Ситуационный подход к менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 03:35, курсовая работа

Описание

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов ситуационного подхода в менеджменте.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты ситуационного подхода в менеджменте;
2. Описать классификацию ситуационных моделей в управлении;
3. Исследовать практическое применение ситуационного подхода в управлении;
4. Обозначить совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты ситуационного подхода в менеджменте 5
1.1 Исторические этапы возникновения и развития ситуационного подхода 5
1.2 Характеристика ситуационного подхода к управлению 8
2. классификация ситуационных моделей в управлении 11
2.1 Ситуационные модели лидерства 11
2.2 Практическое применение ситуационного подхода в управлении 17
3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач 23
3.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению 23
3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте 24
3.3 Ограничения в применении ситуационной теории………………………………..26 Заключение 29
Список использованных источников и литературы:……….. 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория управления.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория управления»

 

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3

1.              Теоретические аспекты ситуационного подхода в менеджменте              5

1.1 Исторические этапы возникновения и развития ситуационного подхода              5

1.2 Характеристика ситуационного подхода к управлению              8

2.              классификация ситуационных моделей в управлении              11

2.1 Ситуационные модели лидерства              11

2.2 Практическое применение ситуационного подхода в управлении              17

3.              Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач              23

3.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению              23

3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте              24

3.3 Ограничения в применении ситуационной теории………………………………..26 Заключение              29

Список использованных источников и литературы:……….. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Формирование стратегии предприятия в условиях переходной экономики, требует разработки новых методов, позволяющих работать в динамичной, неопределенной, нечеткой среде.

Исследуемая тема весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, повышение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции. Каждый менеджер должен постоянно уточнять свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие.

Важным моментом в успешной деятельности менеджера является учет такого весьма существенного факта, который заключается в том, что нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.

В связи с этим, особую актуальность представляется изучение ситуационного подхода к менеджменту, т. к. он интегрирует в себе различные школы и подходы, позволяя руководителю выбирать из управленческого арсенала те приемы, которые соответствуют сложившимся состояниям. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению организационных целей в конкретной ситуации.

Анализ изученных источников и литературы. Проблемы исследования ситуационного подхода в менеджменте нашли свое широкое отражение в работах таких авторов, как: О.С. Виханский, В.И. Кнорринг, Г. Кунц, С. О'Доннел, Т. Питерс, Р. Уортмен, В.Г. Норин, И.И. Семенова, П.В. Шеметов, и др.

Так, в своих работах О.С. Виханский и В.Г. Норин подробно раскрывают сущность ситуационного подхода и его методологию. В.И. Кнорринг, Г. Кунц, С. О'Доннел, Т. Питерс, Р. Уортмен дают описание метода анализа ситуаций. И.И. Семенова исследует ситуационные переменные. Ситуационные мoдели лидерства освещаются подробно П.В. Шеметовым.

Работы перечисленных авторов дают целостное представление вопроса ситуационного подхода в менеджменте.

Вместе с тем было бы преждевременным утверждать, что проблема принятия управленческих решений в свете ситуационного подхода менеджмента исчерпана. Успешная реализация управленческих решений во многом зависит от грамотного подхода современного руководителя к процессу принятия управленческих решений.

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов ситуационного подхода в менеджменте.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

1.   Раскрыть теоретические аспекты ситуационного подхода в менеджменте;

2.   Описать классификацию ситуационных моделей в управлении;

3.   Исследовать практическое применение ситуационного подхода в управлении;

4.   Обозначить совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач.

Объектом исследования является ситуационный подход в теории управления.

Предметом исследования является процесс анализа и выработки решения организационных проблем в рамках ситуационного подхода.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Теоретико-методологическая база

Практическая значимость

 

 

 

1.             Теоретические аспекты ситуационного подхода в менеджменте

 

1.1    Исторические этапы возникновения и развития ситуационного

подхода

 

«Ситуационность» означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории управления, изучающей зависимость эффективности методов управления от того, в каком положении находится применяющая их организация.

Теория ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий. Когда сторонников этой концепции спрашивают о правильном способе решения какой-нибудь организационной задачи, то их ответ начинается со слов: «это зависит от...» и «если..., то...» [16, С. 108].

Нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.

Ситуационный подход противостоит не традиционной теории управления или теории человеческих отношений как таковым, а уверениям их сторонников в том, что эти теории можно использовать с одинаковым успехом в любых условиях. В действительности и теория, и построенная на ней модель управления могут эффективно применяться в одном контексте и не давать oжидаемых результатов в другом. Чтобы избежать этого, важно установить связи между типом ситуации и применимостью к ней теорий и принципов управления [13, С. 170].

Рассмотрение ситуаций не является новым в теории менеджмента. Еще в 20-е годы ХХ в. Мери Паркер Фоллетт выдвинула «закон ситуации». Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний, и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хoрошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час. Следовательно, для эффективного поведения во всем разнообразии жизненных ситуаций требуется синтез разнородных знаний и умение их выбирать в зависимости от специфики конкретных условий.

В 1948 г. Ральф Стогдилл пришел к выводу, что именно ситуация во многом определяет, какие черты и навыки нужны руководителю. Одним из основоположников ситуационного подхода является крупный американский специалист в области менеджмента И. Ансофф [16, С. 276].

Первой работой в области ситуационного подхода считается исследование английских ученых Т. Бернса и Г. Сталкера, которое они провели на 20 фирмах, производящих машиностроительную продукцию, электронное оборудование, искусственный шелк и др. Они рассмотрели работу этих фирм в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для каждого типа условий характерна своя организационная структура управления: для стабильных условий – «механическая» структура. «Механическая структура основана на глубоком разделении труда и широком применении регламентирующих документов. Для «органической» структуры свойственно изменение целей, задач и пр., в зависимости от меняющейся обстановки, ситуации.

Однако превращение ситуационного подхода во влиятельную теоретическую позицию началось лишь в конце 1950-х, в немалой степени благодаря результатам эмпирических исследований Джоан Вудворд. Именно тогда был осуществлен синтез существовавших ранее концепций на основании теории систем [13, С. 172].

В 1970-х гг. за счет привлечения основных положений теории открытых систем, результатов ориентированных на практику исследований и применения многовариантной статистики были сделаны новые шаги. Возникшая в результате концепция объясняла свойства организационной структуры спецификой ее адаптации к внутренней и внешней окружающей среде.

Конечной целью исследований было описать алгоритм конструирования структуры, которая в наибольшей степени отвечала бы требованиям данной ситуации. В число этих факторов разные ученые включали: технология и организационная структура (Джоан Вудворд); состояние окружающей среды (Том Берне, Джордж Сталкер, Пол Лоуренс и Джей Лорш); размеры организации (Дерек Пью, Дэвид Хиксон, Питер Блау, Ричард Шенхер) и ее стратегию (Альфред Чэндлер).

В области изучения лидерства также наблюдается поворот в сторону ситуационных теорий. Первая модель такого рода, устанавливавшая связи между эффективностью стилей лидерства и благоприятностью ситуации, была предложена в 1967 г. Фредом Фидлером. Вскоре эта тема оформилась в самостоятельную область исследований, в которой возникло несколько новых теoрий [11, С. 233].

Отметим, что ситуационный подход не утверждает, что концепции имеющихся подходов не верны. Он увязывает конкретные приемы и концепции с возникающими конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход определяет, каковы значимые переменные ситуации во внешнем окружении и внутри организации и как они влияют на эффективность ее деятельности.

Важно отметить, что ситуационный подход несколько изменил представления о соотношении искусства и науки управления в практике менеджмента. До 60-х годов двадцатого столетия считалось, что менеджер должен знать научные основы теории управления, а умение применять эти основы на практике – это есть искусство управления.

Согласно ситуационному подходу анализ ситуации и подбор соответствующих ситуации методов управления переходит в разряд науки, таким образом, сам «подбор подходящих приемов менеджмента сообразно ситуации» входит сегодня в инструментарий менеджмента, тесня то, что до недавнего времени считалось чистым искусством успешного менеджера.

Метод ситуаций положен в основу методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса – самой престижной в США [19, С. 201].

 

1.2 Характеристика ситуационного подхода к управлению

 

Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя указанный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации [11, С. 132].

Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х гг., не считает, что положения школ научного менеджмента и административной школы, поведенческого подхода и подхода с точки зрения человеческих отношений, а также школы количественных методов неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.

Ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем, например, сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, инвариантны [20, С. 105].

Важно отметить, что заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Различные авторы называют огромное количество переменных, от которых зависит эффективность работы организации. Но главных переменных, воздействующих на деятельность организации, не более десяти.

Информация о работе Ситуационный подход к менеджменту