Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:37, лекция

Описание

Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого.
С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Работа состоит из  1 файл

Классическая адм шк.docx

— 212.74 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

http://mei06.narod.ru/sem9/lecture_1.htm

 

 

 

 

Административная  школа управления и ее значение для  теории организации.


В отличие от создателей школы научного управления, главной проблемой представителей административной теории организации  было управление в более широком  смысле — применительно к работе всей организации. Если Тейлор предлагал  устанавливать рациональное управление организациями «снизу», то Файоль —  «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между  его теорией и теорией Тейлора  нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор — цеховое управление, а он —  высшее административное. Основной вклад  представителей административной теории организации состоит в том, что  они рассматривали управление организацией как универсальный процесс, состоящий  из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформировали систематизированную  теорию управления всей организации, выделив  управление как особый вид деятельности.  

 Разработка проблем научного  управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая  свое внимание на деятельности  и специализации руководителя, столкнулась  с необходимостью анализа построения  и создания принципов функционирования  организации в целом. Ответом  на эту потребность практики  стали работы Анри Файоля, предложившего  ряд организационных принципов,  необходимых  для эффективного управления компанией. 

 Анри Файоль (1841-1925) был по  образованию горным инженером,  в 19 лет он окончил  Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамболь», сначала в должности инженера, а затем  – в главном управлении. С 1888 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управ¬ляющего компания находилась на грани банкротства, а ко вре¬мени его отставки стала одним из самых мощных, сла¬вящихся своими административными, техническими и научны¬ми кадрами и эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны. 

 Файоль создал «теорию администрации»  и достиг известности благодаря  своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд  Файоля "Основные черты промышленной  администрации - предвидение, организация,  распорядительство, координирование,  контроль". Этот труд - основной  вклад Файоля в науку об  управлении. 

 В отличие от школы научного  управления, занимавшейся, в основном, вопросами рациональной организации  труда отдельного рабочего, представители  классической школы занялись  разработкой подходов к совершенствованию  управления организацией в целом.  Данный подход объясняется тем,  что Файоль и его последователи  имели опыт работы в качестве  руководителей высшего звена  управления в большом бизнесе.  

 Целью административной школы  Файоля было создание универсальных  принципов управления, следуя которым  организация достигнет успеха. 

 Файоль предложил четырнадцать  принципов организации, хотя и  утверждал, что их может быть  намного больше. Структурные принципы  обеспечивают основные направления  для создания системы взаимосвязанных  организаторских функций, права  и ответственности. Принципы процесса  сосредоточены на действиях руководителей,  направляющих деятельность организации,  особенно когда руководители  общаются с подчиненными. Принципы  конечного результата определяют  желаемые характеристики организации.   

 Административная теория организации  и управления — это одна  из первых целостных рационально-нормативистских  теорий организации и управления  промышленным предприятием, имеющая  мощный социальный компонент.  Согласно теории управление определяется  как «ведение предприятия к  определенной цели», при которой  «извлекается максимум из имеющихся  в распоряжении организации ресурсов».  В качестве объекта управления  рассматриваются следующие сферы  деятельности: 

- техническая; 

- коммерческая; 

- финансовая; 

- защитная; 

- бухгалтерская; 

- административная (определяется  как базовая и связана с  управлением персоналом). 

 Элементы процесса  управления.  

 Файоль выделил пять основных  элементов, из которых, по его  мнению, складываются функции администрации:  планирование, организация, распорядительство,  координирование и контроль. 

1. Планирование - один из компонентов  процесса управления, в ходе которого  формулируются цели, создаются образцы  и эталоны, составляющие основу  управленческого контура в организации.  Важно, чтобы не только планировались  общие цели, но и обозначались  этапы их достижения, обосновывались  ресурсные возможности для достижения  целей и обеспечения выполнения  нормативов.  По словам Файоля, предвидеть – означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать. Предвидение составляет наиболее значительную часть  управления. 

 Для разработки программы  действий  необходимо знание: 

- ресурсов предприятия (денежный  капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые  ресурсы, величина производственной  мощности, конъюнктура рынка и  т.д.); 

- ведущих направлений развития  предприятия; 

- возможных изменений внешних  условий, сроки наступления которых  нельзя определить заранее. 

 По мнению Файоля, составление  эффективной программы действий   требует от руководящего персонала следующих качеств: 

- искусство управлять людьми; 

- определенного нравственного  мужества; 

- большой активности; 

- достаточной устойчивости; 

- известной компетенции в производственной   области; 

- наличия достаточного опыта  в делах. 

 Планирование основано на  соединении целей организации  и ее подразделений со средствами  для их достижения. Вместе с  тем планирование косвенно является  инструментом контроля, так как  оно не только устанавливает  цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений  от норм, нарушение которых обусловливает  принятие координирующих решений.  

2. Организация - функция органа  управления, сущностью которой является  создание самой управленческой  структуры организации, т.е. обеспечение  необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов  и формирование условий, необходимых  для ее нормальной работы. 

 Для осуществления производственного  процесса на предприятии социальный  организм должен быть способен  выполнять все необходимые операции. Этому способствует эффективное  управление людьми, включающее в  себя такие этапы, как: 

- установление программы действий; определение задач, целей и  потребностей предприятия и установление  соответствия между ними и  материальными и социальными  организмами; 

- наблюдение за выполнением  программы; 

- осуществление руководства компетентным  и энергичным руководителем; 

- правильный подбор административного  аппарата; 

- точное определение функций  персонала; 

- согласование усилий для выполнения   намеченной работы; 

- ясное, отчетливое и точное  формулирование решений; 

- поощрение ответственности и  инициативы; 

- предупреждения ошибок и недоразумений;  

- всеобщий контроль и др.   

3. Распорядительство - одна из  функций управления, суть которой  в предъявлении руководителем  требований к подчиненным в  отношении выполнения ими ролевых  ожиданий, распределения ответственности,  постоянного воздействия на поведение  подчиненных. При этом обязательным  является применение руководителем  определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми  функциями. Используя различные  формы власти (личный авторитет,  собственные знания, принуждение), руководитель  должен распорядиться: кто, как  и когда будет выполнять порученное  задание. Для получения максимального  результата для предприятия в  целом, руководитель должен знать  в совершенстве подчиненных ему  работников и условия, связывающие  предприятие и служащих; увольнять  неспособных работников; подавать  положительный пример; производить  периодическое    инспектирование социального организма предприятия; регулярно проводить совещания с ведущими работниками для согласования  единства направлений и усилий. 

4. Координирование. Его главной  целью является достижение соответствия  и согласованности между различными  частями предприятия путем установления  рациональных связей в производстве. По своему содержанию связи  могут быть экономическими, техническими, организационными, вязи между различными  ступенями управляемого объекта.  Кроме того, сюда относят связь  между производством с одной  стороны, и процессами распределения,  обмена и  потребления -  с другой. 

5. Контроль - наиболее важная функция  управления, конечный итог всей  управленческой деятельности. Задача  контроля – проверка исполнения  в соответствии с принятой  программой. Основными моментами  осуществления контроля являются  следующие: 

- выбор способа контроля. Руководитель  может выбрать жесткие способы  контроля выполнения заданий  или предоставить подчиненным  реализацию функций контроля; 

- выбор масштаба контроля или  частоты и силы вмешательства  руководителя в процесс изготовления  продукта; 

- выбор метода положительного  или отрицательного стимулирования  для достижения наименьшего отклонения  от плановых норм. 

 Файоль  полагал, что эти нормы контроля наиболее важны и вообще единственно значимы для руководителя (в частности, он считал все остальные работы не свойственными руководителю), однако современный руководитель дополняет ролевые требования другими (дополнительными) функциями управления.  

 Значение административной  школы. 

 Классическое разграничение  функций управления на предприятии,  разработанное А. Файолем, прошло  проверку временем. Все новые  теории управления, по этому вопросу  ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация  управленческих функций по Файолю  остается в своей основе без  изменений. Применение  теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность: 

- правильно определять приоритеты  деятельности; 

- правильно её планировать; 

- быстро и эффективно выполнять  корректирующие действия. 

 Основатели  административной школы  менеджмента руководствовались задачей создания универсальных принципов управления, следование которым позволяет достичь максимального эффекта деятельности любого предприятия. Несомненно, Файоль и его последователи   достигли своей цели.


 


Информация о работе Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)