Процесс формирования теории организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является эволюция научных взглядов на организацию, а её задачи можно сформулировать следующим образом:
- изучить состояние вопроса;
- исследовать историческое развитие теории организации;
- выявить развитие научных взглядов на теоретические основы управления.

Содержание

Введение 3
1. Процесс формирования теории организации 4
2. Тектология 8
2.1 А.А. Богданов «Тектология» и теория организации 10
3. Эволюция взглядов на организацию 16
3.1 Классическая теория организации 18
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая ТО.docx

— 54.93 Кб (Скачать документ)

Исследование  в действии и во времени. Важнейшей чертой научного управления является системный анализ работы. Тейлор и его последователи предложили, что способ улучшить работу, а именно сделать ее более эффективной, состоит в определении:

1. наилучшего пути выполнения задания;

2. стандартного времени его выполнения.

Взаимосвязь между исследованием  действия и временем настолько тесна, что отделить одно от другого невозмож-но. Например, Тейлор проанализировал работу с точки зрения предпочтительности действий. Определение стандартов времени  на выполнение задания без определения  возможностей улучшения задания  представляет собой напрасный труд.

Совершенствование работы включает анализ внешней среды и условий, при которых работа совершается. Цель исследования действия состоит  в определении предпочтительного  метода работы с учетом используемого  сырья, плана производства, порядка  работы, инструмента, оборудования, месторасположения  работы и требуемого ручного труда. В этом контексте исследование в  действии и во времени является частью общего процесса усовершенствования работы. Для того чтобы исследование в  действии и во времени было значимым и эффективным, его следует соединить  с исследованием плана завода, материальных потоков, проектно-конструкторских работ и плана расширения работ.

Исследование  движения – это процесс, в ходе которого исследуется движение основных элементов, относящихся к машинам и инструментам, необходимым для выполнения работы. Техническая сторона такого исследования обоснована Ф. Гилбретом с целью упрощения работ, поиска способов ликвидации, соединения или изменения излишних движений.

Временное исследование – это фиксация времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный способ ее решения. Имеются два метода исследования во времени, которые заменяют произвольные оценки руководителей, – хронометрирование и нормирование. Хронометрирование требует, чтобы исследователь изучил задачу и определил временные элементы, которые могут состоять из одного или ряда взаимосвязанных частей. Важно, чтобы каждый временной элемент не зависел от предыдущего и последующего элементов. Нормирование является современным методом, который, естественно, вытекает из исследований Тейлора и Гилбрета. В данной системе допускается, что для всех основных видов работ (безотносительно к ситуации) существует установленное время.8

Премиальная система заработной платы. Интегральным аспектом определения  стандартных методов и времени  является система заработной платы. Тейлор, например, предложил, что рабочие  должны получать заработную плату пропорционально  своему вкладу, т.е. сдельную оплату. В  то же время он считал, что рабочие, которые производят больше установленной  дневной нормы, должны получать большую  оплату, чем те, кому не удалось выполнить  норму. Предлагая дифференциальную сдельную оплату труда, Тейлор исходил  из того, что основным мотивационным  фактором для работника является возможность зарабатывать деньги. Дифференциальная сдельная оплата стимулирует рабочих предпринимать большие усилия.

Точка зрения Тейлора оспаривалась Ганттом, который полагал, что каждый рабочий должен иметь некоторую  гарантию фиксированного заработка  безотносительно к выполняемой  работе. Идеи Гантта воплотились в  премиальную систему заработной платы. Согласно его теории, рабочему будет гарантирована недельная  заработная плата безотносительно  к выработке. Но как только рабочий  перевыполняет норму, он заработает премию плюс более высокую оплату единицы продукции на сверхнормативную выработку.

Отбор и обучение. Сторонники теории научного управления считали  важнейшей задачей руководителя отбор людей, способных отвечать требованиям работы, а затем их обучение, с тем чтобы они могли  выполнять работу, как предписано. Прежде рабочие учились новой  профессии у опытных рабочих; традиционные рабочие привычки передавались от одного к другому. Руководители предприятий  не рассматривали обучение как свою функцию. Систематизированные, научно обоснованные методы отбора кадров отсутствовали. К 1910 г. психологи увидели возможность применения своих знаний к проблемам промышленности. Область промышленной психологии начала принимать определенные очертания в связи с исследованиями Хуго Манстерберга, профессора Гарвардского университета. Публикация его книги «Психология и промышленная эффективность» в 1913 г. стала вехой в этой области. Психологические методы были развиты для отбора рабочих, чьи умственные и физические способности удовлетворяли бы требованиям практической работы.

Обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами  является важной частью научного управления. Без обучения усилия по улучшению  работы будут напрасны. Гантт в 1908 г. выдвинул идею использования инструктора по обучению каждого рабочего предпочтительным способом. Однако идея о том, что руководитель должен учредить официальные программы обучения, не была широко внедрена до 1930 г. Это объяснялось неполнотой знаний о методах обучения, а частично и тем, что менеджмент в то время просто игнорировал потенциальную выгоду обучения. Но уже к началу Второй мировой войны методы обучения рабочих были широко представлены в промышленности.

Теория организации.

Разработка проблем научного управления в начале XX века, сосредоточившая  свое внимание на деятельности и специализации  руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения организации  в целом и формулирования принципов  ее функционирования. Ответом на эту  потребность практики стали работы А. Файоля, предложившего ряд организационных принципов, которые он посчитал полезными для управления крупной угледобывающей компанией во Франции. Он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации.

Принципы организации.

Файоль предложил 14 принципов, хотя и утверждал, что их может  быть намного больше. Группировка  указанных принципов по разным признакам  приводится в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Структурные принципы

Принципы процесса

Принципы конечного результата

Разделение труда

Единство цели и руководства

Соотношение централизации  и децентрализации

Власть и ответственность

Цепь

Справедливость

Дисциплина

Вознаграждение персонала

Единство команд

Подчинение главному интересу

Порядок

Стабильность

Инициатива

Корпоративный дух


 

Структурные принципы лежат  в основе создания системы взаимосвязанных  задач, прав и ответственности. Организаторские  функции включают дробление задач  на более мелкие подзадачи, перегруппировку  этих задач во взаимосвязанных подразделениях, назначение руководителя каждого подразделения  и передачу ему прав и ответственности  и, наконец, соединение подразделений  цепью целевых команд. Рассмотрим более подробно каждый из основных принципов организации управления.

Принцип разделения труда. Согласно Файолю, разделение и специализация  труда – естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными  характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством специализации сокращается  количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника. Как отмечал Файоль, специализация  рассматривается как лучшее средство использования индивидов и групп  людей. В то же время разделение труда  имеет свои пределы, которые не могут  быть превышены. Такие методы упрощения  труда, как стандарты работ и  исследование в действии и во времени, акцентировали внимание на технических  сторонах работы, а не на поведенческих. Позднее, в начале 1930-х годов, появился подход, описывающий человеческие отношения  и позволяющий более углубленно рассматривать разделение труда  в организациях с учетом влияния  человеческого фактора.

Принцип единства цели и  руководства. Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны быть скоординированы и направлены к единой цели. Процесс группировки  задач по определенным признакам  называется департаментализацией. Файоль не выделил базис для департаментализации, но он действительно выработал основное направление, в соответствии с которым  деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому  плану и управляться одним  руководителем. 
Принцип объясняет необходимость назначения руководителя для координации взаимозависимой деятельности.

Принцип соотношения централизации  и децентрализации. Этот принцип  связан с увеличением или снижением  объема власти руководителя, что позволяет  говорить о той или иной степени  централизации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией и что этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который координирует деятельность департаментов (отделов).

Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между ответственностью руководителя и той властью, которой  он наделен. Желательная связь состоит  в равенстве этих двух факторов. Оценить эту связь, особенно при  исследовании задач руководителей  высшего уровня, весьма сложно. Суть дела в том, что поскольку ответственность  передана руководителю, то ему должны быть даны и права отдавать приказы, и власть требовать послушания.

Принцип цепи. Естественный результат применения предыдущих четырех  принципов – создание соподчиненной  цепи руководителей от высших звеньев  управления до низших уровней. Цепь –  это путь для вертикальных связей в организации. Соответственно, все  связи от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в  цепи команд. А связи, идущие сверху, должны пройти через каждую подчиненную  единицу, прежде чем они достигнут  должного уровня. Такая цепь будет  результативной до того предела, когда:

1) задания однозначно  определены;

2) деятельность департаментов  основывается на четко установленном  базисе и определенных критериях; 

3) полномочия специально  передаются на нижестоящие уровни  управления. В то же время необходимо  учитывать возможность существования горизонтальных связей. Для руководителя часто необходимо контактировать с другими сослуживцами на том же уровне организации.

Рассмотренные выше пять принципов  определяют главные вопросы, требующие  решения при создании структуры  задач и власти. Они не являются подробно фиксированными правилами, а  лишь намечают ведущие направления  в деятельности руководителей.

Принципы процесса сосредоточены  на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда  руководители общаются с подчиненными. Справедливость руководителей рассматривается  как основной фактор побуждения наемных  работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливости отражен и в справедливом вознаграждении. Этот принцип гласит, что оплата труда и оклад должны соответствовать  объему и качеству выполненной работы.

Принцип дисциплины относится  к практике заключения стабильных соглашений между производственной организацией и ее наемными работниками. При этом должно предусматриваться применение санкций в случае невыполнения соглашений. Применение санкций должно осуществляться в соответствии с принципом справедливости и подчинения личных интересов общим. Это означает, что в конфликтных  ситуациях общие интересы должны превалировать над интересами индивидуума.

Согласно принципу единства команд руководитель никогда не должен демонстрировать превосходство  при общении с подчиненными или  нарушать цепь команд. Считается, что  любой исполнитель должен подчиняться  только одному начальнику. Такая связь  и взаимодействие учитываются при  формировании организационных структур.

Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная деятельность организации должна характеризоваться  порядком и стабильностью, а рабочие  – инициативным выполнением своих  задач. Эти атрибуты деятельности организации, по Файолю, могут проистекать из ощутимого использования принципов структуры и процесса»

Бюрократическая теория организации.

В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим  представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму, или  схему, организации, которая гарантирует  предсказуемость поведения наемных  работников. Бюрократическая структура  делает возможным, как считал Вебер, высокий уровень учета результатов  для руководства организации  и для тех, кто связан с ней. Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер  полагал, что организация должна принять определенную стратегию  развития. Суть дела сводится к следующим  моментам.

Все задания, необходимые  для достижения целей, должны разделяться  на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность  за эффективное выполнение своих  обязанностей.

Каждое задание должно выполняться в соответствии с  «постоянной системой абстрактных  правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности  различных заданий. Разумность такой  практики состоит в том, что руководитель может устранить неопределенность при выполнении задания, связанную  с индивидуальными различиями.

Каждый сотрудник или  офис организации должен отвечать перед  руководителем за свои действия или  действия подчиненных. Власть руководителей  основывается на экспертных знаниях  и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управления. Таким образом создается цепь команд.

Информация о работе Процесс формирования теории организации