Контрольная работа по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:49, контрольная работа

Описание

Теория организации является дальнейшим развитием серии управленческих наук, основой которой является теории управления.
В рамках теория организации должна рассматриваться как совокупность социальных, биологических и технических систем. Каждый человек воплощает в себе или сталкивается в своей деятельности со всеми этими системами. К ним относится личные и производственные отношения, жизнеобеспечение на рабочем месте и дома, техническое обеспечение производственной деятельности.

Содержание

ВОПРОС 1. МЕСТО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ НАУК…………………………………..…………………………...3
ВОПРОС 2. БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ………………….……………………………………………..…7
ВОПРОС 3. ПРИНЦИПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………..….15
ВОПРОС4 . ВИДЫ КОНТРОЛИНГА ……………...…..…………………..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...………..…..22
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………….………..…………………………..23

Работа состоит из  1 файл

теория орг.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)



Финансовый  университет при правительстве  РФ

 

 

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ЭКОНОМИКИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
по дисциплине «Теория организации»

Вариант 18

                                                                       

                                                                          Выполнила:

                                               

                                                                           Специальность (направление):

                                                                            Бакалавр Менеджмента

                                                                            № зачетной книжки

                                                                            Курс 3

                                                                           Руководитель:

 

Омск- 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВОПРОС 1. МЕСТО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ  НАУК…………………………………..…………………………...3

ВОПРОС 2. БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ  И ОРГАНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ………………….……………………………………………..…7

ВОПРОС 3. ПРИНЦИПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………..….15

ВОПРОС4 . ВИДЫ КОНТРОЛИНГА ……………...…..…………………..18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...………..…..22

     ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………….………..…………………………..23

 

МЕСТО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ НАУК.

 

Теория организации  является дальнейшим развитием серии  управленческих наук, основой которой  является теории управления.

В рамках теория организации  должна рассматриваться  как совокупность социальных, биологических и технических систем. Каждый человек воплощает в себе или сталкивается в своей деятельности со всеми этими системами. К ним относится личные и производственные отношения, жизнеобеспечение на рабочем месте и дома, техническое обеспечение  производственной деятельности. Несистемный подход в организации как процесса и явления может привести  к неопределенным затратам финансовых, технологических и других ресурсов. [2,C.46-47]

Освоение знаний любой  науки исследователь и практик, студент и менеджер начинают не на пустом месте, а в рамках уже полученных ранее представлений об окружающем мире. Так или иначе, в сознании индивидуума они систематизированы определенным образом  в организованный комплекс учебных дисциплин и практических навыков, способный взаимно адаптировать как вновь получаемые, так и уже имеющиеся знания. Более того, эффективность освоения новой информации во многом зависит именно от способности сознания индивидуума правильно позиционировать, детерминировать, соотнести их со структурой и содержанием устойчиво применяемых положений. [1, C.55]

Так же как идентификация  любого объекта начинается с его  сравнения или сопоставления  с ранее встречавшимися и понятными  примерами, процесс исследования организации  необходимо основывается на определении  ее места и роли в сложившейся системе знаний. Это особенно важно для относительно новой дисциплины — теории организации, поскольку так или иначе она приобретает характер всеобщей науки, затрагивает практически все сформировавшиеся или еще формирующиеся области знаний.

Теория организации  имеет связи со смежными дисциплинами: математикой, теорией вероятностей, информатикой, статистикой, логикой, теорией  игр, графиков, матриц и рядом других наук.

Так, например, в процессе специализации знания выделились в  следующие науки:

•   об организации  Вселенной — в астрономию;

•   об организации  внутреннего строения Земли —  в геологию;

•   о внешних  формах организации строения — в  архитектонику;

• об организации хозяйственной  деятельности человека — в организацию  производства;

•   о политической организации, развитии общества и управлении им — в политологию;

Вклад антропологии в  теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди  прочих проблем изучает функцию  культуры общества, т.е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций. В теории организации исключительно важно учитывать характер и степень влияния указанных факторов на формирование приоритетов людей и их поведение в организациях.

Особую значимость приобретает  связь теории организации с юридической  наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к административному праву, регулирующему общественные отношения, возникающие в процессе организации государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо хочу выделить корпоративное право – совокупность юридических норм, регулирующих правой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельности исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, создает необходимые предпосылки для эффективного функционирования организаций.

Менеджмент рассматривает  вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил.

Теория организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу. Связь теории организации с другими науками наглядно показана на рис. 2.

 

Рис. 2 - Связь теории организации  с другими науками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.

Работа в фирме должна быть организована таким образом, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с планом действий эффективно, знали свое место и цели организации, причем эти цели должны совпадать с целями организации в целом.

Для четкой работы организации необходимо следующее:

- Цели должны быть  понятными всем работникам фирмы;

- Система целей должна  реализовать глобальную цель;

- Информационные каналы  связи не должны иметь «узких»  мест;

- Работники должны  иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;

- Удовлетворенность в  работе должна обеспечиваться  выбранной системой мотивации.

Можно сделать вывод, что управление фирмами реализуется  в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решения).

Сформируем  правила создания организационной  структуры управления:

1. Для вертикальной  иерархии:

- Организационная структура  должна быть предельно проста;

- Схема организационной структуры должна быть обозрима;

- Каждый работник иерархии  должен иметь должностную инструкцию;

- Информационные каналы  должны обеспечить передачу информации  как в прямом направлении (передача  управленческих решений), так и  в обратном (контроль исполнения);

- Линии подчиненности  и ответственности должны четкими,  необходимо избегать двойного  подчинения;

- Руководство всей  деятельностью осуществляет высшее  руководство;

- Глобальные решения  принимаются на уровне руководителей  фирмы с учетом возможностей и перспектив ее развития;

- Функции линейного  руководства и функциональных  подразделений должны быть разграничены.

2. Для горизонтальной  сети:

- Все участники сделки  равноправны;

- Все отношения менеджмента  и клиента временные;

- Основным критерием является «временная взаимозависимость».

- Решения принимаются  функциональными собраниями типа  «круглый стол»;

- Формирование и координация  сети обеспечением менеджментом.

Реализация указанных  правил позволит проектировать наиболее эффективную структуру управления фирмой.

Формирование организационной  структуры происходит как результат  взаимовлияния стратегического  замысла собственника и внешних  условий. При построении организационной  структуры необходимо провести анализ и оценку внешней и внутренней среды, влияющих на предприятие, а также выявить необходимость или целесообразность корректировки сложившейся структуры или построения новой.

Под организационной  структурой фирмы понимается ее организация  из отдельных подразделений с  их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющими организацию фирмы.

Принципы построения структуры организации:

- Принцип единоначалия - работник должен получать задачи  и полномочия только от одного  руководителя отвечать только  перед ним же;

- Ограничение сферы контроля руководителя - рекомендуемое число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю;

- Принцип соответствия - необходимо соблюдать соответствие  между объемом задач, полномочий  и ответственность работника.

В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. 

 Исторически первым  сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют.

Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:

1. Все задания, необходимые  для достижения целей, должны  разделяться на высокоспециализированные  виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Каждое задание должно  выполняться в соответствии с  "постоянной системой абстрактных  правил" с целью гарантирования  однородности и скоординированности различных заданий. Разумность такой практики состоит в том, что руководитель может устранить неопределенность при выполнении задания, связанную с индивидуальными различиями.

3. Каждый сотрудник  или офис организации должен  отвечать перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Власть руководителей основывается на экспертных знаниях и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управления. Таким образом, создается цепь команд.

4. Каждое официальное лицо в организации должно вести дела своего офиса безлично и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а также клиентами. Цель такой практики - гарантировать невмешательство отдельных личностей в продуктивное выполнение целей офиса, отсутствие фаворитизма, служебных отношений, основанных наличной дружбе или знакомстве.

5. Наем на работу в бюрократическую  организацию должен основываться  на технической квалификации  работника и предусматривать  защиту от произвольного увольнения. Соответственно продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях. Наем в организацию должен рассматриваться как карьера работника на протяжении всей жизни, что предполагает высокий уровень его преданности фирме.

Организация, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа. Между тем только некоторым  организациям свойственны все характеристики идеального типа. Отдельные достаточно высокие характеристики свойственны  для многих организаций. Например, все организации до определенного уровня применяют разделение труда, имеют отношения "руководитель-подчиненный", используют определенные виды процедур.

Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность.

Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших  коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).

Информация о работе Контрольная работа по "Теории организации"