3) Однако, такая размытая 
формулировка не сняла односторонности 
с этой теории, и, как часто 
бывает в науке, два крайних 
варианта породили третий, более 
или менее компромиссный, а 
именно личностно-ситуативные теории. 
В 1952 году Г. Герт и С. Милз 
выделили четыре фактора, которые 
было необходимо, по их мнению, 
учитывать при рассмотрении феномена 
лидерства:
а) черты и мотивы лидера 
как человека;
б) образы лидера и мотивы, 
существующие в сознании его последователей, 
побуждающие их следовать за ним;
в) характеристики роли лидера;
г) институциональный контекст, 
т.е. те официальные и правовые параметры, 
в которых работает лидер и 
в которые он и его последователи 
вовлечены. Стогдилл и Шатли предложили 
изучать лидерство с точки 
зрения статуса, взаимодействия, восприятия 
и поведения индивидов по отношению 
к другим членам группы. Таким образом, 
лидерство стало рассматриваться 
как отношения между людьми, а не как характеристика 
отдельного индивида. Следуя этой традиции, 
Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство 
как динамичное взаимодействие между 
целями лидера и целями и потребностями 
последователей, где функция лидера сводится 
к выбору и достижению групповых целей.
Но это только три главные 
теории. Между тем существуют и 
другие школы, внесшие определенный 
вклад в изучение этой проблемы:
4) Со временем появилась еще 
одна теория, и она была представлена в 
так называемой «системной теории лидерства», 
согласно которой лидерство рассматривается 
как процесс организации межличностных 
отношений в группе, а лидер – как субъект 
управления этим процессом. Ф. Фидлер предложил 
свой вариант «вероятностную модель эффективности 
лидерства», в которой делается акцент 
на интеграции влияния лидера (а точнее, 
его личностных свойств) и ситуативных 
переменных (отношений между лидером и 
последователями, сути задачи, степени 
власти лидера).
Фидлер выделяет два возможных 
стиля лидерства: ориентацию на задачу 
и ориентацию на межличностные отношения, 
иначе говоря, инструментальное и 
эмоциональное лидерство. Можно 
заметить, что подобное разделение 
функций и ролей, разграничение 
сфер деятельности инструментального 
и эмоционального лидера отдаленно 
напоминает разделение функций руководителя 
и лидера, принятое в отечественной 
социальной психологии.) По мнению Фидлера, 
стиль лидерства соотносится 
с ситуативными переменными (причем 
каждая переменная получает строгое 
количественное выражение) таким образом, 
что наиболее благоприятная ситуация 
для лидера включает хорошие отношения 
с последователями, хорошо разработанную 
задачу, сильную позицию лидера. 
Из этой предпосылки Фидлер делает 
вывод, что ориентированный на задачу 
лидер более эффективен, когда 
ситуация либо очень благоприятна, 
либо очень неблагоприятна для него. 
А ориентированный на межличностные 
отношения лидер более эффективен в 
ситуациях только умеренно благоприятных 
или умеренно неблагоприятных.
5) Атрибутивные теории 
рассматривают лидера как своего 
рода марионетку, получающую прямые 
указания и власть от своих 
последователей, которые приводят 
его в движение как кукольник 
куклу. Возьмем пример из политики, 
ни для кого не секрет, что 
население той или иной страны 
имеет определенные прототипы 
политического лидерства, формирующиеся 
в процессе развития политической 
культуры общества. С одной стороны, 
это стихийный процесс, являющийся 
творчеством масс. С другой – 
это процесс целенаправленного 
воздействия на массовое сознание 
со стороны различных политических 
сил через средства массовой 
информации. Определяющую роль играют 
последователи, то есть лидер 
прислушивается к мнению других, 
и принимает мнение других, а 
не свое (Брежнев, Черенков). Такая 
точка зрения предполагает, что 
лидер отражает цели группы 
и действует от ее имени. 
Здесь предполагается, что для 
понимания лидерства необходимо 
иметь представление об ожиданиях 
и целях последователей.
6) Схожей является разработанная 
Р.Л.Кричевским концепция «ценностного 
обмена» как механизма выдвижения 
лидера. Сама по себе идея ценностного 
обмена во взаимодействии людей 
и ранее разрабатывалась в 
социальной психологии. Здесь же 
идея ценностного обмена использована 
при объяснении феномена лидерства: 
ценностные характеристики членов 
группы (значимые свойства личности) 
как бы обмениваются на авторитет 
и признание лидера. Лидером рассматривается 
тот, в ком в наиболее полном 
виде представлены такие качества, 
которые особенно значимы для 
групповой деятельности, то есть 
являющиеся для группы ценностями. 
Таким образом, в лидерскую 
позицию в ходе взаимодействия 
выдвигается такой член группы, 
который как бы идентифицируется 
с наиболее полным набором 
групповых ценностей. Именно поэтому 
он и обладает наибольшим влиянием.
 
3. Психологические 
особенности уверенной в себе 
личности
 
Исходя из данных формулировок 
ранее понятий «лидер», «лидерство» 
и теорий лидерства можно сделать 
вывод, что лидерами становятся уверенные 
в себе личности. Таковым является 
общепризнанное мнение. Давайте согласимся 
и остановимся пока на этой точке 
зрения. Если лидер – это уверенный 
в себе человек, то, что мы вкладываем 
в понятие «уверенность»?
В том или ином виде проблему 
уверенности в себе, доверия к 
себе и к своим способностям можно 
обнаружить практически в любой 
психологической теории, так или 
иначе касающейся психологии личности. 
То, что люди различаются по степени 
уверенности в себе, совершенно очевидно. 
Понятие «уверенность» присутствует 
в большинстве языков мира, в некоторых 
даже встречается несколько слов 
для обозначения этого качества 
личности. Однако как психологическое 
понятие «уверенность в себе» (английское 
assertiveness, немецкое Selbstsicherheit) появилась 
в учебниках психологии сравнительно 
недавно.8
Экспериментальному психологическому 
изучению уверенности в себе предшествовала 
практика «тренинга уверенности» в 
клиниках неврозов и в обычных 
больницах. Этот факт указывает на источник 
интереса психологов к проблемам 
уверенности. Практические психологи 
и психотерапевты в ходе своей 
работы обнаружили, что большинство 
невротических больных и большая 
часть обычных больных в той 
или иной степени страдают от скованности, 
одиночества, от неуверенности в 
себе и своем будущем.
Психологи попытались обнаружить 
причины неуверенности себе и 
найти пути коррекции, лечения или 
ослабления ее невротизирующего влияния. 
Первым, кто серьезно занялся этой 
проблемой, был Андре Сальтер, владелец 
и главный врач довольно крупной 
и богатой клиники неврозов в 
Америке. Начав работу с неуверенными 
клиентами в 40-е годы 20-го века, Сальтер 
обобщил свой опыт и попытался дать ему 
теоретическое обоснование в своей книге 
«Условно-рефлекторная терапия».
Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, 
Сальтер предположил, что причиной 
неуверенности может быть преобладание 
процессов торможения над процессами 
возбуждения, приводящее к формированию 
«тормозной» личности, неспособной 
к открытому и спонтанному 
выражению своих чувств, желаний 
и потребностей, ограниченной в самореализации 
и испытывающей вследствие этого 
затруднения в контактах с 
другими людьми. По мнению Сальтера, 
большинство его современников 
в той или иной степени страдали 
от такого рода нарушения нервного 
баланса.9
 На основе своего 
клинического опыта Сальтер выделил 
и описал шесть характеристик 
здоровой, уверенной в себе личности:
1) Эмоциональность речи, 
что соответствует открытому, 
спонтанному и подлинному выражению 
в речи всех испытываемых чувств. 
Под этим Сальтер понимал, во-первых, 
открытость. С его точки зрения, 
уверенный человек чувства «называет 
своими именами» и не заставляет 
партнера (партнеров) по разговору 
догадываться, что же именно за 
чувство стоит за его словами. 
Это тем более важно, что 
партнер, скорее всего, поглощен 
своими собственными чувствами, 
и будет реагировать скорее 
на контекст беседы. Во-вторых, чувства 
уверенный в себе человек выражает 
спонтанно, то есть в тот 
момент, когда они возникли. В-третьих, 
уверенный человек говорит именно 
о тех чувствах, которые он 
испытывает. Он не стремится скрыть 
или «смягчить» проявления своих 
как позитивных, так и негативных 
чувств. Относительно невоздержанности 
в выражении эмоций я тоже 
должен ответить «да» - уверенный 
в себе человек часто выражает 
эмоции, до которых другим и 
дела нет. Но именно это помогает 
стать душой компании, заводить 
новых друзей, спасает от одиночества 
и т.д. По этому поводу мне 
вспоминается рекомендация, которую давал 
Андре Сальтер своим клиентам: «Не будь 
чувствительным, будь – эмоциональным».
2) Далее Сальтер говорит 
об экспрессивности и конгруэнтности 
поведения и речи, что означает 
ясное проявление чувств в 
невербальной плоскости и соответствие 
между словами и невербальным 
поведением. Психологи, занимающиеся 
изучением уверенности в себе, 
вообще, много внимания уделяют 
изучению особенностей невербального 
поведения уверенных в себе 
людей.
3) Умение противостоять и атаковать, 
проявляющееся в прямом и честном 
выражении собственного мнения, 
без оглядки на окружающих, также 
характерно для уверенного поведения. 
Наглость – второе счастье. 
Но не случится ли так, что 
преувеличение значения личных 
мнений, сомнений, желаний и ценностей 
приведет к санкциям со стороны 
социального окружения. Иными 
словами: хорошо ли это – 
в явной и открытой форме 
говорить о своих желаниях, мнениях 
и чувствах? Не получается ли 
так, что человек уверенный 
в себе – это человек переоценивающий 
свои возможности и не умеющий 
сдерживать свои эмоции? Не будет 
ли от этого хуже? Именно так 
и получается. Но только хуже 
не будет. Как считает Ромек: 
уверенность в себе – это 
переоценка позитивных сторон 
своих навыков, способностей, переоценка 
шансов, которые нам предоставляет 
окружающий нас мир. Парадокс: 
ведь именно эта неадекватно 
позитивная оценка позволяет 
ее обладателю браться за многое 
и многого достигать в тот 
момент, когда неуверенный постоянно 
сомневается и не может принять 
решение.
4) Уверенный в себе человек 
не стремится спрятаться за 
неопределенными формулировками. Чаще, 
чем другие люди, уверенные в 
себе используют местоимение 
«Я». Попытки спрятаться за 
неопределенными формулировками («все 
ученики нашего класса хотят…», 
«правительство работает», «мы 
боремся с преступностью») считаются 
проявлением слабости и неуверенности 
в своих силах. Более того, именно 
мнение меньшинства, а в решающие 
моменты истории – и отдельных лиц, которое 
даже лексически трудно выразить в безличной 
форме или от третьего лица («есть мнение», 
«некоторые полагают»), часто оказывает 
решающее влияние на принятие наиболее 
творческих и продуктивных решений. Не 
вследствие ли этого Майерс определил 
уверенность в себе одним из главных качеств, 
заставляющих серое большинство считаться 
с неординарными решениями и идеями?
5) Им не свойственно 
самоунижение и недооценка своих 
сил и качеств, они способны 
без стеснения выслушивать похвалу 
в свой адрес. Самоуважение 
и самоуверенность. Конечно, всегда 
остается опасность переборщить. 
Не производит хорошего впечатления 
человек, за самоуверенными высказываниями 
и претензиями (на власть, внимание, 
на должность) которого ничего 
не стоит – никакой самобытности, 
никаких знаний, никакого опыта. 
Это – тот случай, который однозначно 
осуждается в большинстве культур, 
за исключением, может быть, лишь 
крайне индивидуалистичных. И именно 
этого следовало бы опасаться 
– чрезмерной переоценки своего 
потенциала.
6) Способность к импровизации, т.е. 
к спонтанному выражению чувств 
и потребностей, также характерна 
уверенным в себе людям. Действия 
совершаются спонтанно, без долгого 
обдумывания и откладывания решающего 
разговора. Возможные недоразумения 
разрешаются не в результате 
интриг и скандалов, а в открытом 
и честном разговоре.
Исходя из этих и многих других 
исследований, можно считать, что 
уверенность в себе есть свойство 
личности, ядром которого выступает 
позитивная оценка индивидом собственных 
навыков и способностей как достаточных 
для достижения значимых для него 
целей и удовлетворения его потребностей. 
Основой для формирования такого 
рода оценок служит достаточный поведенческий 
репертуар, позитивный опыт решения 
социальных задач и успешного 
достижения собственных целей (удовлетворения 
потребностей). Для формирования уверенности 
в себе важен не столько объективный жизненный 
успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная 
позитивная оценка результатов собственных 
действий и оценки, которые следуют со 
стороны значимых людей. Позитивные оценки 
наличия, "качества" и эффективности 
собственных навыков и способностей определяют 
социальную смелость в постановке новых 
целей и определении задач, а также инициативу, 
с которой человек берется за их выполнение. 
То есть, как итог, можно 
сказать, что быть уверенным значит:
Делать то, что хочешь, 
как хочешь и когда хочешь. Высоко 
оценивать свои навыки и способности, 
вероятность осуществления желаний и 
достижения личных целей. Не волноваться 
сверх меры о том, что о тебе подумают другие. 
Знать свои права и уметь их отстаивать. 
Быть настойчивым, добиваясь того, чего 
хочешь. Уметь сказать «Нет», если нет 
желания что-либо делать. Позволять себе 
ошибаться, проигрывать с достоинством. 
Успехи считаются личной заслугой. Действовать 
уверенно, даже если на самом деле волнуешься. 
Не компенсировать неуверенность агрессией.
 
4. Теория личности 
Альфреда Адлера
 
Принимая во внимание все 
вышеперечисленные характеристики, 
лидерами становятся уверенные в 
себе люди. Так трактуют и большинство 
теорий лидерства. Но не стоит забывать 
еще одну уникальную теорию личности Альфреда 
Адлера. Согласно Адлеру, преследующее 
всю жизнь чувство собственной неполноценности 
и от этого неуверенности в себе толкает 
нас к успеху, дает импульс к действиям, 
делает многих людей истинными лидерами. 
Это идет в противовес большинству предыдущих 
теорий, в которых даже не предполагалось, 
что изначально слабые в определенных 
аспектах личности могут стать лидерами. 
Другими словами, даже неуверенные в себе 
люди тоже занимают лидирующие позиции.