Системный подход к организационому проектированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в разработке проекта реорганизации организационной структуры конкретной фирмы в соответствии с предполагаемыми изменениями в стратегии.
Основные задачи:
Изучить общепризнанные факторы формирования организационной структуры.
Рассмотреть базовые формы организационных структур, проанализировать их достоинства и недостатки.
Создать общий портрет реорганизуемой фирмы.
Проанализировать структуру и деятельность фирмы, очертив круг основных проблем функционирования.
Изучить методы оценки эффективности организационных структур
Предложить проект реорганизационных мероприятий в целях привидения организационной структуры в соответствие со стратегией развития фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ. 5
1.1. Проектирование организации как стратегическая функция. 5
1.2. Организационная структура: понятие, классификация основных видов и типов. 9
Глава 2. СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КАДРОВОГО АГЕНТСТВА «ЭКСПЕРТ»). 17
2.1. Кадровое агентство «Эксперт»: основные характеристики объекта. 17
2.2. Структура организации и ее особенности. 24
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ. 28
3.1. Анализ эффективности существующей организационной структуры. 28
3.2. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 37

Работа состоит из  1 файл

Системный подход к организационному проектированию..doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

Принципиальное значение для оценок эффективности системы  управления имеет выбор базы сравнения или определение уровня эффективности, который принимается за нормативный. При оценках эффективности организационной структуры могут быть использованы следующие группы показателей:

  1. характеризующие эффективность системы управления, выражающиеся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. В качестве эффекта могут рассматриваться: объем оказанных услуг, прибыль, себестоимость, капитальные вложения, качество оказываемых услуг и т.д.;
  2. характеризующие содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, подготовку и переподготовку кадров и т.п.;
  3. характеризующие рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень. Они могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся: звенность системы управления, принятые нормы управляемости, уровень централизации функций управления и др.

Рассмотрим, какие характеристики эффективности системы управления свойственны Кадровому агентству  «Эксперт».

Эффективность системы управления оказывается ниже желаемой, поскольку в течение 2005-2006 гг. не были выполнены запланированные показатели по количеству оказанных услуг и объему прибыли.

Содержание  и организация процесса управления: в структуре персонала организации почти треть приходится на управленческий персонал (16 человек из 54). Это директор и руководители структурных подразделений. Такое соотношение руководителей и исполнителей не характерно для российской практики и влечет увеличение издержек на управление при ограниченных возможностях исполнителей.

Рациональность  организационной структуры и  ее технико-экономический уровень: чрезмерно централизованы функции управления вследствие того, что все подразделения находятся в непосредственном подчинении директора. Управляемость отделами в этом случае снижается. Кроме того, отдел работы с клиентами выполняет часть функций, которые дублируются различными департаментами.

Вся работа по проектированию организационных структур управления предполагает принятие нестандартных  организационных решений с учетом внешней и внутренней среды.

 

3.2. Мероприятия  по совершенствованию организационной  структуры.

 

Как показал анализ теоретических источников, организационная структура фирмы направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределении между ними прав и ответственности. Лучшей будет являться такая структура,  которая позволит организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. [5, с.165].

Перед Кадровым агентством «Эксперт» поставлены следующие стратегические цели:

  • расширение клиентской базы;
  • максимизация качества предоставляемых услуг;
  • расширение спектра оказываемых услуг;
  • развитие гибкой системы скидок и бонусов для отдельных категории клиентов.

Проведенный анализа  существующей организационной структуры показал, что она требует определенной оптимизации и приведения ее в соответствие со стратегией развития агентства.

Для этого необходимо: объединить отдельные 

Для преобразования структуры  управления Кадрового агентства «Эксперт» в соответствии с поставленными целями необходимо выполнить следующие мероприятия в предполагаемые сроки. (Таблица )

 

Таблица 3. Мероприятия по переформированию организационной структуры

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Затраты, руб./мес.

Создание службы управления персоналом

01.10.2007

Директор

120000

Анализ объемов оказанных услуг департаментами

01.10.2007

Руководители департаментов

60000

Объединение департаментов, оказывающих незначительный объем  услуг 

01.11.2007

Директор

30000

Введение должностей заместителей директора

01.11.2007

Директор

150000

Создание Департамента развития дополнительных услуг

01.11.2007

Директор

120000

Провести маркетинговое  исследование в соседних регионах для  обоснования создания территориальных  подразделений

01.12.2007

Руководитель департамента развития дополнительных услуг

300000

Создание территориально обособленных подразделений в различных  областях Центрального федерального округа

01.01.2007

Директор 

600000


 

В результате выполнения указанных рекомендаций, организационная  структура кадрового агентства будет иметь следующий вид (рис. )

 

Рисунок 8. Организационная структура Кадрового агентства «Эксперт» после переформирования

 

Такое распределение  функциональных обязанностей позволит повысить эффективность управления организацией и реализовывать задачи стратегического развития.

Выводы по главе 3.

Рассмотрены характеристики, отражающие эффективность существующей организационной структуры. Определены недостатки, связанные с большими издержками на содержание большого штата  руководителей, низкой управляемостью подразделений.

Предложены мероприятия  по переформированию организационной  структуры и представлен оптимизированный проект структуры, который позволит успешно реализовывать стратегические цели организации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Проблема формирования организационной структуры возникает в том случае, когда создается новая организация. либо когда перед действующей фирмой ставятся новые стратегические задачи. В данной курсовой работе отражен второй вариант – переформирование действующей организационной структуры таким образом, чтобы организация могла успешно развиваться.

В ходе теоретического анализа  сделаны следующие выводы. При проектировании организационных структур необходимо использовать системный подход, предполагающий учет внешних и внутренних факторов окружения организации. Со сменой стратегии перед организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связанно с проектированием новой организационной структуры. Поэтому проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой.

При проектировании структуры  организации возможно использование  таких структур как линейно-функциональная, дивизионная, матричная. Первая является наиболее распространенной и позволяет  достаточно рационально организовывать деятельность небольших фирм. В случае расширения производства и наличия обособленных подразделений рекомендуется более сложная дивизиональная структура. Матричная структура целесообразна в том случае, когда организация занимается выполнением различных проектов. Однако данную структуру трудно реализовать на практике. Таким образом, все рассмотренные модели имеют свои преимущества и недостатки, выбор подходящего варианта должен осуществляться на основе анализа реальных условий функционирования организации.

В качестве объекта эмпирического исследования выбрано Кадровое агентство «Эксперт». На основе анализа внутренней и внешней среды организации, сделан вывод о том, что она, безусловно, имеет перспективы развития. Сформулированы стратегические цели развития.

Существующая структура управления не позволит организации успешно развиваться в выбранном направлении. Необходимо переформирование организационной структуры.

Для принятия конкретных решений о том, какие преобразования организационной структуры проведен анализ характеристик, отражающих эффективность существующей организационной структуры. Определены недостатки, связанные с большими издержками на содержание большого штата руководителей, низкой управляемостью подразделений.

Предложены мероприятия  по переформированию организационной структуры и представлен оптимизированный проект структуры, который позволит успешно реализовывать стратегические цели организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. 7 нот менеджмента: настольная книга руководителя [Текст] / под ред. В.В. Кондратьева. – М.: Эксмо, 2007. – 832 с. – (7 нот менеджмента).
  2. Баранников, А.Ф. Теория организации [Текст] : учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 700 с.
  3. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование [Текст] : учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
  4. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] : учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Гардарики. – 1999. – 528 с.
  5. Деловое администрирование [Текст] / под общ. ред. О.А. Страховой. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.: ил. – (Серия «Учебные пособия»).
  6. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст] : учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 720 с.
  7. Кафидов, В.В. Теория организации [Текст] : учебное пособие для вузов / В.В. Кафидов, Т.В. Скипетрова. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – 144 с. – («Gaudeamus»).
  8. Лафта, Дж.К. Менеджмент [Текст] : учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2002. – 264 с.
  9. Лафта, Дж.К. Теория оргнаизации [Текст] : учебное пособие. – М.: Проспект, 2006. – 416 с.
  10. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент [Текст] : курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 288 с. – (Высшее образование).
  11. Основы менеджмента [Текст] / под ред. А.И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
  12. Парахина, В.Н. Теория организации [Текст] : учебное пособие. – 2-е изд. / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – М.: КНОРУС, 2006. – 296 с.
  13. Тебекин, А.В. Менеджмент организации [Текст] : учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.
  14. Теория управления [Текст] : учебник / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.: ил.
  15. Теория управления [Текст] : учебник. – 2-е изд. / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005. – 558 с.
  16. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Текст]: учебник для вузов / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд; Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. ¾ М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. ¾ 576 с.
  17. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2005. – 448 с.
  18. Пархоменко, С. Координация движений, или как достигается слаженная и согласованная работа организации [Текст] // Управление персоналом. – 2007. – № 5 (159). – С. 30-35.
  19. Хусаинов, М.Ф. Модель развития организационной структуры управления [Текст] // Управление персоналом. – 2007. – № 5 (159). – С. 36-38.
  20. VI исследование рынка рекрутмента [Текст] // Управление персоналом. – 2007. – № 7 (161). – С. 36-47.



Информация о работе Системный подход к организационому проектированию