Коммуникации в деятельности органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель работы: раскрыть особенности процесса коммуникации и выявить инфор-мационное обеспечение государственной службы.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
1) Охарактеризовать элементы, виды, функции коммуникации.
2) Проанализировать управленческую информацию, как фактор оптимизации системы управления.
3) Сформировать нормативно-правовую базу информационного обеспечения государственной службы (на примере РФ).
4) Систематизировать знания смежных учебных дисциплин.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3
Гл. I. Роль коммуникаций в системе управления
1.1. Сущность коммуникационного процесса ………………………………………4-6
1.2. Виды коммуникаций ……………………………………………………………..6-9
1.3. Модели и функции внутрикоммуникативных сетей…………………………..9-11

Гл. II. Информация как фактор оптимизации системы управления
2.1 Информация как основа государственного управления.
Требования к управленческой информации……………………………………….12-17
2.2 Нормативно- правовые основы информационного обеспечения государствен-ной службы РФ……………………………………………………………………………17-26
Заключение ……………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

 

 

1.3. Модели и функции внутрикоммуникативных сетей

 

Доказано, что  на эффективность работы коллектива, сплоченность служащих оказывает влияние используемая в организации  модель внутрикоммуникативных сетей.

Коммуникативные сети подразделяются на централизованные и децентрализованные.В одних моделях вся коммуникация замыкается на руководителе, в других она более или менее равномерно распределяется между всеми членами организацию (рис.3). Централизованные сети способствуют решению относительно простых управленческих задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем, а также уменьшают удовлетворенность работой у членов групп, снижают уровень коллективного единства, хотя и способствуют развитию лидерства.

Известно  множество других вариантов коммуникационных моделей: цепочная, звездная, иерархическая. Связи между передающей стороной (коммутатор – руководитель) и воспроизводящей стороной (исполнитель) существенно различаются.

При цепочной структуре коммуникаций решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой структуре одинаковы, а командный стиль руководства не проявляется. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.

Многозвенная  структура коммуникации — наиболее часто встречаемая на уровне первичного коллектива. Здесь все участники коммуникации связаны между собой. Эту модель отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Отношения субординации и командования ярко выражены.

В звездной структуре ярко выражен руководитель, через которого передается вся информация, все связи замыкаются на нем. Для иерархической структуры характерны опять же ярко выраженные административно-командные отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными и командными.

Обычно выделяют следующие функции коммуникации:

  1. информативную, или инструментальную, которая проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков;
  2. интегративную, выраженную в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности, организации обмена деятельностью м/у людьми;
  3. дестабилизирующую, направленную на создание условий для социально напряженности и конфликтности в обществе;
  4. культурологическую, проявляющуюся в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта
  5. контактную – установление и поддержание коммуникативного контакта;
  6. регулятивную – социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм. 10

Подчерку, что  многие из этих функций взаимосвязаны. Так, например, интеграция в обществе немыслима без социального наследования, которое, в свою очередь, может быть действенным лишь при условии его упорядоченности, определенной организации, что во многом обеспечивается системой коммуникации.

Рис.3 Структуры  коммуникаций

 


 

 

 

 

Гл. II. Информация как фактор оптимизации системы управления


2.1.Информация как основа государственного управления.

Требования к управленческой информации

Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и государственной деятельности, одной из форм закрепления и распространения, имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и «материей» управления. Движение к «информационному обществу» еще более усиливает роль информации в решении любых человеческих проблем.11

В таких условиях получение новой информации, хранение и поиск уже созданной, адекватное понимание и актуальное использование информации становятся очень трудным делом, требующим времени, сил и средств, создания специальных структур (систем), применения новейшей техники и технологии. Работа с информацией превращается в обширное и массовое занятие людей, а сама информация выступает основным источником интенсификации и гармонизации общественного развития. Перед обществом стоит проблема овладения информацией, ее организации,   каналов   движения,   способов   осмысления   и   оценки механизмов эффективного использования на практике, здесь не будут предприняты упорядочивающие меры, то общество может «утонуть» в информации, остаться только с ее «шумами», которыми и так уже переполнено так называемое информационное поле. Проявляется парадокс: обилие информации создает информационные иллюзии и лишает людей достоверной и реально нужной им информации.

Разумеется, что информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления. По существу все управленческие процессы — это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации; т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в государственном управлении в частности происходит взаимодействие не  всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации государственно-управленческих воздействий. Речь идет об управленческой информации. Управленческая информация это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Она своими «корнями» проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы управленческой организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности.

В практике государственных органов об этом часто забывают и вводят в управленческую информацию много политики, идеологии, пропаганды, различных концепций и программ, обещаний и прогнозов. Порой простые управленческие требования так растворяются в массе слов, что их трудно обнаружить и уж, тем более, практически реализовать. Не всегда подобное происходит по злому умыслу, есть причины, это объясняющие, к примеру, политизация управления, но в любом случае ненужные информационные «шумы» усложняют государственное управление. Поэтому рациональность и эффективность последнего напрямую обусловливаются качеством той информации, которая обозначается термином «управленческая информация».

Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

1.Нормы законодательных и иных актов, управомочивающие государственные органы и государственных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных правовых актов);

 2.Обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);

 3.Обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация);

  4.Факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления);

  5.Проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях процессов).   

     Информация в зависимости от источников поступления делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя  информация возникает как результат описания состояния и деятельности организации и используется внутри ее для осуществления процессов принятия решений, оперативного управления, формирования учетно-отчетной документации, для выдачи информации во внешние организации. Использование ее характеризуется высокой степенью регламентированности как в отношении предоставления, так и использованиями.

Внешняя информация — сведения из организаций, участвующих или активно влияющих на процесс управления. Содержательно она близка внутренней информации, описывает (отражает), ход управляющего воздействия, выступает в виде показателей сведений, регламентирована в отношении содержания и временных параметров. Этот вид информации не подвержен контролю над источником и формой сообщений, унификация и стандартизация сообщений внешней среды. Также невозможны и необходим специальный аппарат для предварительной обработки внешней информации, длительного ее хранения и многообразного использования первичных документов. Внешняя информация может быть разделена на подвиды: дескриптивная и прескриптивная (нормативная). 

 Дескриптивная информация отражает сведения о наблюдаемых свойствах социальных, управляемых объектов. Прескриптивная информация соответствует нормативному подходу к управлению процессами и явлениями, содержит рекомендации на предмет, каким должен быть объект и какие действия нужно осуществить, чтобы его параметры соответствовали принятой норме (стандарту, традициям, ценностям). Прескриптивная информация жестко регламентирует деятельность организации, являясь для управленцев обязательной.

При формировании системы информации для управления необходимо, прежде  всего, определить функциональную структуру деятельности учреждения, а именно: какие цели и задачи стоят перед организацией и какие виды управляющего воздействия (деятельности) она осуществляет. Зная это, можно перейти к системе критериев оценки выполнения конкретных функций, а затем и к информированию системы информации, характеризующей деятельность организации, т.е. в этом случае будет осуществлен целевой информации по объекту управления, которая позволит выйти принятие конкретных управленческих решений.

Организация Цели и задачи             Функциональная структура


Деятельности  Критерии оценки  Система показателей.


Информационный цикл охватывает ряд последовательных процессов, в каждом из которых информация, представленная на начальном этапе в виде фактов, цифр, сведений, данных, т.е. сырого информационного материала. Обрабатывается и преобразуется в сообщения, значимые (имевшие смысл) для адресата, заказчика — лица, принимающего решение. В этом виде информация становится информацией в полном смысле этого понятия. 12

Таким образом, информация как управленческая категория - это новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию, снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, воспринятые, понятные и оцененные как полезные для решения тех или иных задач управления. Информация в управлении - это не любые сведения, сообщения, данные, а только используемые в процессе формирования решения. Качество управленческой информации как понятие неотделимо от процедур принятия управленческих решений.

Наряду с качественным определением информации возникает  проблема ее количественного измерения. Недостаток информации приводит к тому, что центр принятия решения реализует себя в условиях неопределенности или риска, вынужден привлекать, вести поиск к дополнительной информации или действует в соответствии с прошлым опытом, по интуиции. Вредным может оказаться и избыток информации, так как способен привести к потере целостности (гора цифр и фактов заслоняет истинную картину).

Организационная структура объединяется в целое  посредством сети потоков информации. Между системой информационного обеспечения и организационной структурой управления имеется органическая взаимосвязь и взаимозависимость. Система информационного обеспечения выступает по отношению к организационной  как внутренняя основа. Если изменяется организационная культура управления, неизбежно меняется распределение информационных потоков. Чрезмерное дробление подразделений, нечеткая координация и связь между ними затрудняют прохождение информационных потоков, так же как частая организационная перестройка разрушает информационную управляющую систему (ИУС), мешает ее гибкости и динамизму.13

Следовательно, информация в управлении должна удовлетворять ряду требований, т.е. быть:

    • опережающей; содержать в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегии действий в будущем;
    • своевременной, оперативной;
    • надежной (основными параметрами надежности информации принято считать ее достоверность, объективность, полноту);
    • оптимальной (характеристика меры в соотношении необходимой и достоверной информации);
    • доступной и простой в восприятии (параметры: краткость, наглядность, выразительность). Необходимо также соблюдать соотношение между звуковой и зрительной информацией, учитывая, что скорость восприятия зрительной информации очень высока;
    • логичной и лаконичной (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения);
    • комплексной, системной;
    • соответствующей компетенции, полномочиям субъекта управления;14

Основные трудности, которые  возникают на пути сбора  и распространения информации, связаны с коммуникационными проблемами. Несмотря на то, что измерения проводят компьютеры, большая часть информации обрабатывается  человеком, что может вызвать искажения информации. Здесь неизбежны субъективные оценки, опасные побуждения сотрудников выдавать непригодную информацию. Поэтому информатизация как важное направление  повышения эффективности управления должна быть осмыслена не только как технический, а главным образом – социальный процесс.

Итак, оптимальное  коммуникативное взаимодействие и  информационное обеспечение – необходимые факторы эффективного управления.

Информация о работе Коммуникации в деятельности органов государственной власти