Организационне проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание

Целью организационного проектирования в этих условиях становится разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие организационного проектирования…………………………..4
2. Значение и задачи организационного проектирования……………….5
3. Основные методологические принципы……………………………….7
3.1 Переход от целей организации к её структуре………………………..8
3.2 Процесс формирования организационной структуры………………..9
4. Методы проектирования организационных систем…………………...11
4.1 Метод аналогий………………………………………………………....12
4.2 Экспертно-аналитический метод……………………………………...13
4.3 Метод структуризации целей………………………………………….14
4.4 Метод организационного моделирования………………………….....15
5. Оценка эффективности организационных решений…………………..16
6. Корректировка организационных структур…………………………....19
Заключение………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

курсач ТО.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

     Процесс проектирования организационной структуры  управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов.

     Выбор метода решения той или иной организационной  проблемы зависит то её характера, а также возможностей для проведения соответствующего исследования. 
 
 
 

     5 Оценка эффективности  организационных  решений.

     Оценка  эффективности является важным элементом  разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень  прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

     Комплексный набор критериев эффективности  системы управления формируется  с учётом двух направлений оценки её функционирования:

    • по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;
    • по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

     Критерием эффективности при сравнении  различных вариантов организационной  структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

     Принципиальное  значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. Может применятся также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.

     Часто вместо методов используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системой, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.

     Показатели, используемые при оценках эффективности  аппарата управления и его организационной  структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы:

    1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.
    2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

     При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут  оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надёжность.

     Производительность  аппарата управления может определяться, как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработанной в процессе управления информации.

     Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его  функционирование. Для оценки экономичности  могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объёма отдельных видов работ.

     Адаптивность  системы управления определяется её способностью эффективно выполнять задачные функции в определённом диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

     Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.

     Оперативность принятия управленческих решений характеризует современность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

     Надёжность  аппарата управления в целом характеризует  его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утверждённых нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.

    1. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и её техническо-организационный уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

     Важными требованиями, являются, способность  адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта. 
 
 
 
 
 

     6 Корректировка организационных  структур.

     В большинстве случаев решения  о корректировке структур принимаются  высшими руководителями организации  как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные предприятия не осуществляется до тех пор, пока не появится твёрдая корректировка структуры или разработка нового проекта.

     Неудовлетворительное  функционирование предприятия.

     Наиболее  распространенной причинной необходимости  разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно, прежде всего, предпринимаются изменения в составе и уровне квалификации работающих, разработка специальных программ. Но причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определённых недостатках организационной структуры управления.

     Перегрузка  высшего руководства.

     Если  меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить  нагрузку, не приводят к продолжительному облегчению, то весьма эффективным  средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в  формах организации.

     Отсутствие  ориентации на перспективу.

     Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё  большего внимания стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам. Что приведёт к простой экстраполяции текущих тенденций в будущем. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу.

     Разногласия по организационным  вопросам.

     Каждый  опытный руководитель знает, что  стабильность в организационной  структуре предприятия существует внутренняя гармония. Эта структура  затрудняет достижение целей, допускает  несправедливое распределение власти и т.д. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. 
 
 
 

     Заключение.

     Рассмотрев  основные понятия организационного проектирования; основные подходы и методологические принципы построения организационных структур; изучив основные этапы и методы организационного проектирования; остановившись на оценке эффективности организационных проектов, можно сделать вывод, что организационное проектирование представляет собой сложный процесс, состоящий из различных этапов, стадий и разработок, и имеющий большое значение для развития организационной, производственной системы.

Структуру можно выбирать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.

     Как показывает опыт, процесс внесения коррективов в организационную  структуру управления должен предусматривать:

  • Систематический анализ функционирования организации и её среды с целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;
  • Разработку генерального плана совершенствования организационной структуры;
  • Гарантию того, что программа нововведений содержит максимально простые и конкретные предложения по изменению;
  • Последовательную реализацию планируемых перемен. Введение незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения крупного характера;
  • Поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их ответственность за намеченные перемены.

Список  литературы:

 
  1. Акулов  В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. Петрозаводск: ПетрГУ, 1999.
  2. Алексеев Н. Организационное проектирование в новой экономике // Бизнес-Академия .- 2003 .- N 2/3. - С. 86-97 .
  3. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации. Учебник. М.: Инфра – М, 2000. – 182 с.
  4. Лафта Дж. К. Теория организации.- М.: Проспект, 2003.
  5. Мильнер Б.3. Теория организаций.- М.: ИНФРА-М., 1999.
  6. Общая теория организации: Учебник для вузов / Р.А. Коренченко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  7. Организационное проектирование (стадии и методы оргпроектирования) Л. Н. Солянкина // Делопроизводство .- 2006 .- N 1. - С. 66-72.
  8. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. - М., 2001.
  9. Теория организации : учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 .
  10. Теория организации: учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко.- СПб.: Питер, 2004 .
  11. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 128с
  12. Фатхутдинов Р. А. Организация производства.- М.: ИНФРА-М, 2001. Р.А.
  13. Щербина В. В. Социальные теории организации.- М.: ИНФРА-М., 2000.

Информация о работе Организационне проектирование