Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:37, реферат
Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления Затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
Перегрузка высшего 
Отсутствие ориентации на 
перспективу. Будущее развитие предприятия 
требует со стороны высших руководителей 
всё большего внимания стратегическим 
задачам. В то же время до сих пор 
многие руководители продолжают уделять 
основное время оперативным вопросам. 
Что приведёт к простой экстраполяции 
текущих тенденций в будущем. 
Высший руководитель должен осознавать, 
что его важнейшая обязанность 
заключается в том, чтобы сделать 
предприятие способным 
Разногласия по организационным 
вопросам. Каждый опытный руководитель 
знает, что стабильность в организационной 
структуре предприятия 
Рисунок 9- Тенденции в 
изменении организационной 
Эти обстоятельства обычно предшествуют масштабному изучению организации.
Рост масштаба деятельности. 
В условиях стабильных производственных 
процессов и сбыте при 
Увеличение разнообразия. 
Расширение номенклатуры выпускаемой 
продукции или услуг, выход на 
разнообразные рынки 
Объединение хозяйствующих 
субъектов. Слияние нескольких предприятий 
обязательно вносит некоторые изменения 
в организационную структуру. Проблемы 
совпадения функций, излишнего персонала, 
путаница в распределении прав и 
ответственности требуют 
Изменение технологии управления. Научные достижения в области управления начинают оказывать всё большее влияние на организационные структуры и процессы (прогрессивные методы обработки информации). Появляются новые должности, изменяются процессы принятия решений. Некоторые отрасли - производство массовой продукции, некоторые финансовые учреждения - в действительности изменились коренным образом благодаря успехам в области технологии управления.
Влияние технологии производственных 
процессов. Быстрое развитие отраслевых 
исследований, рост научных учреждений, 
повсеместное распространение управления 
проектами, растущая популярность матричных 
организаций - всё это свидетельствует 
о распространении влияния 
Внешняя экономическая обстановка. 
Большинство промышленных предприятий 
находится в постоянно 
Каждое из отмеченных обстоятельств, приводит к изменениям струк-туры и может указывать на необходимость пересмотра главной стратегии предприятия.
Неспособность выжить и функционировать эффективно чаще всего является результатом того, что:
- Принимаются необоснованные стратегические решения;
- Предприятия пытаются 
продолжить деятельность в 
- Не удаётся наладить 
выпуск новой продукции или 
выпускается не находящая 
- Фирмы, имеющие один рынок сбыта, не способны диверсифицировать производство.
Перераспределение задач, прав 
и ответственности, информационных 
потоков повышает эффективность 
организации путём роста 
Почти на любом крупном 
предприятии можно найти 
Взаимосвязь стратегии и 
структуры лежит в основе всех 
рекомендаций по корректировке и 
изменению организации 
1. Состоит в выяснении задачи предриятия, областей неопределённости и наиболее вероятных альтернатив развития. В случае образования со-вершенно новых предприятий определение задачи может быть ограничено установлением проектных параметров.
2. Анализа организационной 
структуры заключается в 
3. Изучаются цели и 
программы развития 
4. Оценивают, насколько 
структура организации 
Трудным, но неизбежным моментом в анализе организации является оценка человеческих ресурсов предприятия. Исследователь изучает основные процессы управления - планирование, распределение ресурсов, оперативный контроль - для того, чтобы установить, насколько они способствуют выполнению задачи, цели и стратегических программ. Анализ организации и окружающей среды представляет колоссальный объём информации, который необходимо оценить так, чтобы можно было принять решение о структуре, что является конечным этапом аналитического процесса.
Выработка такого решения 
является очень трудным, почти полностью 
эмпирическим процессом. Структура 
больших организаций стала 
2.1.4 Анализ и формирование организационных структур
Структурный подход к организации позволяет упорядочить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структурированность является свойством любой системы. Элементы системы образуют целое благодаря связям. Структура есть результат процесса организации, итог движения, упорядочение элементов конкретной системы. Структура и система тесно связаны, но отождествлять их нельзя. Структура характеризует конкретную систему со стороны ее строения, пространственно-временного расположения частей, устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Благодаря структуре система воспроизводит себя. Вне систем структур не существует.
Под структурой системы обычно понимают организацию связей и отношений между подсистемами и элементами системы, а также состав этих подсистем и элементов, каждому из которых соответствует определенная функция. Свойства структуры организации во многом определяют ее поведение. Главной характеристикой качества структуры любой экономической системы является сбалансированность, пропорциональность ее частей (подсистем). Итак, структура организации - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Структура любой организации состоит из функциональных единиц: управлений, отделов, секторов и т.д.
В теории организации и теории управления чаще используется поня-тие организационной структуры управления (ОСУ). Организационная структура управления строится с учетом требований наиболее эффек-тивного управления системой. ОСУ фирмы (компании) направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. Наилучшая структура - структура, позволяющая взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на достижение целей. Организационная структура постоянно видоизменяется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями функционирования системы.
Организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, распределением полномочий между менеджерами. В рамках организационной структуры управления протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей, принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней. В литературе по менеджменту приводится множество трактовок ОСУ, которые отражают сложность и многозначность этой категории.
Организационная структура управления (ОСУ) - это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
В саморазвивающихся системах 
структура непрерывно меняется. В 
период процесса организации структура 
упорядочивается, усложняется, включаются 
новые связи, оптимизируется пространственное 
расположение элементов, развиваются 
групповые связи. В период процесса 
дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, 
целостность системы 
Многозначность понятия ОСУ позволяет использовать его не только применительно к организации как целому. В любой организации могут быть выделены несколько структур в зависимости от того, о связях какого типа идет речь: связи между основными элементами, через которые проходят финансовые потоки, дадут нам финансовую структуру; связи между функциональными штабами - функциональную; можно говорить о структуре кадров, производства и т.д.
Ключевыми понятиями ОСУ являются: элементы, связи, уровни и полномочия, а также принципы формирования структур.
Элементы. Элементами являются 
как отдельные работники (руководители, 
специалисты, служащие, выполняющие 
определенную функцию управления), 
так и органы управления - отделы 
и службы, выполняющие определенные 
функциональные обязанности. В рамках 
структуры протекает 
Связи. Отношения между 
элементами поддерживаются с помощью 
связей. В любой организационной 
структуре работают горизонтальные 
и вертикальные связи. Первые носят 
характер согласования и являются одноуровневыми, 
вторые - это связи подчинения (властные 
отношения внутри организации), необходимость 
в них возникает при наличии 
различных уровней управления, на 
каждом из которых - свои цели. При двухуровневой 
структуре создаются верхние 
звенья управления и нижние (руководство 
организации в целом - менеджеры, 
непосредственно руководящие 
Принципы формирования организационной структуры. Понятие организационной структуры тесно связано с такими понятиями, как соотношение ответственности и полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели и проектирование организационных структур. Организационная структура управления опирается на основные принципы управления: