Инновационный процесс как фигура умолчания в контексте школ стратегического менеджмента
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:52, статья
Описание
В статье предпринята попытка рассмотрения инновационного процесса с позиций раз-
личных школ стратегического менеджмента. Рассмотрены базовые предпосылки различных
школ и недостатки в их практическом применении. Показано, что в рамках разных школ инно-
вационный процесс различен не только в его формальном, но и сущностном описании.
 
                
            
Работа состоит из  1 файл
                    
                
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 1 -
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ШКОЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Брехова Т.Б. 
Орловский государственный технический университет, Орел, Россия
В статье предпринята попытка рассмотрения инновационного процесса с позиций раз-
личных школ стратегического менеджмента.  Рассмотрены базовые предпосылки различных
школ и недостатки в их практическом применении. Показано, что в рамках разных школ инно-
вационный процесс различен не только в его формальном, но и сущностном описании. 
In article attempt of consideration of innovative process from positions of various schools of strate-
gic management is undertaken. Base preconditions of various schools and lacks of their practical applica-
tion are considered. It is shown, that within the limits of different schools innovative process is distin-
guished not only in its formal, but also the intrinsic description. 
Школы стратегического менеджмента согласно классификации пред-
ложенной в работе Г. Минцберга [1] с некоторой долей условности могут
быть объединены в две группы: 
1.  прескриптивные (приписывающие) 
2.  дискриптивные (описывающие) 
Основные задачи школ первого типа,  т.е.  предписывающих –  это
обоснование методов разработки стратегии, обеспечивающих повышение
конкурентного статуса организации. В рамках данных школ стратегии вы-
ступают как нечто логически объяснимое, зависящее от воли руководите-
ля и при правильном применении однозначно гарантирующее успех
организации. 
Описывающие школы лишь отчасти касаются проблем обеспечения
конкурентного статуса предприятия и своей главной задачей ставит наи-
более достоверное описание процесса разработки и реализации стратегии
как он есть. Какие либо рекомендательные выводы могут быть сделаны
лишь на основании анализа фактически сложившихся моделей. 
Предписывающие школы -  это,  как правило,  те школы,  которыми
пользуются в своей практике консалтинговые фирмы. 
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 2 -
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ: 
Школа дизайна – наиболее старая и представительная школа. 
Основные постулаты: 
− 
процесс разработки стратегии осмысленный,  продуманный, 
возглавляемый руководителем; 
− 
он приводит к созданию уникальной и лучшей по результатам
моделирования, однако достаточно простой стратегии; 
− 
реализация стратегии начинается, после того как та полностью
сформулирована; 
− 
стратегия представляет собой результат моделирования,  наи-
лучшее решение выбранное из множества альтернатив; 
− 
модель представляет собой результат оценки сильных и слабых
сторон компании (внутренняя среда), а так же возможности и угроз (внеш-
няя среда). 
Типичным примером инструмента использующегося в рамках школы
дизайна является «SWOT-анализ» (базовая модель представлена на рисун-
ке 1). 
Недостатки школы: 
− 
пренебрежение обучением; 
− 
жёсткая связь стратегии и структуры; 
− 
точное определение стратегии приводит к утрате гибкости; 
− 
определение и формулировка стратегии происходит в отрыве
от деятельности. 
Инновации:  
В рамках данной школы инновации выступают, прежде всего, как не-
кие оригинальные решения в рамках реализации перспектив и преодоле-
ния угроз, опирающиеся на баланс сильных и слабых сторон компании. 
Инновации не возникают спонтанно, они результат моделирования, со-
поставления желаемого и возможного и выявленные в результате данного
сопоставления «лазейки» по каким-то причинам не обнаруженные конку-
рентами. Инновационная деятельность – это прежде всего «наращивание
мускулов» (сильных сторон) компании и преодоление ее слабостей. 
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 3 -
Рис 1. Базовая модель школы дизайна [1]
Школа планирования. Активно развивается с 70-х гг. 
Основные посылки: 
− 
стратегия – осознанный процесс планирования, формально от-
ражающийся в соответствующих схемах, таблицах и поддерживающийся
соответствующими методами; 
− 
ответственность за исполнение стратегии возлагается на выс-
шее руководство; 
− 
по завершению процесса планирования мы имеем возможность
её контролировать согласно конкретным показателям. 
Результатом развития идей школы планирования стала методика ис-
пользования «системы сбалансированных показателей» - ССВ или BSC, 
которая позволяет осуществлять увязку стратегических и оперативных
планов. Наиболее детализированные варианты внедрения ССВ позволяют
увязывать и контролировать согласно принятой системе показателей стра-
тегические и оперативные планы начиная от уровня компании в целом и
заканчивая конкретным ее сотрудниками.  
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 4 -
Недостатки школы: 
− 
ошибка предопределения –  в реальной жизни знания о буду-
щих состояниях окружающей среды весьма ограничены – это приводит к
«не гибкости» системы; 
− 
ошибка разделения – выражается в отсутствии стыковки между
иерархическими уровнями планирования,  точнее сказать декларируемая
стыковка оказывается недостаточно эффективной; 
− 
ошибка формализации – в таком сложном процессе как разра-
ботка и реализация стратегии далеко не все показатели могут быть форма-
лизованы и учтены. 
«Вырожденной»  ССВ некоторые аналитики считают бюджетирова-
ние, то есть такую систему планирования в рамках которой увязка страте-
гических и текущих планов осуществляется лишь по одному параметру – 
финансовому. Недостатки школы планирования особенно отчетливо про-
слеживаются на примере тех компаний, где модели ССВ и бюджетирова-
ния разрослись и «окостенели» настолько, что составление планов и их
согласование стали сутью и целью процесса, утратив свое первоначальное
предназначение.  
Инновации: 
Инновационный процесс в рамках данной школы – это, прежде всего
система планов и согласований между отдельными сотрудниками и под-
разделениями. Бесспорно – современная фирма – это сложный, функцио-
нирующий в едином ритме механизм, однако устранение из него случай-
ностей характерных для творческого инновационного процесса, как пра-
вило, ведет к гибели. Необходимость многочисленных согласований в си-
туации когда решение необходимо принимать «здесь и сейчас» - это не
недостаток, а родовой признак данной школы. Не случайно инновацион-
ные подразделения выводятся из состава крупных фирм, формируя сете-
подобные образования или наделяются особыми полномочиями.  
Школа позиционирования: 
Базовым положением данной школы является то, что стратегии пред-
ставляют собой генерические, специфически общие, рыночные позиции, 
которые являются одновременно и экономическими и конкурентными. 
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 5 -
Главная задача руководства – правильно позиционировать положения
компании или бизнеса, что автоматически приводит к появлению «гото-
вой к употреблению стратегии» 
Одна из основных моделей данной школы – это модель конкуренции
Портера,  типичный инструмент –  матрица БКГ (Бостонская Консульта-
тивная группа). 
Недостатки: 
− 
ориентация на крупный бизнес; 
− 
чрезмерное увеличение расчётами; 
− 
попытка однозначно формализовать положения компании; 
− 
отказ от уникальности стратегии как перспективы развития
компании. 
Инновации: 
Соответственно инновационная деятельность в рамках данной школы
– это, прежде всего, выбор адекватной конкурентной позиции или способа
перехода к данной позиции (независимо от того обеспечивается данный
переход за счет технологических новшеств,  новых методов организации
труда или получения более точных данных о новом сегменте рынка). Отказ
от уникальности стратегий однозначно влечет за собой и унификацию под-
ходов в инновационной деятельности. Как и все предписывающие школы
школа конфигурации явно или неявно старается избегать инноваций, рас-
сматривая их, прежде всего как способ перемещения из одной позиции в
другую, но не как некую перманентную, слабоформализованную детерми-
нанту деятельности фирмы олбеспечивающую ее индивидуальность. 
ОПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ
Общим недостатком всех описывающих школ является невозмож-
ность или затруднительность использования результатов и рекомендаций, 
полученных в результате исследования в управленческой практике напря-
мую, а так же уделение чрезмерно большого внимания интуиции и слу-
чаю. 
Школа предпринимательства – рассматривает процесс разработки и
реализации стратегии как зрение или видение, которое обращено вперёд
(будущее); назад (прошлое); вглубь (внутренняя среда организации); во-
вне (внешняя среда) и т.д. Причём данное зрение основано на интуиции, 
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 6 -
предпринимательской смекалке и находит выражение в интуитивно по-
нятных руководителю целях.  
В рамках данной школы инновации - обязательный, базовый атрибут
деятельности,  основа конкурентоспособности и предпринимательского
поведения. Однако совершенно неясно как данные инновации возникают
(впрочем, стратегии тоже) и какие инструменты могут быть использованы
для формальной оценки эффективности тех или иных интуитивно понят-
ных стратегу решений.  
Когнитивная школа она рассматривает процесс разработки и реали-
зации стратегии как процесс мышления, протекающий в сознании страте-
га,  а значит, стратегии зарождаются как перспективы и их основой явля-
ется информация, которая соответствующим образом кодируется и цирку-
лирует между членами коллектива согласно определённым законам
Инновации для когнитивной школы – это информационные конструк-
ты, которые должны быть вначале явным образом выявлены из всей сово-
купности часто неформализованного и неосознаваемого информационно-
го поля фирмы, затем правильно перекодированы (то есть представлены
таким образом, что бы могли быть восприняты на всех уровнях организа-
ции) и лишь затем реализованы в виде некой системы действий. 
Школа обучения –  рассматривает стратегический процесс как
приспособление к не предсказуемо меняющимся условиям внешней
среды.  Идеи,  способствующие этому,  могут возникнуть у любого
индивида,  не зависимо от его места в организационной иерархии. 
Следовательно,  задача руководителя состоит в создании такой
организационной
культуры,  которая
способствует
селекции
и
продвижению идей способствующих адаптации организации.  
Инновационная деятельность в данном случае растворена в самой
природе фирмы, каждый человек и отдел инновационен в принципе, так
как ежедневно вынужден отвечать адекватными действиями на изменения
окружающей среды. Данная школа в отношении инновационного процес-
са идет гораздо дальше, нежели когнитивная, так как указывает на недос-
таточность фиксации и адекватной перекодировки ценной информации.  
При этом важны два принципиальных момента:  
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 7 -
а) следует учитывать, что инновационное решение может быть оши-
бочным – как следствие необходимость формирования некоего банка зна-
ний («правильных инноваций»), «коллективного разума» организации; 
б)  оговорены барьеры на пути инновационного развития и,  прежде
всего, неизбежный в виде неотъемлемого иерархического организацион-
ного строения. 
Именно в рамках школы обучения могут быть рассмотрены такие
важнейшие аспекты обеспечения инновационного процесса как оптимиза-
ция степени иерархической жесткости и «информационной наполненно-
сти» различных уровней управления пропорционально сложности адапта-
ционных задач, стоящих перед организацией.  
Школа власти – стратегия рассматривается как результат взаимодей-
ствия людей преследующих свой сугубо корыстные интересы. С этой це-
лью создаются формальные и не формальные альянсы,  группы стремя-
щиеся получить контроль как можно над большим количеством ресурсов. 
Стратегия в данном случае есть равнодействующая между интересами и
действиями различных групп. 
Инновации в данном случае разделяются на новшества в области за-
воевания властных полномочий и на новшества в отношении деятельно-
сти компании (то есть улучшающие положение всех стейкхолдеров, а не
отдельных групп). Таким образом, интересы отдельных групп могут вы-
ступать, как в качестве элементов блокирующих инновационную деятель-
ность, так и существенно ее ускоряющих.  
Школа культуры – стратегия это результат социального взаимодей-
ствия и она основана на общих принципах для членов организации убеж-
дениях и «пониманиях». При этом в оценке вариантов развития и методов
достижения целей важна не столько формальная эффективность, сколько
часто не осознанные представления членов коллектива о правильных дей-
ствиях.  Роль руководства в данном случае преимущественно пассивная, 
она заключается не в разработке стратегии как таковой,  а в создании в
коллективе определённого микроклимата который, как правило, способст-
вует консервации существующих стратегий. 
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 8 -
Инновационный процесс в данном случае выступает как жизненная
необходимость некоторых индивидов. Именно школа культуры способна
объяснить такой феномен как «коллектив единомышленников».  Задача
руководства состоит не в том,  что бы создавать специфический микро-
климат для инновационных подразделений –  если ориентиры выбраны
верно он постепенно сформируется сам, отсеивая идеологически нежела-
тельных носителей, а в том, что конструкторское бюро (как некий эвфе-
мизм инновационности) и бухгалтерия (с ее жестко регламентированными
процедурами) должны, все таки функционировать в рамках единой орга-
низации. 
Школа внешней среды – доводит до логического абсурда идеи шко-
лы позиционирования, рассматривая стратегию как результирующую воз-
действия на организацию внешних сил. Согласно данной теории органи-
зации существуют в определённых ограниченных, относительно стабиль-
ных условиях - экологических нишах. Когда нища перестаёт существовать
организации погибают, либо трансформируются до неузнаваемости. 
В контексте данной школы следует различать «нишевые» инновации
(то есть инновации, реализуемые в контексте деятельности организации) и
инновации трансформирующие (то есть те которые приводят к преобразо-
ванию организации,  фактической гибели с последующим возрождением
или без него). 
Школа конфигурации –  в значительной мере обобщает наработки
предыдущих школ и рассматривает организации как объекты,  в сущест-
вовании которых периоды стабильности сменяются периодами крупных
перемен. Это позволяет сформулировать некий экоцикл организации (ри-
сунок 2), на различных этапах которого эффективны различные стратегии. 
Инновационная деятельность в рамках школы конфигурации – это со-
вершенно разные явления на разных этапах развития организации. То есть
меняется не просто ориентиры и показатели эффективности инновацион-
ного процесса, но сама суть инноваций, которые, например, на этапе кон-
сервации, способствуя частным улучшениям в деятельности организации
становятся, по сути, тормозом, а не локомотивом развития фирмы. 
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 9 -
Рис. 2. Экоцикл организаций Hurst, 1995. Р. 103 [1]
Таким образом можно сформулировать следующие краткие опреде-
ления инновации в рамках дефиниций различных школ. 
Инновация это: 
Школа дизайна – увиденная перспектива; 
Школа планирования – план действий; 
Школа позиционирования – правильно выбранная позиция; 
Школа предпринимательства – интуитивная догадка; 
Когнитивная школа – процесс понимания нового; 
Школа обучения – новое знание о способе выживания; 
Школа власти – оригинальный способ контроля над ресурсами; 
Школа культуры – привычка; 
Школа внешней среды – стечение обстоятельств; 
Школа конфигурации – спорадический способ существования органи-
зации. 
Не смотря на сложности в практическом применении, наиболее полно
отражен инновационный процесс в рамках школ обучения и конфигура-
ции. Предписывающие школы, то есть наиболее востребованные в прак-
тическом плане школы, как ни странно, фактически избегают инноваци-
онного процесса как такового, подменяя его частной проблемой под на-
званием «управление изменениями». 
_______________________________ 
1. Минцберг Г. Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб Питер, 2001. 336 с.
Новое действие
Вынужденное действие
  
 
 
					Информация о работе  Инновационный процесс как фигура умолчания в контексте школ стратегического менеджмента