Теоретическое обоснование изучения принципов и закономерностей функционирования организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: Выявить принципы и закономерности функционирования организации.
Определив проблему и цель исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Изучить и исследовать принципы и закономерности функционирования организации.
2) Выявить принципы и закономерности функционирования организации.
3) Исследовать влияние принципов и закономерностей на функционирование организации.
4) Рассмотреть принципы и закономерности функционирования организации на примере ООО «Тепловодоканал».

Работа состоит из  1 файл

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 75.64 Кб (Скачать документ)

Организация является весьма сложным объектом. В ее состав входят люди, оборудование, здания, информационная среда и т.д.

Закон развития гласит: в процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной цели, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации.

Энергетический потенциал  организации ООО «Тепловодоканал» определяется не только потенциалом  материальных ресурсов, но и возможностями  коллектива, зависящими от интеллектуальной и профессиональной подготовленности его членов.

 

 

ГЛАВА 3 ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ»

 

3.1 Особенности применения принципов  и закономерностей функционирования ООО «Тепловодоканал»

 

В современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное  развитие предприятия и экономики  в целом.

Основные принципы и закономерности определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.

     Общественно-производственные отношения определяют роль и место каждого работника в процессе производства, обмена, распределения и потребления. От качества и оперативности работы каждого из них зависит конечный результат - итог деятельности огромного коллектива.

Принципы управления относятся  к числу важнейших категорий  управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и  закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это  идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Анализируя факторы внешней  среды и свои внутренние возможности, высшее руководство предприятия  принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и политику. Затем проводятся мероприятия по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала. Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством  и проводится контроль производства и качества продукции. Полученная по результатам контроля информация анализируется, разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия.

Хорошая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкое управление предприятием представляют собой три тесно  связанных между собой фактора, которые необходимы для успешной деятельности предприятия.

На предприятии ООО  «Тепловодоканал» применяются следующие  принципы:

Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы).

Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда  является выполнение работы, большей  по объему и лучшей по качеству, при  тех же усилиях. Это достигается  за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

Полномочия и ответственность  (право отдавать команды и нести ответственность за результаты).

Полномочия есть право  отдавать приказ, а ответственность  есть её составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность.

Дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; в основном – результат возможностей руководства).

Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым  соглашениям между фирмой и её работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной  из главных задач руководителей  индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие (распоряжение только от одного руководителя и подчиненность только       одному руководителю).

Единство направления (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей).

Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь  одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим (интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации).

Менеджер должен добиваться с помощью личного примера  и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп  и подразделений не превалировали  над интересами организации в  целом.

Централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты).

Как и разделение труда, централизация  является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень  централизации будет варьироваться  в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

Скалярная цепь (четкое построение цепей следования команд от руководителя к подчиненным).

Скалярная цепь – это ряд  лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое  высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической  системы без определенной необходимости  в этом, но было бы ещё большей  ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам  бизнеса.

Стабильность рабочего места для  персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации).

Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который  держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

. Корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).

Союз – это сила. Она  является результатом гармонии персонала.

Применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

     Система управления на предприятии ООО «Тепловодоканал» опирается на основные закономерности и принципы функционирования организации.

    На предприятии  ООО «Тепловодоканал» в ряде  случаев нарушается принцип справедливости, инициативы, вознаграждение персонала.

 

 

 

 

 

3.2 Рекомендации по реализации принципов и закономерностей функционирования ООО «Тепловодоканал»

На  предприятии ООО «Тепловодоканал»  необходимо применять:

 

1)Принцип справедливости по отношении ко всем категориям работающих вне зависимости от занимаемой должности.

2)Принцип инициативы – руководители всех звеньев должны поощрять подчиненных выдвигать идеи. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

3)Принцип вознаграждение персонала - оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей.

Для того чтобы обеспечить верность и  поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Вывод по  реализации принципов и закономерностей функционировании организации.

 

Изучив и исследовав проблему, цель пришли к выводу:

1) Функционирование предприятия основывается на принципах и закономерностях.

2) Выявление принципов  и закономерностей развития необходимо  для анализа деятельности организации.

3) Необходимо исследование  влияния принципов и закономерностей  на функционирование организации.

4) При рассмотрении принципов  и закономерностей на ООО «Тепловодоканал»  выделены особенности их применения, предложены рекомендации по их  реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель  курсовой  работы достигнута. В результате изучения и анализа принципов  и закономерностей функционирования организации успешно решены поставленные задачи:

  1. Были изучены, исследованы принципы и закономерности функционирования организации.
  2. Выявлены принципы и закономерности функционирования организации.
  3. Изучено влияние принципов и закономерностей на функционирование организации.
  4. Рассмотрены принцип и закономерности функционирования организации на примере ООО «Тепловодоканал».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. Рек. Мин. образ. РФ. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 216с.

2. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 182 с.

3. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика - СПб.: Питер, 2002. - 416 с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. Рек.мин.обр. РФ - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2003. - 528 с.

5. Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 416 с.

6. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 648 с.

7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 480с.

8. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.-304с.

9. Семиков В.Л. Теория организации: Учебник. Рек. Сов. Уч.-метод. объед. вузов России. - М.: Балашиха: Фирма "ТОТ", 2002. - 236 с.

10. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 248 с.

11. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов.Рек.Мин.образ.РФ. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 375 с.

12. Бородин В. Проектирование структуры инновационной научно -  технической фирмы // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - N1. - С. 98-103

13. Закс С. Эволюционная теория организаций // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N1. - С. 81-86.

14. Информационные технологии управления : Учебное пособие для вузов/ под ред. проф. Г.А. Титоренко - 2-е изд. доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 439 с.

15. Кратко И. Управление процессом интернационализации фирмы Проблемы теории и практики управления. - 2003. - N2. - С. 74-82

16. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 224 с.

17. Лэнд Питер Э. Менеджмент - искусство управлять (Секреты и опыт практического менеджмента) / Пер. с англ. М.Шерешевской при участии М.Орлова. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 144 с.

18. Мейтус В. Виртуализация производства // Проблемы теории и практики управления. -2004. - N1. - С.91.

19. Менеджмент , 2-е изд. / В.П. Галенко, А.И. Рахманов, О.А. Страхова - СПБ.: Питер, 2003. - 224 с.

20. Менеджмент организации : Учеб. пособие / Под ред. З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 432 с.

21. Михайлов А.М. Формирование организационной структуры предприятия на основе бизнес-единиц // Проблемы экономики и управления. -2004. - N1. - С. 6-14

22. Михаэль Р. Границы <безграничных> предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - N1. - С.92-97.

23. Оголева Л.Н. Организационное проектирование как составная часть реинжиниринга организации // Экономический анализ: теория и практика. -2004. - N3. - С. 11-20.

24. Райсс М. Границы <безграничных> предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - N1. - С. 92-97

25. Стоянова В.А. Теория менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.- 2005. - N1.- С. 3-5.

26. Теория организации / Под ред. В.Г. Алиева. - М.: ЛУЧ, 1999, 416 с.

27. Управление организацией : Учебник/ Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 716 с.

28. Хайпулина М.В. Управление предприятием: новые аспекты теории и практики // ЭКО. - 2003. - N2.- С. 111-122.


Информация о работе Теоретическое обоснование изучения принципов и закономерностей функционирования организации