Сетевые и виртуальные структуры в управлении организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 11:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы является исследование роли сетевых и виртуальных структур в управление организацией и аналих проблем применения их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи::
1. изучить понятие и элементы структуры управления организацией;
2. дать характеристику основных структур управления организацией;
3. исследовать особенности сетевых и виртуальных структур в управлении организациями;
4. изучить российский опыт применения сетевых и виртуальных структур в управлении организациями.

Содержание

Введение 3

1. Методологические основы и сущность структуры в управлении организациями 5
1.1 Понятие и элементы структуры управления организацией 5
1.2. Характеристика основных структур управления организацией 10

2. Анализ и особенности сетевых и виртуальных структур в управлении организациями 18
2.1. Особенности сетевых и виртуальных структур в управлении организациями 18
2.2. Российский опыт применения сетевых и виртуальных структур в управлении организациями 24

Заключение 29
Библиографический список 31
Приложения 33

Работа состоит из  1 файл

Сетевые и виртуальные структуры в управлении организациями.doc

— 373.00 Кб (Скачать документ)

           На сегодняшний день Dostavka.ru работает  только в пределах МКАД. Что касается расширения инфраструктуры на российские регионы, то здесь руководители магазина пока испытывают определенные опасения. Сложности развития этого сервиса они связывают как с техническими трудностями в случае возврата бракованного товара, так и с неразвитостью сети сервисных центров различных фирм-производителей.

           Размышляя о перспективах своего  бизнеса, руководители Dostavka.ru понимают, что ситуация на рынке начала  серьезно меняться. Они говорят:  «Уже стало не так просторно». Удивительно, что при всех трудностях первых шагов российского Internet-бизнеса даже виртуальный магазин с неплохим опытом и отработанной системой деятельности начинает испытывать давление со стороны формирующегося рынка. Данную ситуацию нельзя оценить однозначно. С одной стороны, здесь прослеживается явная тенденция, которая заставляет предлагать новые услуги, продумывать нестандартные маркетинговые ходы – словом, добиваться преимущества перед возникающими конкурентами. С другой стороны иметь виртуальный магазин становится модным. Сама специфика электронного бизнеса такова, что владельцем магазина может стать любой студент, мало-мальски знающий компьютер и Internet. В общем, как в известном анекдоте: «Никто ведь не знает, что я собака». И здесь таится опасность дискредитации идеи виртуального магазина.

     Тем не менее, у руководства магазина Dostavka.ru взгляды на будущее достаточно оптимистичны: «У нас есть перспектива, потому что рост числа пользователей  неизбежен».

     Таким образом, в современных условиях успех приносит уже не только экономия на масштабах производства, но и постоянно поддерживаемые связи между потребностями и принимаемыми для их удовлетворения решения. Особую важность имеет способность быстро идентифицировать проблемы. Соединение технологических и коммерческих знаний происходит благодаря умению предвидеть. Позитивен в этом плане и переход предприятий к сетевым структурам. Если фирма хочет занять достойное место в конкуренции на глобальном рынке, она должна привыкать к восприятию новой мировой экономики в виде сетевых структур. Для этого важно идентифицировать уровни стратегического и организационного развития фирмы и добиться их соответствия друг другу.

    Если  сетевая структура является стратегическим выбором, необходимо рассмотреть вопрос о типе решений. Эволюция организационной структуры начинается со стратегического решения. Необходимо переосмыслить организационную структуру с точки зрения эффективности ее стратегических приоритетов. Затем в увязке с проведенным анализом принимаются некоторые тактические решения, касающиеся реинжиниринга. В последнюю очередь предприятие занимается реструктурированием (опять же в увязке с результатами предшествующих преобразований), затрагивающим политику в различных областях деятельности предприятия, рабочие процедуры, оперативные решения, ролевые функции и полномочия.

    Мы  живем в эпоху предприятий-сетей  и сетей из предприятий, фирм, исповедующих новые принципы менеджмента. Вызов  со стороны организационных структур необходимо принять, чтобы обеспечить их выживание. В конечном счете речь идет о вызове управленческой науке, в первую очередь стратегическому менеджменту. Особенно это касается России, которая способна доказать, что она все лучше овладевает тонкостями рыночной экономики.

    Российские  собственники и директора предприятий только начинают осознавать значимость эффективной структуры управления. Большинство российских компаний нуждается в оздоровлении и модернизации управленческих структур.

    Примером  успешной деятельности предприятия  с новой организационной структурой управления в России является компания “Милликом”. Компания на глобальном уровне является виртуальной. Каждый из высших руководителей компании находится в своей стране. “Милликом” работает в России с 1992 года. У главы представительства в России есть небольшой штат, а руководитель, отвечающий за регион бывшего СССР, находится в Люксембурге и имеет четырех заместителей. Аппарат компании “Милликом” в 5-6 раз меньше аппарата обычной компании с подобным профилем деятельности, и во столько же раз эффективнее. Опыт компании свидетельствует о перспективности новых видов управленческих структур и о широком спектре их применения.

    Таким образом, по мере внедрения новейших информационных технологий предприятия  пересматривают свои структуры, делая  акцент на самоорганизацию, доверие партнерам, полное удовлетворение запросов клиентов. Чем быстрее данный процесс придет в Россию, тем успешнее будет интеграция в европейские и мировые рыночные структуры.

    Вечных  или идеальных структур управления, подходящих для любого предприятия  и существующих десятилетия без изменений, не существует. Каждая структура будет эффективной только определенное время, при определенных условиях и, возможно, в соединении с другими структурами. Постоянное совершенствование управленческих структур ведет к их многообразию а, значит, и к возможности более эффективного выбора подходящей для конкретного предприятия структуры. В этой связи для российских предприятий чрезвычайно важен опыт западных компаний в данной области, так как без эффективной структуры управления не может быть эффективной работы предприятия.

 

     Заключение

    Организационная структура управления - это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной  системы, то есть способ организации  элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. ОСУ является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество.

    Многообразие  функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных типов и  видов организационных структур управления производством.

    На  структуру управления влияет значительное число факторов, к важнейшим из которых относятся: отраслевая принадлежность предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических процессов, уровень специализации, кооперирования и комбинирования предприятия. От степени рациональности структуры управления в значительной степени зависит уровень технико-экономических показателей производства. Правильно построенная структура управления предприятием создает предпосылки высокой оперативности управления, согласованной работы всех структурных его подразделений.

    Рыночные и организационные неудачи, низкая эффективность общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной стратегии вызвали инновационную активность в области организации. Созданию нетрадиционных структур - так называемых безграничных предприятий - способствовали и межорганизационные системы информации и коммуникации, а также стремление к автономным формам труда.

    Поэтому следует подчеркнуть, что процесс  развития сетевых и виртуальных  структур организаций характеризуется  отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих виртуальных предприятий очевиден, в более широком контексте остаются открытыми многие вопросы организации и функционирования виртуальных предприятий. Некоторые проблемы здесь можно оценить как своего рода болезнь роста, свойственную любой инновационной концепции.

    Однако, по мере внедрения новейших информационных технологий предприятия пересматривают свои структуры, делая акцент на самоорганизацию, доверие партнерам, полное удовлетворение запросов клиентов. Чем быстрее данный процесс придет в Россию, тем успешнее будет интеграция в европейские и мировые рыночные структуры.

    Вечных  или идеальных структур управления, подходящих для любого предприятия  и существующих десятилетия без изменений, не существует. Каждая структура будет эффективной только определенное время, при определенных условиях и, возможно, в соединении с другими структурами. Постоянное совершенствование управленческих структур ведет к их многообразию а, значит, и к возможности более эффективного выбора подходящей для конкретного предприятия структуры. В этой связи для российских предприятий чрезвычайно важен опыт западных компаний в данной области, так как без эффективной структуры управления не может быть эффективной работы предприятия

 

     Библиографический список

  1. Архипова, Н.И. Совершенствование организационных структур управления как фактор стратегического развития вуза на современном этапе /Н.И. Архипова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 1. - С. 82-88.
  2. Белковский, А.Н. Основа успешных стратегий / А.Н. Белковский // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. -№ 1.-С. 132-133.
  3. Блинов, А.Ю. Внедрение системы управления по целям в российских условиях / А.Ю. Блинов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №1. - С.10-11
  4. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. - СПб.: Питер, 2002. - 690 с.
  5. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. - М.: ТД «Элит-2000», 2001.- 570с
  6. Ветлужских, Е. Управление по целям в системе менеджмента качества / Е. Ветлужских // Управление персоналом. - 2005. - № 3. - С. 43-46.
  7. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов.   -  М.: 
    Гардарики, 2004. - 590 с.
  8. Вульфович, P.M. Теория и практика управления / Р.М.Вульфович // Вестник. - 2006. - №2-3 (7-8). - С. 17 - 18.
  9. Герчикова, И.Н. Менеджмент /  И.Н. Герчикова.  - М.: Финансы и статистика, 2002. – 522 с.
  10. Голубков, Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих решений / Е.П. Голубков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 1.-С. 105-123.
  11. Граждан, В.Д. Теория управления/В.Д. Граждан. – М.: Гардарики, 2005. – С. 91
  12. Дойль, П. Менеджмент. Стратегия и тактика /П. Дойль. — СПб.: Стратегия, 2000.- С. 23
  13. Друкер, П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. / П.Ф.Дукер. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. - 298 с.
  14. Ивановская,  Л.В.  Разработка  критериев  соответствия  технологий управления персоналом конкурентной стратегии организации / Л.В.Ивановская, И.О.Петрова // Актуальные проблемы управления - 2006: Материалы 11-й международной научно-практической конференции: Вып.4 / ГУУ - М. 2006.- 0,25 п.л.
  15. Игнатов, В.Г. Теория управления / В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 480 с.
  16. Инновационный менеджмент:  Учебник  для     вузов/Под     ред. С.Д.Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 327 с.
  17. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс курс / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
  18. Лехто, Ю. Управление по результатам через процессное консультирование и интерактивное обучение / Ю.Лехто, В.Кюости, А.Костин. // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №1. - С.8.
  19.   Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Перевод с англ. / М.Х.Мескон Ф.Хедоури - М.: Дело, 2002. - 704 с.
  20. Минаев, Э.С. Менеджмент персонала: функции и методы / Э.С.Минаев. - М.: Высшая школа, 2003. - 326 с.
  21. Петрова, И.О. Взаимосвязь стратегии управления персоналом с деловыми стратегиями организации / И.О.Петрова // Тематический сборник научных трудов «Проблемы управления персоналом в организациях», ГУУ. -М. 2005.-С. 12.
  22. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации // Экономист. 2006. - №6. - С.9.
  23. Процесс управления по целям предполагает командную работу // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - №6. - С. 12
  24. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304 с
  25. Сапунов, М.К. Разработка целевых программ в управлении персоналом / М.К. Сапунов // Деньги и кредит. - 2005. - № 12. - С. 41-43.
  26. Смирнов, Э.А. Разработка управленческих решений / Э.А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 271 с.
  27. Сурков, С.А. Работа с персоналом как средство повышения эффективности организации / С.А.Сурков. // Управление персоналом. - 2003. - №6. -С.14.
  28. Теория управления / Под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 558 с.
  29. Типовые организационные структуры предприятий // http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000_orgchart.shtml
  30. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 716 с.
  31. Цыпкин, Ю.А. Менеджмент / Ю.А. Цыпкин. - М.: Юнити, 2001. - 430 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение  1

Линейная  структура управления[27]

     Преимущества:

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

     Недостатки:

  • отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
  • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
  • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
  • большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

    Приложение  2

Функциональная  структура управления [27]

 

     Преимущества:

  • Уменьшение времени прохождения информации;
  • Специализация деятельности руководителя;
  • Высшее руководство менее загружено, чем у линейной системы.

     Недостатки:

  • Возможность противоречивых указаний;
  • Сложность разделения взаимосвязанных функций;
  • Сложность контроля;
  • Недостаточная гибкость управления.

Информация о работе Сетевые и виртуальные структуры в управлении организациями