются, и предлагают решения их устранения  и исправления. Чаще всего в роли таких экспертов выступают аудиторские фирмы. Коммерческий банк  часто прибегает к услугам  аудиторов при составлении «682 отчетности», касающейся  ежедневно проводимых операций К.Б., при составлении квартальной, ежегодной отчетности, а также  при потребности в консультационных услугах.
  • «Метод сценариев». Состоит из описания сложившихся трудностей в организации, включает наглядное изображение  выхода из данной ситуации в виде таблиц и графиков. Этот метод дает приближенное  решение проблемы, что не приемлемо в деятельности коммерческого банка.  Например, для выдачи кредита юридическому лицу,  рассчитывается  ряд показателей, характеризующий деятельность последнего и составляется вывод о платежеспособности данного клиента.
  • Морфологический метод, характеризуется факторами, которые влияют на параметры, каждый из которых разбивается на несколько дискретных значений. Например, проблема увеличения прибыли коммерческого банка «Номос-Банк» зависит от количества сотрудников,  занятых в производстве.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема документооборота

В АКБ «Номос-Банк» 

  1. Клиент  обращается в банк, а именно в  Отдел по работе с клиентами сотрудники коего составляют заявление на пропуск  установленной формы и передают его в Службу безопасности.
  2. Клиент – физическое лицо, изъявив желание на получение кредита, заполняет «заявление  на получение кредита». Затем, данный и другие необходимые документы, передаются в Управление кредитования и расчетов.
  3. Сотрудники отделов расчетно-ссудных операций и кредитования занимаются расчетом показателей, характеризующих платежеспособность клиента, а также производится оценка стоимости предоставляемого залога под получение кредита.
  4. Затем документы направляются  в отдел экономического анализа и взаимоотношений с банками Управления кредитования, где производится расчет процентной ставки за пользование кредитом в соответствии с установленной ставкой рефинансирования ЦБ РФ и приблизительными процентными ставками других коммерческих банков.
  5. После изучения Кредитным Управлением данных документов, последние передаются в Юридическое Управление, сотрудники которого проверяют их на правильность юридического составления.

Информация о работе Теория организации и системный анализ