Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы определяется тем, что современная рыночная экономика ориентирована на производство конкурентно способного продукта, в котором потребитель заинтересован. В связи с этим появляется проблема внедрения новой техники и технологии в производство для повышения качества производимого продукта, а также снижение затрат на производство. Без научно-технического прогресса немыслимо ни эффективное производство, ни экономический рост, а значит, и нет развития национальной экономики.

Содержание

Введение 3
1. Природа, сущность и эффективность НТП 5
2. Приоритетные направления НТП 13
3. Влияние развития НТП 28
Заключение 39
Список используемой литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Научно-технический прогресс.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

      Для систем техники, вступивших в стадию зрелости своего жизненного цикла характерно относительное преобладание технологической ветви НТП, что (в условиях насыщенности рынка, утратившими новизну видами товаров и услуг) в фазе спада ведет к повышению нормы безработицы.

      В новое тысячелетие Япония входит с мыслью о всеобщей интернетизации. Уж с 90-х годов японское правительство ведет кампанию, чтобы расширить круг пользователей Интернета до 30% населения. По данным министерства почты и телеграфа, в 2000г. в Японии насчитывалось 15млн. пользователей Интернета. Интернет стал главным каналом деловых контактов. Электронная коммерция требует знания английского языка. А тут японцы, увы, не сильны -они делят с северо-корейцами последние места среди всех народов Азии. В середине 90-х годов при кабинете министров был создан цент по развитию передовых телекоммуникаций. Выделяются средства на создание компьютерных сетей.

      Известный американский социолог М.Кастельс, изучающий  влияние информационных технологий на экономику предлагает следующую модель развития информационных технологий на экономику, предлагает следующую модель развития информационных технологий в Японии. Она называется "модель индустриального производства" и наглядно представлена Японией, в значительной мере Германией. При этой модели сокращается занятость в промышленности, которая, тем не менее, поддерживается на высоком уровне и укрепляется другими средствами. Услуги производителям здесь намного более важны, чем финансовые услуги, и более непосредственно связаны с промышленными фирмами. Это не значит, что финансовая деятельность не является важной в Японии и Германии: в конце концов, восемь из десяти крупнейших банков мира -японские. И хотя финансовые услуги действительно важны, и их доля увеличилась в обеих странах, основной объем роста услуг приходится на услуги кампаниях и социальные услуги. Однако в японской модели есть специфика: в ней наблюдается значительно более низкий уровень занятости в сфере предоставления социальных услуг, чем в других информациональных обществах с развитыми информационными технологиями. Это, вероятно, связанно со структурой японской семьи и интернализацией некоторых социальных услуг в структуре фирм.

      В общем, за исключением деловых услуг  и сельского хозяйства, ожидается, что японская структура занятости останется на редкость стабильной, что свидетельствует о постепенном переходе к информациональной экономике, в которой изменится содержание существующих работ, без обязательного вытеснения таких работ. [15 с.71]

      Японский  ученый Нагааки Ояма член совета экспертов  при кабинете министров, считает, что капиталовложения в информационные и коммуникационные технологии усилят экономический рост предприятий, которые их внедряют. Это расширит деловые возможности во многих отраслях промышленности и позволит открыть новые рабочие места. Так, растут вложения в информационные и коммуникационные технологии, усилят экономический рост предприятий, которые их внедряют. Это расширит деловые возможности во многих отраслях промышленности и позволит открыть новые рабочие места.

      Так, растут вложения в информационные технологии: производство полупроводниковых устройств, жидкокристаллических дисплеев для компьютеров, средств мобильной связи, телевизоров, способных принимать передачи в цифровом формате и пр. Корпорации "Hitachi", "Sanyo", "Sharp" строят новые заводы. Расходы на информационные технологии составляют 15-20% капиталовложений. Это примерно половина соответствующей цифры для США.

      Заметно влияние информационных технологий на финансовую отрасль, банки. Так, производитель оборудования связи "Фудзицу" совместно с банком "Сакура" учреждает первый в стане банк для работы в Интернете. Он будет называться "Japan Net Ваnk" и займется краткосрочным кредитором для физических лиц. Корпорация "Sony" создала в Интернете свой банк, который начал продавать розничные банковские услуги в 2001г. (вести депозитные вклады, кредиты различным клиентам и расчеты за покупки). Этот банк будет обслуживать покупателей "универмага в Интернете". " Sony " сама собирается стать "финансовым универмагом" - универсальным финансовым посредником, для чего она купила участие в брокерской конторе "Моnех Inс." для доступа на фондовый рынок и создала несколько дочерних страховых компаний. Владелец сети супермаркетов компания "Ито-Екадо" собирается эместировать дебетовые карточки. В бизнес-культуре Японии по-прежнему много пережитков, из-за которых цены остаются высокими, а производительность - низкой. Интернет и информационные технологии помогут увеличить прозрачность экономики и улучшат конкуренцию. Другая проблема в Японии - негибкие рынки труда и товаров. Законы, направленные на защиту работника, препятствуют быстрому перетоку рабочей силы в новые сферы производства. Более высокие экономические показатели, например, в США, - это следствие не только эффективного использования технологий, но гибкого рынка труда. Также важным моментом является возможность быстрого открытия собственного дела. В противоположность Америке, японский рынок венчурного капитала развит слабо, и созданное новое предприятие зачастую тонет в бюрократической волоките.

      Профессора  И.Накатани и Х.Такенака делают интересный вывод о влиянии информационных технологий на предприятия.

      По  их мнению, многие японцы считают, что  главное - это произвести хороший и качественный товар и продать его. На самом деле эти времена давно прошли. Сейчас главное после продажи товара - оказывать услугу по сопровождению этого товара в течение всей его жизни. Поэтому профессор И.Накатани утверждает, что будущее за экономикой услуг. Перед нами есть наглядный пример почти бесплатной продажи компьютеров и сотовых телефонов в Японии. Почему это происходит? Дело в том, что это очень выгодно провайдерам Интернета и сотовой телефонии. Есть примеры и в автомобильной отрасли. "Тойота" собирается сделать специальную систему навигации, соединенную с базой данных в Интернете. При поездке, например, в незнакомый город, вы вводите название блюда, которое хотите в данный момент, сумму, которую можете истратить, и за несколько секунд на дисплей вашего автомобиля выводится информация о местах, где его можно заказать, которая только что скача-лась из сети. Поэтому профессор Х.Такенака задает логичный вопрос: может в таком случае продавать машины практически бесплатно? В качестве примера можно привести 1ВМ, где 2/3 дохода складывается из услуг. [17 с.З]

      Кроме этого, профессор И.Накатани приводит в своей книге "Япония на пороге большого разворота" такие примеры. Как известно, многим фирмам необходимы канцелярские товары. Фирма "Аскул" - один из поставщиков таких товаров. Но она действует уже по новой бизнес-модели. По всей стране на многочисленных предприятиях-клиентах "Аскул" установила бесплатную систему учета и теперь знает точно, что нужно той или иной фирме, в каких количествах и в какое время. Фирмам-клиентам внедрение такой системы тоже выгодно, так как теперь нет необходимости содержать ответственных за это сотрудников, занимать место под склад канцелярии и тратить время на поиск и покупку необходимых вещей. "Аскул" действительно осуществляет индивидуальный подход к клиентам, исходя их конкретных нужд. Другими словами, то, что продает "Аскул", - это не товар, а услуга.

      Около 5млн. предприятий в Японии (99%) относятся  к малому и среднему бизнесу.

      Региональный  информационный центр малого и среднего бизнеса Нагано провел опрос, какой эффект дает создание сайта компании в Интернете. Были получены следующие ответы:

  • увеличение объемов продаж и сегментов рынка;
  • сокращение расходов на рекламу;
  • эффективный обмен информацией;
  • улучшение качества сервиса.

      Около 28% опрошенных получают заказы на выполнение работ через Интернет.

      К сожалению, на данный момент около 60% менеджеров разных компаний не уделяют должного внимания развитию и внедрению информационных технологий на своем предприятии. В качестве причин были выдвинуты следующие:

  • законодательная база электронной коммерции требует улучшения;
  • расходы по установке и поддержанию систем электронной коммерции довольно велики;
  • уровень знаний менеджеров и персонала недостаточен.

      Компания "Sony" наиболее быстро отреагировала на изменения в мировой экономики. Она одной из первых перешла на так называемый е-бизнес и внедрила многие системы учета и управления персоналом, основанные на информационных технологиях. Годом е-коммерции, когда она стала приносить высокие прибыли, стал для компании 2000г.

      Одной из ключевых идей было соединение компьютера, телевизора, сотового телефона на основе всех видов связи - беспроводной, оптиковолоконной, кабельной - так, чтобы в качестве контента (содержимого) можно было использовать рисунки, движущиеся картинки, голос, текстовую информацию. Если такое устройство подключить к Интернету, то контент его будет иметь цифровую форму и сможет постоянно меняться. Всю эту информацию

можно будет читать, слушать и смотреть благодаря высокоскоростным сетям. Такой курс компания наметила на ближайшие годы.

      В 2000г. была выпущена игровая приставка Sony Рlау Station, на которой компания опробовала свой стратегический курс. Уже за месяц было продано 1,4 млн. штук. Впервые на приставке можно не только играть, но и слушать аудио-и смотреть видео-диски. Но самое важное в том, что приставка, как компьютер, подключается к Интернету. Благодаря этому на приставке можно писать электронную почту, делать покупки в интернет-магазинах, скачивать новые игры и т.п. Приставка стала и компьютером, и средством развлечения. Благодаря распространению Sony Рlау Station в семьях появляется сетевая инфраструктура, о которой говорилось выше. Приставка стала первым шагом к воплощению мечты " Sony " о создании мощной информационной сети.

      Сейчас  компания выделяет 3 перспективных  направления своего бизнеса:

  • проект "Галактика", суть которого в том, чтобы на основе уже разработанных аудио- и видео-техники создать новое поколение "сетевой электроники"
  • проект "Информатизация", благодаря которому во все процессы менеджмента должны быть внедрены различные системы управления, основанные на информационных технологиях
  • проект "Спектрум", направленный на усиленное развитие сетевого бизнеса.

      В настоящее время "Sony" вступает в эпоху высокоскоростных сетевых решений. В Японии из года в год растет количество пользователей Интернета, и именно поэтому основными продуктами компании становятся: приставка Рlау Station 2, ноутбук VAIO, сотовый телефон с выходом в Интернет и цифровое телевидение. Разрабатывается сетевое решение, при котором будет один вид доступа в Интернет - через сеть "Sony". Оно называется е-платформа и позволит пользователю получать информацию об играх, музыке, спорте, интернет-магазинах.

      Начался массовый выпуск информационно-технилогически-затратных  товаров, таких как мини-диск, цифровая видеокамера, ноутбук и т.д.

      В 2000г. начало свою работу цифровое телевидение DS, более интерактивное, чем обычное. Другими словами, в "Sony" разрабатывают и производят такую технику, которая сама по себе не представляет большого интереса для потребителя, но с новым информационно-технологическим наполнением пользуется большим спросом.

      В том же 2000г. " Sony " стала интернет-провайдером, предоставляя различные виды услуг, в том числе прямую доставку товаров и услуг потребителю. Тогда же появились сайты Sony Рlау Station Dot Com Japan и сайт, специализирующийся на доставке товаров и услуг, - Sony Рlау Station Dot Com Japan. Кроме этого, появилось еще несколько подразделений компании в сети " Sony " совместно с "Тойота" представила систему кабельного телевидения САТV, использующего для передачи данных высокоскоростные интернет-магистрали. Компания много внимания уделяла производству электробытовых товаров и их рекламе в сети. Но с 2000г. был дан курс на продвижение финансовых услуг в сети. Два направления этого бизнеса - страхование и сетевой банк "Sony".

      "Sony" объединила свои усилия с сетью магазинов круглосуточной торговли "Seven Eleven" в Японии. Компания, где "Sony" поучаствовала своим капиталом, - "7 dream. соm". Уставный капитал компании – 3 млрд. йен; 8 тыс. реальных филиалов по всей стране, соединенных сетью. В каждый филиал заходят около тысячи человек в день.

      В 2000г. "Sony" образовала сетевой банк, рассчитанный в основном на индивидуальных клиентов. Его целью было обеспечить расчеты по кредитным картам, совершать покупки в сети, давать небольшие суммы в кредит. Использовать услуги такого банка можно, не только подключаясь к Интернету через ноутбук, но и через Рlау Station.

      Такой банк необходим, во-первых, как средство для эффективного управления денежными  потоками в сети; во-вторых, это совершенно новый вид услуг для клиента. Кроме этого, с увеличением продаж Рlау Station увеличилось число людей, имеющих простое и доступное средство входа в Интернет.

Информация о работе Научно-технический прогресс и его роль в развитии предприятия