Оценка синергетического эффекта организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание

В современных условиях акценты в управлении организации все больше смещаются, и вместо максимального получения прибыли упор делается на комплексную эффективность функционирования. В этих условиях особенно актуальным становится закон синергии, который отражает зависимость между различного рода комбинациями ресурсов и конечным результатом.

Содержание

Введение 3

1. Понятие, сущность синергии и синергетического эффекта 5

2. Положительный и отрицательный синергетический эффект 11

3. Оценка синергетического эффекта на примере ОАО «Казаньоргсинтез» 22

Заключение 29

Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

оценка синергетическиго эффекта 2009.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

     Стадия  экономического развития оцениваемой  компании и аналогов также является важным фактором. Опытная компания, проработавшая не один год, имеет неоспоримые преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей клиентуры и поставщиков сырья и т. д.

     Размер  является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Оценка размера компании определяется по таким параметрам, как степень капитализации, численность персонала, объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и так далее. Однако принятие решения о включении компании в список только на основе размера может привести оценщика к неправильным выводам, так как объективно закрытые компании, наиболее часто нуждающиеся в оценке, обычно меньше, чем открытые. Кроме того, оценщик должен учитывать, что более крупная компания не будет автоматически иметь большую прибыль только за счет своего размера. Поэтому оценщик должен в первую очередь учитывать факторы, обеспечивающие величину прибыли, такие как географическая диверсификация, количественные скидки и ценовые различия по сходным товарам.

     Географическая  диверсификация — крупные компании обычно имеют более разветвленную  сеть потребителей своей продукции, тем самым уменьшается риск нестабильности объемов продаж.

     Количественные скидки — крупные компании закупают сырье в большем объеме, чем небольшие фирмы, и получают при этом значительные скидки. Кроме того, аналитик должен иметь в виду, что коэффициент использования оборудования в крупных компаниях лучше. Поэтому мультипликатор, рассчитанный для открытой компании, должен быть скорректирован и понижен для оценки синергетического эффекта закрытой компании.

     Ценовые различия по сходным товарам —  крупные компании зачастую имеют  возможность устанавливать более  высокие цены, так как потребитель предпочитает приобретать товар у хорошо зарекомендовавших себя фирм, оплачивая, по сути, товарный знак, гарантирующий качество. В конечном счете, данный фактор оказывает влияние на уровень выручки от реализации и величину ценового мультипликатора.

     Оценщик должен определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она  оказывает влияние на соотношение  доли дивидендных выплат и доли чистой прибыли, направляемой на развитие предприятия. Оценивая перспективы роста компании, аналитик должен учитывать влияние трех основных факторов: общий уровень инфляции, перспективы роста, отрасли в целом и индивидуальные возможности развития конкретной фирмы в рамках отрасли, динамика доли предприятия на рынке.

     Эксперт должен внимательно изучить конкурентные преимущества и недостатки оцениваемой компании по сравнению с аналогами.

     Качество  менеджмента - один из критериев оценки, анализ которого является наиболее сложным, так как проводится на основе косвенных  данных, таких как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.

     Решение вопроса о возможности использования  зарубежных компаний в качестве аналогов осложняется несколькими причинами.

     Во-первых, это зачастую несопоставимые объемы реализации и других финансово-производственных показателей отечественных и зарубежных компаний. Данное несоответствие можно частично нивелировать с помощью проведения процедуры логарифмирования показателей для устранения эффекта масштаба.

     Во-вторых, это различия в условиях хозяйствования российских и зарубежных компаний, которые, в первую очередь, определяются макроэкономическими параметрами, а также различиями в системе  учета хозяйственных операций и  результатов финансово-хозяйственной деятельности. Выявленная несопоставимость требует внесения поправок, учитывающих различия в макроэкономической и политической ситуации в странах.

     Перечень  критериев сопоставимости, приведенный  выше, не является исчерпывающим, и  эксперт имеет возможность самостоятельно дополнять список дополнительными факторами. Рассмотрев все вышеперечисленные факторы, оценщик с большой точностью и полнотой может определить величину синергетического эффекта на предприятии.

     Каждый  из трех подходов открывает перед  оценщиком различную перспективу. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине синергетического эффекта на предприятии. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

     Итак, попробуем на основе доходного метода оценить синергетический эффект одной из лидирующих организаций  в области производства химической продукции в РФ ОАО «Казаньоргсинтез».

 

     3. Оценка синергетического эффекта на примере ОАО «Казаньоргсинтез» 

     Таким образом, мы убедились, что достижение эффекта синергии возможно различными способами, требует тщательного  анализа состояния компании и  рынка. Зачастую менеджеры не получают ожидаемого эффекта синергии, но причины этому не в самой концепции синергизма, а в неумении адекватно оценить ситуацию и рассчитать реальный эффект от проведения того или иного мероприятия, принятия конкретного решения. Кроме того, следует учитывать риски, как со стороны внешней среды, так и источники возможных рисков внутри организации, которые могут препятствовать эффективному внедрению проекта или реализации управленческого решения. Как отмечает Майкл Портер в своей книге «Конкурентное преимущество»: «Причиной фиаско синергизма является неспособность компаний понять его сущность и воплотить ее в реальность, а отнюдь не изъяны самой концепции» [11, c. 37-39].

     А теперь подробнее остановимся на особенностях функционирования одной  из ведущих компаний в России по производству химической продукции ОАО «Казаньоргсинтез» и оценим синергетический эффект организации, а также пути его достижения управленцами.

     Открытое  акционерное общество «Казаньоргсинтез» - одно из крупнейших химических предприятий Российской Федерации. ОАО «Казаньоргсинтез» производит более 38 % всего российского полиэтилена и является его крупнейшим экспортером. Высокое качество выпускаемой продукции позволяет осуществлять её продажу на экспорт 25 % от объема производства [21].

     Предприятие занимает ведущее место в производстве газопроводных полиэтиленовых труб, фенола, ацетона, охлаждающих жидкостей, химических реагентов для добычи нефти и осушки природного газа.

     Как говорилось ранее, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для  оценки синергетического эффекта. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину синергетического эффекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем лучше гармонируют между собой части организации при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости.

     То  есть, для оценки синергетического эффекта ОАО «Казаньоргсинтез»  с помощью доходного метода, необходимо обратиться к информации о текущем  положении дел в организации, которое касается непосредственно  рентабельности организации, а также  определить какие факторы и составляющие элементы компании играют при этом наиболее важную роль.

     Текущая эффективность компании выражается в показателях прибыльности, рентабельности, деловой активности, стоимости компании и других показателях [21].

     По  итогам 2007 года: выручка от реализации продукции - 15,5 млрд. руб. (12,7 млрд. руб. - внутренний рынок, 2,8 млрд. руб. - на экспорт)

     Чистая прибыль - 2,2 млрд. руб. (на 13 % больше, чем в 2006 году)

     Средняя заработная плата - 16700 рублей (одна из самых высоких в РТ)

     Стоимость основного капитала компании - 12,325 млрд. руб.

     Рентабельность  основного капитала компании - 17,8 % в год.

     Состояние кампании улучшается, так как чистая прибыль увеличивается на 13 % в год, показатель средней заработной платы один из лучших в стране и республики.

     Доля  на рынке полиэтилена низкого  давления: 38 % отечественного рынка -ОАО «Казаньоргсинтез», для сравнения ООО «Ставролен» - 25,7 %; относительная доля рынка ОАО «Казаньоргсинтез»: 38 % / 25,7 % = 1,48, ООО «Ставролен»: 25,7 % / 38 % = 0,68; темпы роста рынка: ОАО «Казаньоргсинтез» - 7 % в год, ООО «Ставролен» - 4,5 % в год.

     Для более подробного рассмотрения положения  организации, необходимо определить на какой стадии жизненного цикла находится  компания. ОАО «Казаньоргсинтез»  находится на стадии жизненного цикла «развитие». Компания завоевала достаточно высокую долю рынка, но эта доля продолжает расти значительными темпами (6-7 % в год). Чистая прибыль, соответственно, тоже растет (в среднем на 13 % в год). Компания постоянно разрабатывает и внедряет на рынок новые виды химической продукции, что позволяет завоевывать новые рынки и расти. Иерархическая структура усложняется, так как число сотрудников тоже растет с открытием новых заводов.

     По  производству некоторых отдельных  видов продукции (например, полиэтилена низкого давления) предприятие уже перешло на стадию «Зрелость», так как завоевана очень значительная доля рынка, темпы роста снизились, компания получает стабильную прибыль от реализации этой продукции. Но в целом, благодаря внедрению новых производств и расширению рынков реализации, компания продолжает расти и развиваться и до застоя ей еще далеко.

     Однозначно, руководствуясь данными по уровню доходности, а также по темпам роста организации  «Казаньоргсинтез», доле рынка компании, с уверенностью можно сказать, что в организации взаимодействие отдельных частей структурных элементов усиливает индивидуальные возможности результативности функционирования каждого элемента системы, т.е. на предприятии наблюдается положительный синергетический эффект.

     В чем же успех столь успешного  функционирования организации? Организация  использует в своей деятельности только качественное сырьё и материалы. На заводах устанавливаются только усовершенствованное оборудование, которое более мощное и экологически чистое, в отличии от старых. Используя это оборудование, организация повышает качество производимых товаров (этилена, труб и т.д.) и делает его конкурентоспособным не только на отечественном, но и на иностранном рынке. На предприятии имеет место постоянный рост рентабельности, постоянное выполнение бизнес-плана, рост заинтересованности работников повышать свою квалификацию, устойчивые связи организации с внешним миром, существует нормальный психологический климат в коллективе, то есть основание утверждать что данная организация сумела выявить и организовать положительный синергетический эффект.

     Желание получить эффект синергии привело компанию к поиску эффективных принципов  организации бизнес-систем. Это находится  в прямой зависимости от готовности к реорганизации своей организационной структуры в более сложный управленческий и технологический комплекс. А следствием такого процесса является рост числа взаимодействий между заводами в рамках определенных интересов. И это в свою очередь нередко приводит к созданию инновационных бизнес-инкубаторов, рождающих особую форму инноваций — совокупный инновационный продукт. Примером тому, может послужить процесс производства на заводе поликарбонатов. Здесь с недавних времен осуществляться программа по бесфосгенному методу.

     В качестве сырья применяется бисфенол-А, окись этилена и диоксид углерода. Этот процесс не использует фосген и хлористый метилен и образовывает малое количество отходов. Процесс  производства представляет собой инновационную  технологию без участия загрязнителей и без загрязнения окружающей среды. Такая установка успешно эксплуатируется «Kimei Asahi Corporation» в Тайване с июня 2002 года.

     Благодаря термостойкости, высокой ударопрочности и химической инертности, поликарбонаты  находят широкое применение как конструкционный материал в электротехнике и электронике, автомобилестроении и производстве потребительских товаров (линзы, шестерни, многослойные стекла, упаковка, СО и т.д.).

Информация о работе Оценка синергетического эффекта организации