В отличии от функций задачи 
всегда имеют субъективный характер, 
т.е. результат их решения зависит от 
уровня образования, опыта работы и личных 
качеств субъекта управления. Функции 
всегда первичны, а организационные структуры 
по их реализации – вторичны.
     Рассмотрим 
организационные принципы управления15.
  - Принцип плавности 
  в условиях перехода к рыночной экономике 
  выражается в разработке различных программ 
  развития хозяйства, прогнозировании 
  результатов региональных программ, расчётах 
  по наиболее эффективному использованию 
  трудовых, материальных и финансовых ресурсов, 
  определении приоритетных целей и задач.
 
  - Принцип объективности 
  требует анализа и учёта фактического 
  состояния и развития процессов и явлений, 
  условий, существующих в социальной среде, 
  влияния демографических и других факторов, 
  а также закономерностей взаимодействия 
  общества с природной средой в целях реализации 
  оптимального управления.
 
  - Принцип дифференциации 
  (разделения) и фиксирования функций и 
  полномочий каждого из должностных лиц, 
  что крайне важно для правильного подбора 
  и расстановки муниципальных служащих 
  в соответствии с их профессиональной 
  подготовкой и опытом работы, а также разработки 
  организационных структур управления 
  в соответствии с объективными функциями.
 
  - Принцип научности 
  заключается в применении научных методов 
  и средств сбора, обработки, обобщения 
  и анализа информации о состоянии объекта 
  управления; её обработки с применением 
  количественных методов на базе ЭВМ; выявлении 
  актуальных проблем, формировании приоритетных 
  целей, постановке задач, определении 
  эффективных способов и средств их решения.
 
  - Принцип рациональности 
  заключается в том, что цели и задачи управления 
  должны достигаться при наименьших финансовых, 
  ресурсных (силах и средствах) и временных 
  затратах. Управление должно быть оптимальным. 
  Рациональность управления базируется 
  на разработке научно обоснованных вариантов 
  решений, их сравнении и выборе наилучшего. 
 
  - В тесной 
  связи с принципом рациональности находится 
  принцип ответственности субъектов исполнительной 
  власти за результаты работы в целом. Это 
  обеспечивается нормативно-правовым закреплением 
  полномочий, задач, функций, структуры, 
  форм и методов работы.
 
  - Принцип единоначалия 
  заключается в том, что вопросы текущего 
  оперативного управления осуществляются 
  путём единоначалия, например, принятие 
  распоряжений главой администрации муниципального 
  образования.
 
  - Особую роль 
  в муниципальном управлении отводится 
  принципу отраслевого управления. В соответствии 
  с ним для решения определённой группы 
  задач образуются целевые  структуры, 
  специальные органы и аппараты. Отраслевой 
  принцип позволяет оперативно проводить 
  единую управленческую политику, рационально 
  и оперативно использовать силы и средства.
 
  - Принцип двойного 
  подчинения обеспечивает сочетание начал 
  централизации в руководстве с учётом 
  местных условий (например, управление 
  муниципальной милицией).
 
     Организационные 
принципы закрепляются в уставах 
субъектов Российской Федерации16.
     Процесс 
управления включает в себя несколько 
этапов: целеполагание, оценка ситуации, 
определение проблемы и принятие 
решения по ее разрешению.
     По 
характеру взаимодействия названных 
этапов процессы управления подразделяют 
на несколько типов:
      - Если осуществление 
      этапов происходит в строгой последовательности 
      и есть достаточная определенность по 
      всем этапам процесса управления и уверенность 
      в их осуществлении, то такой процесс управления 
      относится к линейному типу: цели – ситуация 
      – проблема – решение.
 
      - Если при 
      выполнении какого-либо этапа предыдущий 
      нуждается в корректировке и она вносится, 
      то процесс управления называется корректирующим.
 
      - Когда нет 
      возможности выделить главную проблему 
      и принять единственное решение, тип процесса 
      управления характеризуется как разветвленный.
 
      - Если цель 
      формируется в условиях неопределенности 
      как предварительная, на первое место 
      выходит задача анализа ситуации, процесс 
      в этом случае носит название ситуационного.
 
      - Если приходится 
      непрерывно уточнять ситуацию и корректировать 
      проблему, процесс может быть назван поисковым.
 
     Особенности 
принятия решения в органах муниципального 
управления:
    - Преобладание 
    стратегических решений социальной направленности 
    как директивных актов, направляющих, 
    организующих и мотивирующих коллективные 
    действия людей для достижения стратегических 
    целей.  
    Стратегические решения должны быть обоснованными, 
    своевременными, экономичными и приниматься 
    по следующей технологии: выявление проблемы, 
    обоснование общей концепции, выработка 
    нескольких альтернатив и выбор наилучшего 
    решения. 
    - Наличие у 
    управленцев умения выявить зарождение 
    стратегических противоречий города, 
    региона.
 
    - Необходимость 
    уметь выделить из огромного числа вопросов 
    узловые. Для специалистов муниципального 
    управления складывается, как правило, 
    две ситуации. Первая связана с возможностью 
    постоянно и внимательно следить за ситуацией 
    и своевременно подготавливать стратегические 
    решения. Вторая ситуация возникает неожиданно 
    под воздействием изменений внешней среды, 
    и решение в таком случае делится на принятие 
    неотложных мер и действий стратегического 
    характера.
 
    - Низкая мотивация 
    исполнителей управленческого решения.
 
 
     Итак 
мы рассмотрели понятие местного 
самоуправления, его функции и 
организационные принципы, выделили 
типы управления в зависимости от 
этапов управленческой деятельности, 
охарактеризовали особенности принятия 
управленческих решений в органах муниципального 
образования. Муниципальное управление 
имеет важное значение в настоящее время. 
Его цели и задачи определяются исходя 
из интересов местного населения. Функции 
управления различны, и эффективность 
их реализации напрямую зависит от своевременности 
и качества принимаемых управленческих 
решений. Соблюдение всех организационных 
принципов позволит повысить рациональность, 
гибкость, плавность, эффективность управленческой 
деятельности, применение новых методов 
управления. В настоящее время значительно 
возросла роль стратегического управления, 
которая облегчает управленческую деятельность. 
 
     
§ 2. Процесс принятия 
управленческих решений 
     Основанием 
для подготовки и принятия полномочными 
субъектами управленческих решений являются17:
    - Необходимость 
    исполнения предписаний вышестоящих органов 
    (органов государственной власти и местного 
    самоуправления);
 
    - Необходимость 
    осуществления собственной исполнительно 
    – распорядительной деятельности, вытекающей 
    из задач и функций исполнительных органов 
    местного самоуправления на основе: квартальных 
    планов нормотворческой деятельности; 
    поручений руководителя или его заместителей; 
    инициативы руководителей структурных 
    подразделений исполнительного органа 
    или подведомственных предприятий (учреждений); 
    исполнения ранее принятых решений полномочных 
    субъектов.
 
     Функции 
руководителей и аппарата управления 
по организации разработки решения 
заключаются в управлении общим 
процессом выработки решений; определении 
сущности задачи, участии в ее конкретизации, 
в выборе критериев оценки решений; окончательном 
выборе решения; организации его исполнения18. 
При необходимости выбирается управленческая 
стратегия, которая всегда предлагает 
ответить на вопросы целесообразности 
принятия управленческого решения в той 
или иной ситуации19.
     Сущность 
управленческих решений20:
    - Организационная 
    - состоит в том, что к их разработке и реализации 
    привлекается персонал организации. Значит, 
    необходимо сформировать работоспособный 
    коллектив, разработать инструкции, наделить 
    работников полномочиями, определить 
    их права и обязанности, ответственность 
    и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать 
    весь процесс. Это самая существенная 
    часть получения управленческого решения.
 
    - Технологическая 
    - проявляется в возможности обеспечения 
    процесса разработки решений техническими, 
    информационными средствами. Устаревшая, 
    неполная информация, отсутствие вычислительных 
    средств не дают возможности принять качественные 
    решения.
 
    - Правовая 
    - состоит в необходимости точного соблюдения 
    законодательных актов, обязательств, 
    уставов и т.д.
 
     Собрав 
и изучив необходимые материалы 
(в том числе, ранее изданные по 
какому-либо вопросу решения), определив 
цель принятия управленческого решения, 
исполнитель приступает к подготовке 
его проекта.
     Для 
процедуры разработки управленческого 
решения руководителю и аппарату 
управления необходимо осуществить 
следующие действия:
    - Оформить 
    документацию о начале выполнения работ 
    с указанием конкретного задания, состава 
    персонала и системы его подчинения, времени 
    исполнения решений, промежуточных этапов 
    контроля и размера выделяемых ресурсов.
 
    - Разработчикам 
    решения разъяснить права, ответственность 
    и полномочия; содержание организационных 
    документов о начале выполнения работ 
    по разработке решения.
 
    - Обсудить 
    с разработчиками неучтенные детали для 
    успешного выполнения работ. Акцентировать 
    внимание на важности задания и значении 
    его качественного исполнения.
 
    - Установить 
    соответствие решения действующему законодательству 
    и уставным документам организации.
 
     После 
вышеперечисленных этапов управленческое 
решение принимается. Следующим 
этапом является его реализация, которая 
представляет собой совокупность мероприятий, 
направленных на достижение установленных 
целей и сроков.
     Процедуры 
организации выполнения управленческого 
решения включают в себя оформление 
необходимой документации, разъяснение 
исполнителям их полномочий и сущности 
задачи, организацию контроля за реализацией, 
мотивационной и при необходимости – 
поощрительной деятельности.
     Основные 
формы реализации управленческих решений21:
  - Предписание 
  - официальное извещение какому-либо должностному 
  лицу об обязательном выполнении приведенного 
  решения в установленный срок.
 
  - Деловая беседа 
  - специально организованная встреча с 
  подчиненным, группой подчиненных для 
  обмена мнениями по заранее оговоренной 
  теме, актуальной для организации.
 
  - Убеждение 
  - деловая беседа, проводимая руководителем 
  с целью добиться у подчиненных требуемых 
  прочных взглядов по содержанию управленческого 
  решения для его выполнения.
 
  - Разъяснение 
  - деловая беседа, проводимая руководителем 
  с целью объяснить, сделать более понятным 
  суть и содержание управленческого решения.
 
  - Принуждение 
  - деловая беседа, проводимая руководителем 
  с целью осознанно заставить работника 
  выполнить решение путем угроз или повышенного 
  вознаграждения.
 
  - Наставление 
  - деловая беседа, проводимая руководителем 
  с целью научить, передать опыт для успешного 
  выполнения решения.
 
  - Сообщение 
  - деловая беседа, проводимая руководителем 
  с целью передачи дополнительной информации, 
  необходимой для выполнения решения.
 
  - Обучение 
  - деловая беседа, проводимая руководителем 
  с целью дать новые знания или информацию 
  для выполнения решений.
 
  - Совет - деловая 
  беседа, проводимая руководителем с целью 
  поделиться собственными взглядами на 
  выполнение решений.
 
  - Тренинг 
  - специально организованная деятельность 
  по разработке и реализации решений, в 
  ходе которой закрепляются навыки разработки 
  решений.
 
  - Совещание 
  - коллективная деловая беседа, проводимая 
  руководителем с целью оперативного доведения 
  до подчиненных конкретных задач; это 
  форма использования коллективного разума, 
  обмена информацией и опытом.
 
  -  Заседание 
  - узкопрофессиональное совещание для 
  решения организационных задач.
 
  - Отчет - сообщение 
  специалиста о результатах проделанной 
  работы по выполнению решения.
 
  - Деловое 
  слово - твердое решение руководителя, 
  данное подчиненным в устной форме.
 
     Информационное 
обеспечение - важнейший элемент 
успешного функционирования аппарата 
управления и процесса принятия решений. 
Содержание информационных сообщений 
определяется потребностями управленческих 
звеньев и сущностью вырабатываемых решений. 
Информация для принятия решений должна 
отвечать таким требованиям, как краткость 
и четкость формулировок, своевременность 
поступления, точность и достоверность 
и т.д.
     Язык 
и стиль управленческих решений 
(служебных документов) заключается 
в том, что все документы составляются 
официальным, литературным языком. Рекомендации:
  - Недопустимость 
  употребления неологизмов, ненормативной 
  лексики, местных диалектов, метафор, преувеличений 
  (гипербол), сравнений.
 
  - Когда приходится 
  составлять документы с множеством технических 
  терминов, используются специальные термины, 
  но их надо расшифровывать, а название 
  терминов написать вплоть до печатных 
  букв.
 
  - Если употребляются 
  аббревиатуры, то первый раз в документе 
  ее надо расшифровывать. Также, аббревиатура 
  должна быть благозвучной.
 
     Мы 
рассмотрели основания для принятия 
управленческих решений, функции принимающих 
субъектов, основные этапы и формы разработки, 
принятия и осуществления управленческих 
решений, их сущность и требования к изложению.
     Принятие 
управленческих решений – достаточно 
сложный и ответственный процесс, 
включающий несколько этапов, занимающий, 
порой, много времени и требующий создания 
специальных служб. Так например, выборочные 
исследования показывают, что 70 - 80% времени 
работников аппарата управления расходуется 
на подготовку, принятие и выполнение 
собственных, а также поступивших сверху 
решений. Важным является и организация 
информационной оснащенности процесса 
принятия управленческих решений. 
 
 
Заключение 
     Основное 
требование к муниципальному управлению 
– его эффективность в достижении 
целей, реализации функций и задач. 
Выполнение данного требования зависит 
от целесообразности, своевременности, 
содержательности управленческих решений, 
которые являются важнейшим связующим 
звеном процесса управления.
     По 
свое содержательности управленческие 
решения достаточно разнообразны. Одно 
и то же решение может классифицироваться 
по разным признакам. Тем не менее каждое 
из них должно всесторонне охватывать 
соответствующую ему ситуацию для ее своевременного, 
полного и точного анализа и разрешения.