Процедура оценки и аттестации

Автор работы: k*********************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 09:51, реферат

Описание

Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой организации или подразделении есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако, чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Критерии оценки (основные требования к персоналу)…………5
Правовые аспекты оценки персонала……………………………9
Система оценки персонала на предприятии…………………….11
Классификация методов оценки качества
служащих предприятия.......................................................................12
Количественные методы оценки: Экспертные оценки…………16
Процедура оценки и аттестации………………………………….22
6.1 Решения, принимаемые по результатам аттестации………..28
Заключение......................................................................................................30
Список используемой литературы……………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Организ.поведение .docx

— 376.59 Кб (Скачать документ)

     Групповая экспертиза включает следующие обязательные этапы:

  • разработка программы (выбор формы группового суждения с перечнем вариантов или оценок), рекомендаций, решений; выработка принципов и методов получения группового суждения;
  • выбор техники опроса или способов выявления индивидуальных мнений;
  • формирование экспертной группы;
  • проведение опроса экспертов;
  • обработка результатов (получение группового суждения);
  • анализ результатов.

     Результат работы экспертов отражается в документе, вариантами которого могут быть рекомендации, обобщающие оценки, решения. Самым гласным вариантом оформления экспертизы является решение. Самым распространенным - рекомендации, но с указанием определенных признаков будущего решения.

     Подбор, согласование и утверждение экспертных комиссий обычно проводят начальник  отдела кадров и руководитель организации (организации). Начальник отдела кадров знакомит экспертов с методикой оценки с помощью научного консультанта, который первый раз практически руководит всей работой. На уровне организации в состав экспертных комиссий (комиссия для оценки руководителей аппарата управления, комиссия для оценки линейных руководителей производственных подразделений, комиссия для оценки специалистов аппарата управления) включают обычно 3 - 5, но не более 7 человек. При этом в числе экспертов должны быть как оцениваемый, так и его руководитель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Процедура оценки и аттестации 

     Функции по проведению аттестации распределяются между линейными руководителями (несколько уровней) и кадровыми службами. Последние, основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала и контролируют их претворение на практике. В крупных корпорациях этому сопутствуют жесткая регламентация и формализация всех этапов и процедур оценки, и прежде всего самих оценочных форм, снабженных подробными инструктивными материалами.

     

     Рис. 1 Структура оценки профессионализма работника 
 

     Эти службы помогают внедрять системы оценки, разрабатывают программы обучения руководителей, проводят опросы и обследования для выяснения их эффективности. Кадровые службы организуют хранение всей информации в автоматизированных банках данных. Эта фактическая и оценочная информация, собираемая во многих фирмах по самой широкой программе, представляет реальную базу кадрового планирования, расчетов потребности в дополнительном персонале, составления программ внутрифирменного обучения, организации конкурсного замещения вакантных должностей и, конечно, оплаты труда работников. В разных фирмах акцент сделан на том или ином направлении работы в зависимости от кадровой политики фирмы.

     Обобщенно оценку можно представить в следующем виде (рис. 2). 
 

     

     Рис. 2 Оценка кадров 
 
 
 

     Оценка  кадров может преследовать различные цели:

     • стать основой для проведения аттестации;

     • дифференциация заработной платы и окладов;

     • способствовать повышению квалификации, контролю результатов;

     • решение вопросов по отбору и подбору кадров (продвижение по службе, перевод на другое место работы, увольнение) и контроль этих решений;

     • способствовать коммуникативности, общению;

     • удовлетворение потребностей в информации.

     Решающая  роль в оценке отводится непосредственному начальнику, который лучше других знает своих подчиненных, несет полную ответственность за результаты их деятельности, правильное применение мер поощрения и наказания, за их обучение и развитие. Оценки, которые выставляет руководитель, обобщают представления, полученные им при постоянном общении с подчиненными. В то же время необходимость участия в оценке побуждает руководителя в промежутке между оценочными сессиями уделять больше времени подчиненным, взвешивать сильные и слабые стороны их профессиональной подготовки, анализировать деловые и личные качества, находить пути закрепления работников, увереннее контролировать их работу. Считается, что одна из целей оценки — усиливать внимание управляющих к работе с подчиненными, развивать навыки руководства ими.

     Непосредственный  руководитель лично заполняет оценочную форму. Такой порядок принят почти повсеместно. Некоторые компании применяют процедуру с участием представителя кадровой службы. В этом случае оценочная форма заполняется специалистом службы в ходе обсуждения с руководителями. Такая процедура используется, когда критерии и инструкции по проведению оценок разработаны недостаточно подробно или руководители не имеют большого опыта и подготовки в этой области. Специалист кадровой службы направляет обсуждение таким образом, чтобы все факторы были рассмотрены. В то же время считается, что специалист не должен оказывать давление на руководителя и даже высказывать в беседе свою точку зрения по существу вопроса.

     Виды  аттестации. Аттестация работников в  зависимости от ее повода бывает очередная, по истечении испытательного срока, для продвижения по службе, перевода в другое подразделение.

     Очередная аттестация проводится ежегодно и обязательна для всех работников. Основа аттестации — описание проделанной работы и результатов по основным видам деятельности.

     Аттестация  по истечении испытательного срока  преследует цель получения документированного вывода по результатам аттестации, а также аргументированных рекомендаций по дальнейшему служебному использованию  аттестуемого.

     Аттестация  для продвижения по службе проводится с учетом требований новой предполагаемой должности и новых обязанностей, при этом выявляются потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности.

     Аналогичные подходы могут быть использованы при аттестации руководителя (специалиста) при переводе его в другое структурное подразделение, если существенно меняются обязанности и решаемые задачи.

     Аттестация  работников, вновь принятых на работу, проводится через шесть месяцев, а затем ежегодно.

     Порядок проведения аттестации. Ниже приводятся последовательность действий и основные моменты этой процедуры:

     1. Проведению аттестации предшествует подготовительная работа, организуемая руководителем кадровой службы, который:

     - разрабатывает критерии и показатели оценки по категориям должностей;

     - подготавливает необходимое число бланков Доклада-оценки деятельности работника;

     - знакомит аттестуемых с инструкцией по заполнению бланка Доклада-оценки;

     - утверждает график проведения аттестации;

     - готовит необходимые материалы на аттестуемых;

     - оказывает организационно-методическую помощь подразделениям по проведению аттестации служащих.

     2. Организация аттестации в подразделениях возлагается на их руководителей.

     3. Организация аттестации руководителей подразделений АО возлагается на его правление.

     4. На каждого подлежащего аттестации кадровая служба подготавливает необходимую документацию: бланк Доклада- оценки деятельности работника, инструкцию по его заполнению и требования к должности аттестуемого.

     5. Основным документом аттестации является Доклад - оценка деятельности работника, в который заносится вся информация по аттестации.

     6. Руководитель (специалист), подлежащий аттестации, самостоятельно заполняет соответствующий раздел бланка Доклада-оценки, описывает основную проделанную за аттестационный период работу: повышение квалификации, степень реализации предложений и замечаний предыдущей аттестации и т. д.

     7. Оценка деятельности работника осуществляется непосредственным руководителем на основе описания проделанной работы за аттестуемый период, документов о повышении квалификации и степени реализации предложений и замечаний предыдущей аттестации аттестуемым. По этим вопросам с ним проводится беседа.

     8. Материалы по аттестации работника, подготовленные кадровой службой, аттестуемым и его непосредственным руководителем, рассматривает вышестоящий руководитель. При этом он обсуждает представленные материалы с непосредственным руководителем аттестуемого, а при необходимости и с самим аттестуемым.

     9. Вышестоящий руководитель отвечает за соблюдение принципов объективности и единообразия при применении оценочных показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Решения, принимаемые по результат  аттестации
 

     Аттестация является итогом работы комиссии и основой для принятия решения о дальнейшем пребывании сотрудника.

     1. Окончательное решение по аттестации принимает руководитель комиссии при участии руководителя соответствующего подразделения. Заполненный указанными должностными лицами и аттестуемым руководителем (специалистом) бланк Доклада-оценки деятельности работника подписывается аттестуемым. Ему выдается копия подписанного им бланка.

     2. Руководитель компании (руководитель соответствующего подразделения) с учетом оценки и рекомендаций аттестации и в соответствии с законодательством РФ принимает решение о дальнейшем профессиональном развитии руководителей и специалистов, материальном и моральном поощрении работников за достигнутые ими успехи, об изменении размеров должностных окладов по соответствующим должностям, установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, о повышении в должности.

     3. Результаты аттестации могут служить основанием для признания аттестуемого работника не соответствующим занимаемой должности и для принятия решения о направлении его на повышение квалификации (переподготовку) либо с его согласия о переводе на другую работу. При несогласии аттестуемого с направлением на повышение квалификации (переподготовку) и невозможности перевода данного работника на другую должность руководитель вправе принять решение о его увольнении. Указанные решения принимаются в срок не более двух месяцев со дня аттестации. По истечении указанного срока снижение размера должностного оклада, уменьшение или отмена надбавок к нему, увольнение работника по результатам данной аттестации не допускаются. Время болезни и отпуска аттестованного руководителя (специалиста) не засчитывается в двухмесячный срок.

     4. При наличии письменного несогласия аттестуемого с выводами аттестации материалы рассматриваются специальной экспертной комиссией.

     5. Материалы аттестации заносятся кадровой службой в личное дело аттестованного работника только после того, как будут рассмотрены письменные объяснения и приняты окончательные решения по ним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Деловая оценка качеств персонала организации  – это целенаправленный процесс  определения соответствия качественных характеристик персонала  (способностей, мотиваций и свойств) требованиям  должности или рабочего места.

     Оценка  эффективности основана на учете  специфики труда служащих и особенностей проявления его результатов.

     Организации периодически оценивают своих сотрудников  с целью повышения эффективности  их работы и определения потребностей профессионального развития. Как  показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала  положительно сказывается на мотивации  сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку  предоставляют возможность принимать  обоснованные решения в отношении  вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития.

     Выбор методов оценки персонала для  каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую  может только руководство самой  организации (возможно с помощью  профессиональных консультантов). Система  оценки должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней  среды, организационную культуру и  структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы.

     В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться максимально положительного эффекта и избежать конфликтов и противоречий.

Информация о работе Процедура оценки и аттестации