Теории человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:47, контрольная работа

Описание

К теориям человеческих ресурсов относят теории мотивации. Мотивация персонала в значительной степени определяет, как непосредственно успех деятельности организации, так и уровень благосостояния персонала. Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями и возникающими на их основе мотивами. Мотив - это осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности. Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, и есть мотив. Мотивация – одна из важнейших функций управления.
Теории мотивации, позволили систематизировать и классифицировать потребности работников организации, использовать результаты для создания моделей мотивации, позволили объяснить поведения людей в процессе труда, указать работникам управления пути обеспечения эффективного труда в организациях.
Согласно теориям мотивации, существование потребностей, как правило, обнаруживается в поведении людей. Они поведением демонстрируют недостаток чего-либо, когда в неё физиологически или психологически нуждаются.
Потребность - это нужда в чем-либо или в ком-либо. Потребности свойственны всем людям, они приводят человека в состояние, называемое побуждением, которое означает стремление к достижению определённой цели, в результате чего и происходит удовлетворение потребности.
Целесообразно делить потребности людей на 2 большие группы:
Первичные потребности - физиологические - закладываются в человеке генетическим путём, это потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексуальные потребности;
Вторичные потребности – психологические - осознаются и формируются в процессе развития человека, накопления жизненного опыта, это потребности в успешной деятельности, в признании, во власти, в привязанности, в самовыражении.

Работа состоит из  1 файл

контр.раб.мотивы и стимулы.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

     Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности тру-: да, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

     Очевидно, что, чем большее число разнообразных  потребностей реализует человек  посредством труда, чем разнообразнее  доступные для него блага, а также  чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность. Из сказанного следует, что стимулами могут быть любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда.

     Понятия «мотив труда» и «стимул труда» имеют  свою специфику. Понятие «мотив» относится к внутренним побуждениям личности к той или иной деятельности или предмету. Понятие же «стимул» имеет отношение к внешним по отношению к человеку факторам, побуждающим его на деятельность. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом — об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул).

     Стимулирование  труда предполагает создание условий (хозяйственного механизма), при которых  активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.

     Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт, вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования еще нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.

     Работник  должен знать, какие требования к  нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина всегда несет в себе элементы принуждения, ограничивая свободу выбора вариантов поведения. Однако грань между контролируемым и мотивированным поведением условна и подвижна, так как работник с сильной мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения

     Система стимулирования труда как бы вырастает  из административно-правовых методов  управления, но ни в коем случае их не заменяет. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда .  органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят.

     Цель  стимулирования - не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше (больше) то, что обусловлено трудовыми отношениями.

      Мотивация труда формируется еще до начала профессиональной Трудовой деятельности, в процессе социализации индивидуума  путем усвоения им ценностей и  норм трудовой морали и этики, а также  посредством личного участия  в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду, как ценности и формируется система ценностей самого труда, развиваются трудовые качества личности: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первоначальные трудовые навыки.

     Для формирования трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных  индивидуумом трудовых норм и ценностей. Именно они придают смысл всей дальнейшей трудовой деятельности.

     В профессиональную трудовую деятельность человек вступает с уже сформированным ценностным сознанием. Он знает, какие интересы хотел бы реализовать посредством труда. Реальная производственная среда заставляет его трансформировать ценностные ориентации, «приземлить» их. Так формируется второй, практический пласт трудового сознания, обусловленный, с одной стороны, ценностными ориентациями личности, а с другой — конкретными обстоятельствами профессиональной трудовой жизни. Практические требования к работе обусловливают конкретную мотивацию, которая, в отличие от ценностного сознания, определяющего смысл и перспективные цели трудовой деятельности, предопределяет в основном выбор путей и способов их реализации.

     Состояние и тенденции изменения мотивации  персонала. Существовавшая у нас  в стране система стимулирования трудовой активности в значительной мере оказалась малоэффективной и стала одной из причин кризиса труда. Несмотря на богатейшие природные ресурсы, экономика страны оказалась в тяжелом состоянии.

     Так называемый дешевый труд на самом  деле очень дорого обходится обществу. Он малопроизводителен, воспроизводит неразвитого работника, невосприимчивого к возможности зарабатывать больше путем роста производительности труда, убивает инициативу и тем самым препятствует НТП, консервирует низкий уровень организации и условий труда. Такое положение ведет к чрезмерному износу здоровья и понижению работоспособности человека.

     В этом смысле нельзя не согласиться  с утверждением, что дешевый работник жизненно опасен для окружающих. Дешевый  труд, обусловливающий низкий уровень жизни, приводит работника к потере ответственности не только перед обществом, но и перед собой. Такому человеку практически нечего терять.

     Это наглядно проявляется в отношении  к собственному здоровью. Поданным исследований НИИ труда, работники, получающие надбавки или льготы за неблагоприятные условия труда, прекрасно осознавая опасность для собственного здоровья, тем не менее, часто выступают против их улучшения, предпочитая получение высоких компенсаций.

     Падение престижа труда, особенно в общественном производстве, привело к тому, что значительная часть населения, не видя реальных возможностей получения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает снизить уровень своих притязаний, ограничить свои потребности. Здесь трудовая пассивность сочетается с потребительской пассивностью, что делает эту группу маловосприимчивой к стимулированию.

     В последнее время стала меняться общественная атмосфера, в которой  активизацию работников все больше связывают с материальной и имущественной заинтересованностью. И в этом не было бы ничего плохого, если бы размер доходов зависел от эффективности труда. Однако в условиях самостоятельности предприятий в определении цены на продукцию большинство из них повышают цены без существенного улучшения потребительских свойств товаров, В результате заработки работников стали необоснованно расти при сохранении уровня организации и условий труда, технологии производства, и как следствие — стала нарастать трудовая пассивность.

     Негативным  последствием недостатков существующей системы материального стимулирования является то, что не поощряется развитие и полное использование способностей работника. Полностью реализует свои способности в трудовой деятельности только четвертая часть; только частично  - около половины, что говорит о наличии значительных неиспользуемых резервов повышения трудового вклада.

     В процессе введения новых условий  оплаты труда и перевода предприятий  на полное или частичное владение собственностью в организации оплаты труда не реализована полностью ее главная функция — стимулирование работника к творческому труду. Новый механизм стимулирования, проявив воздействие на уровне предприятия, то есть трудового коллектива в целом, не доведен до каждого конкретного работника.

     Условия, в которые поставлен работник, не позволяют ему, используя опыт и мастерство, в значительной степени повысить свой заработок. Связано это с сохранением сложившихся принципов оценки работника в рамках тарифной системы, ориентированной на средние стандарты; нормированностью квалификации, работы, профессиональной типизацией, технологической заданностью, что препятствует  стимулированию раскрытия и полному использованию творческих способностей, особенно в сферах деятельности, определяющих внедрение научно-технических достижений, прогрессивных экономических преобразований. В целом не преодолен стереотип иждивенческого экономического мышления, суть которого не поиск новых путей зарабатывания коллективом средств, аспособы распределения имеющихся в распоряжении.

     Итак, состояние трудовой мотивации можно охарактеризовать следующими основными признаками: общая трудовая пассивность; низкая значимость общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста; определение социального статуса личности в большой степени по нетрудовым критериям; желание иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей, но с низкой интенсивностью труда, не требующую постоянного квалифицированного труда.

     Развитие  трудовой активности в первую очередь предполагает снятие тех тормозов, которые подавляют инициативу и предприимчивость. Административно-командная система опиралась на работника исполнительного, ориентированного на коллективную ответственность, тяготеющего к консервативным формам трудовой деятельности, не связывающего свой социальный статус с собственными достижениями в труде. Примечательной его чертой, кроме низкой продуктивности, является неразвитое подсознание, ориентация на--справедливого» начальника, который обеспечит ему необходимые блага при условии беспрекословного послушания. Ответственность за собственное благосостояние перекладывается на «верх».

     Для эффективно функционирующей экономики  необходим тип работника, ориентированного на максимальные достижения в труде, инициативного и предприимчивого.

     Гуманизации труда в условиях рыночных отношений должна также служить система социальных гарантий. Государство обязано гарантировать работнику:

     - установленный минимум заработной платы при адекватной ему мере труда;

     - справедливость оплаты, основанную на дифференциации заработков по критерию трудового вклада;

     - равные возможности реализации на потребительском рынке заработанных денег;

     - определенный уровень качества трудовой жизни .

     Стимулирование  является основой мотивации.

     Стимулирование  труда - это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.

     Экономическая функция выражается, прежде всего в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

     Нравственная  функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в организации и в целом в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

     Социальная  функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности также предопределяются организацией и стимулированием труда в обществе.

     В свою очередь, стимулы могут быть материальными и нематериальными. Существуют требования к организации стимулирования труда:

     -  комплексность,

      -  дифференцированность,

     -  гибкость и   оперативность.

Информация о работе Теории человеческих ресурсов