Понятие и принципы построения организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание

Время, в которое мы живем, - время стремительных перемен. Наше общество
осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически
неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это –
свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от
административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно
главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий,
включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению
устойчивого развития.

Содержание

Введение. 3
Понятие и принципы построения организационных структур. 5
Типы организационных структур управления. 9
Виды организационных структур управления. 12
Структурная перестройка. 25
Заключение. 29
Список литературы.. 30

Работа состоит из  1 файл

программное обеспечение управления проектами..docx

— 142.47 Кб (Скачать документ)

    Оглавление  
 

        Введение. 3

  1.     Понятие и принципы построения организационных        структур. 5
  2.      Типы организационных структур управления. 9
  3.      Виды организационных структур управления. 12
  4.      Структурная перестройка. 25
  5.      Заключение. 29
  6.      Список литературы.. 30
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Время, в которое  мы живем, - время стремительных перемен. Наше общество

осуществляет исключительно  трудную, во многом противоречивую, но исторически

неизбежную и  необходимую перестройку. В социально-политической жизни это –

свершившийся переход  от тоталитаризма к демократии, в  экономике - от

административно-командной  системы к рынку. Главной целью  и одновременно

главным содержанием  этого процесса стала реструктуризация предприятий,

включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению

устойчивого развития.

Эти изменения  в обществе настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись

простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать  времени, его

нормам и веяниям, мы должны начать перестройку с самих  себя. С легкой руки

американцев этому  всему есть весьма емкое определение  – “challenge”. Наиболее

подходящий эквивалент в русском языке – “вызов”. А вызов – это, как известно,

весьма серьезный  риск потерпеть неудачу, но в то же время и шанс на успех.

Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни  нынешних поколений вызовом,

нам, кроме всего  прочего, нужно овладевать новым  знанием, научиться

пользоваться им на практике. Важная часть этого  знания, как показывает

мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных

целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по

руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также

область человеческого  знания, помогающего осуществить  эту функцию. Наконец,

менеджмент как  собирательное от менеджеров - это  определенная категория

людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость

менеджмента была особенно ясно осознана в тридцатые  годы. Уже тогда стало

очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в

самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную

общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить

о “революции менеджеров”, когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты,

обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим

потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие

корпорации, банки  составляют стержень экономической и политической силы

великих наций.

Но не стоит  забывать, что для достижения столь  внушительной мощи, эти

компании прошли через многие годы тяжелых работ, неудач и потерь в области

собственной реструктуризации. И только эти бесценные наработки, основанные на

собственном (реже – чужом) опыте привели в итоге к созданию эффективно

действующей системы  для данного конкретного предприятия.

Аналогично и  подавляющее большинство российских компаний для продолжения

успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются  в грамотном,

профессиональном  менеджменте. В кризисных условиях руководитель должен уметь

анализировать различные  варианты развития производств, видеть перспективу

своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в

реализацию намеченных целей. Сегодня наравне с грамотным, серьезным подходом

к самому процессу управления, необходимо четко и ясно видеть структуру

собственной фирмы, понимать, почему этой фирме подходит именно эта структура,

и знать, к каким  результатам она приведет в обозримом  будущем.

Для сохранения конкурентоспособности  предприятия его организационная

структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на

конкретной продукции  и на конкретном конечном потребителе. Многие предприятия

еще до приватизации были широко диверсифицированы, то есть выпускали

различные виды продукции; другие, помимо традиционно выпускавшийся на них

военной техники, осваивают теперь новые виды гражданской  продукции. Успех на

свободном рынке  недостижим без целого коллектива компетентных людей, которые

знают покупателей, особенности конкуренции и возможности  производства для

отдельных видов  и групп продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству

компании чрезвычайно  важно создать такую структуру  предприятия, которая

обеспечивала бы подотчетность руководителей и  их ответственность за

результаты работы.

Упрощенно организационная  структура управления представляется как ее

организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые

определяются поставленными  перед фирмой и ее подразделениями  целями и

распределением  между ними функций. Организационная структура предусматривает

распределение функций  и полномочий на принятие решений  между руководящими

работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных  подразделений,

составляющих организацию  фирмы.

Проблема совершенствования  организационной структуры управления предполагает

уточнение функций  подразделений, определение прав и  обязанностей руководителя

и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций  и

информационных  потоков. Основной задачей здесь  является повышение

эффективности управления.

Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких

взаимосвязей между  отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними

прав и ответственности. В ней реализуются различные  требования к

совершенствованию систем управления, выражающиеся в  тех или иных принципах.

Организационные структуры управления промышленными  фирмами отличаются большим

разнообразием и  определяются многими объективными факторами и условиями. К

ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности

фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль  фирмы

(специализация  на выпуске одного вида продукции  или широкой номенклатуры

изделий различных  отраслей); характер монополистического объединения

(концерн, финансовая  группа).

Несмотря на это, не выделяют однозначно прогрессивных, так же как и

однозначно отсталых оргструктур. Каждая из них имеет как свои достоинства,

так и недостатки. И каждая покажет себя с лучшей стороны только в конкретном,

именно ей подходящем, случае. Задача сегодняшних менеджеров – найти и

привести в жизнь  именно такую оргструктуру, которая будет наиболее полно

отвечать целям  и задачам организации. Конкурентоспособность  такой компании

напрямую будет  зависеть от успешности и уместности оргструктуры.

Найдя подходящую структуру, можно спасти, казалось бы, безнадежное

предприятие. И  не только спасти, а вывести его  на качественно новый уровень.

Ведь четкая и  слаженная работа всех подразделений, основанная на определенной

структуре, - весьма серьезный козырь на сегодняшнем  рынке.

    

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

методы оценки организ.структур управления.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная

совокупность устойчиво  взаимосвязанных элементов, обеспечивающих

функционирование  и развитие организации как единого  целого. Организационной

структурой управления определяется также как форма  разделения и кооперации

управленческой  деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления

по соответствующим  функциям, направленным на решение  поставленных задач и

достижение намеченных целей. С этих позиций структура  управления представляется

в виде системы  оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и

ответственности, порядка и форм взаимодействия между  входящими в ее состав

органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи

(отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной

структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители,

специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых

занято то или  иное количество специалистов, выполняющих  определенные

функциональные  обязанности. Есть два направления  специализации элементов

организационной структурой управления:

     а) в зависимости от состава структурных подразделений организации

вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент

производства, научно-технического прогресса и т.п.;

     б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления,

формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд

и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между  элементами структуры управления поддерживаются благодаря

связям, которые  принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые

носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения

подчинения. Необходимость  в них возникает при иерархичности  построения

системы управления, то есть при наличии различных  уровней управления, на

каждом из которых преследуются свои цели.

Информация о работе Понятие и принципы построения организационных структур