Инновационный процесс как фигура умолчания в контексте школ стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:52, статья

Описание

В статье предпринята попытка рассмотрения инновационного процесса с позиций раз-
личных школ стратегического менеджмента. Рассмотрены базовые предпосылки различных
школ и недостатки в их практическом применении. Показано, что в рамках разных школ инно-
вационный процесс различен не только в его формальном, но и сущностном описании.

Работа состоит из  1 файл

школы в стратегическом менеджменте.pdf

— 297.08 Кб (Скачать документ)
Page 1
Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 1 -
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ШКОЛ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Брехова Т.Б.
Орловский государственный технический университет, Орел, Россия
В статье предпринята попытка рассмотрения инновационного процесса с позиций раз-
личных школ стратегического менеджмента. Рассмотрены базовые предпосылки различных
школ и недостатки в их практическом применении. Показано, что в рамках разных школ инно-
вационный процесс различен не только в его формальном, но и сущностном описании.
In article attempt of consideration of innovative process from positions of various schools of strate-
gic management is undertaken. Base preconditions of various schools and lacks of their practical applica-
tion are considered. It is shown, that within the limits of different schools innovative process is distin-
guished not only in its formal, but also the intrinsic description.
Школы стратегического менеджмента согласно классификации пред-
ложенной в работе Г. Минцберга [1] с некоторой долей условности могут
быть объединены в две группы:
1. прескриптивные (приписывающие)
2. дискриптивные (описывающие)
Основные задачи школ первого типа, т.е. предписывающих – это
обоснование методов разработки стратегии, обеспечивающих повышение
конкурентного статуса организации. В рамках данных школ стратегии вы-
ступают как нечто логически объяснимое, зависящее от воли руководите-
ля и при правильном применении однозначно гарантирующее успех
организации.
Описывающие школы лишь отчасти касаются проблем обеспечения
конкурентного статуса предприятия и своей главной задачей ставит наи-
более достоверное описание процесса разработки и реализации стратегии
как он есть. Какие либо рекомендательные выводы могут быть сделаны
лишь на основании анализа фактически сложившихся моделей.
Предписывающие школы - это, как правило, те школы, которыми
пользуются в своей практике консалтинговые фирмы.

Page 2

Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 2 -
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ:
Школа дизайна – наиболее старая и представительная школа.
Основные постулаты:

процесс разработки стратегии осмысленный, продуманный,
возглавляемый руководителем;

он приводит к созданию уникальной и лучшей по результатам
моделирования, однако достаточно простой стратегии;

реализация стратегии начинается, после того как та полностью
сформулирована;

стратегия представляет собой результат моделирования, наи-
лучшее решение выбранное из множества альтернатив;

модель представляет собой результат оценки сильных и слабых
сторон компании (внутренняя среда), а так же возможности и угроз (внеш-
няя среда).
Типичным примером инструмента использующегося в рамках школы
дизайна является «SWOT-анализ» (базовая модель представлена на рисун-
ке 1).
Недостатки школы:

пренебрежение обучением;

жёсткая связь стратегии и структуры;

точное определение стратегии приводит к утрате гибкости;

определение и формулировка стратегии происходит в отрыве
от деятельности.
Инновации:
В рамках данной школы инновации выступают, прежде всего, как не-
кие оригинальные решения в рамках реализации перспектив и преодоле-
ния угроз, опирающиеся на баланс сильных и слабых сторон компании.
Инновации не возникают спонтанно, они результат моделирования, со-
поставления желаемого и возможного и выявленные в результате данного
сопоставления «лазейки» по каким-то причинам не обнаруженные конку-
рентами. Инновационная деятельность – это прежде всего «наращивание
мускулов» (сильных сторон) компании и преодоление ее слабостей.

Page 3

Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 3 -
Рис 1. Базовая модель школы дизайна [1]
Школа планирования. Активно развивается с 70-х гг.
Основные посылки:

стратегия – осознанный процесс планирования, формально от-
ражающийся в соответствующих схемах, таблицах и поддерживающийся
соответствующими методами;

ответственность за исполнение стратегии возлагается на выс-
шее руководство;

по завершению процесса планирования мы имеем возможность
её контролировать согласно конкретным показателям.
Результатом развития идей школы планирования стала методика ис-
пользования «системы сбалансированных показателей» - ССВ или BSC,
которая позволяет осуществлять увязку стратегических и оперативных
планов. Наиболее детализированные варианты внедрения ССВ позволяют
увязывать и контролировать согласно принятой системе показателей стра-
тегические и оперативные планы начиная от уровня компании в целом и
заканчивая конкретным ее сотрудниками.

Page 4

Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 4 -
Недостатки школы:

ошибка предопределения – в реальной жизни знания о буду-
щих состояниях окружающей среды весьма ограничены – это приводит к
«не гибкости» системы;

ошибка разделения – выражается в отсутствии стыковки между
иерархическими уровнями планирования, точнее сказать декларируемая
стыковка оказывается недостаточно эффективной;

ошибка формализации – в таком сложном процессе как разра-
ботка и реализация стратегии далеко не все показатели могут быть форма-
лизованы и учтены.
«Вырожденной» ССВ некоторые аналитики считают бюджетирова-
ние, то есть такую систему планирования в рамках которой увязка страте-
гических и текущих планов осуществляется лишь по одному параметру –
финансовому. Недостатки школы планирования особенно отчетливо про-
слеживаются на примере тех компаний, где модели ССВ и бюджетирова-
ния разрослись и «окостенели» настолько, что составление планов и их
согласование стали сутью и целью процесса, утратив свое первоначальное
предназначение.
Инновации:
Инновационный процесс в рамках данной школы – это, прежде всего
система планов и согласований между отдельными сотрудниками и под-
разделениями. Бесспорно – современная фирма – это сложный, функцио-
нирующий в едином ритме механизм, однако устранение из него случай-
ностей характерных для творческого инновационного процесса, как пра-
вило, ведет к гибели. Необходимость многочисленных согласований в си-
туации когда решение необходимо принимать «здесь и сейчас» - это не
недостаток, а родовой признак данной школы. Не случайно инновацион-
ные подразделения выводятся из состава крупных фирм, формируя сете-
подобные образования или наделяются особыми полномочиями.
Школа позиционирования:
Базовым положением данной школы является то, что стратегии пред-
ставляют собой генерические, специфически общие, рыночные позиции,
которые являются одновременно и экономическими и конкурентными.

Page 5

Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 5 -
Главная задача руководства – правильно позиционировать положения
компании или бизнеса, что автоматически приводит к появлению «гото-
вой к употреблению стратегии»
Одна из основных моделей данной школы – это модель конкуренции
Портера, типичный инструмент – матрица БКГ (Бостонская Консульта-
тивная группа).
Недостатки:

ориентация на крупный бизнес;

чрезмерное увеличение расчётами;

попытка однозначно формализовать положения компании;

отказ от уникальности стратегии как перспективы развития
компании.
Инновации:
Соответственно инновационная деятельность в рамках данной школы
– это, прежде всего, выбор адекватной конкурентной позиции или способа
перехода к данной позиции (независимо от того обеспечивается данный
переход за счет технологических новшеств, новых методов организации
труда или получения более точных данных о новом сегменте рынка). Отказ
от уникальности стратегий однозначно влечет за собой и унификацию под-
ходов в инновационной деятельности. Как и все предписывающие школы
школа конфигурации явно или неявно старается избегать инноваций, рас-
сматривая их, прежде всего как способ перемещения из одной позиции в
другую, но не как некую перманентную, слабоформализованную детерми-
нанту деятельности фирмы олбеспечивающую ее индивидуальность.
ОПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ
Общим недостатком всех описывающих школ является невозмож-
ность или затруднительность использования результатов и рекомендаций,
полученных в результате исследования в управленческой практике напря-
мую, а так же уделение чрезмерно большого внимания интуиции и слу-
чаю.
Школа предпринимательства – рассматривает процесс разработки и
реализации стратегии как зрение или видение, которое обращено вперёд
(будущее); назад (прошлое); вглубь (внутренняя среда организации); во-
вне (внешняя среда) и т.д. Причём данное зрение основано на интуиции,

Page 6

Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 6 -
предпринимательской смекалке и находит выражение в интуитивно по-
нятных руководителю целях.
В рамках данной школы инновации - обязательный, базовый атрибут
деятельности, основа конкурентоспособности и предпринимательского
поведения. Однако совершенно неясно как данные инновации возникают
(впрочем, стратегии тоже) и какие инструменты могут быть использованы
для формальной оценки эффективности тех или иных интуитивно понят-
ных стратегу решений.
Когнитивная школа она рассматривает процесс разработки и реали-
зации стратегии как процесс мышления, протекающий в сознании страте-
га, а значит, стратегии зарождаются как перспективы и их основой явля-
ется информация, которая соответствующим образом кодируется и цирку-
лирует между членами коллектива согласно определённым законам
Инновации для когнитивной школы – это информационные конструк-
ты, которые должны быть вначале явным образом выявлены из всей сово-
купности часто неформализованного и неосознаваемого информационно-
го поля фирмы, затем правильно перекодированы (то есть представлены
таким образом, что бы могли быть восприняты на всех уровнях организа-
ции) и лишь затем реализованы в виде некой системы действий.
Школа обучения – рассматривает стратегический процесс как
приспособление к не предсказуемо меняющимся условиям внешней
среды. Идеи, способствующие этому, могут возникнуть у любого
индивида, не зависимо от его места в организационной иерархии.
Следовательно, задача руководителя состоит в создании такой
организационной
культуры, которая
способствует
селекции
и
продвижению идей способствующих адаптации организации.
Инновационная деятельность в данном случае растворена в самой
природе фирмы, каждый человек и отдел инновационен в принципе, так
как ежедневно вынужден отвечать адекватными действиями на изменения
окружающей среды. Данная школа в отношении инновационного процес-
са идет гораздо дальше, нежели когнитивная, так как указывает на недос-
таточность фиксации и адекватной перекодировки ценной информации.
При этом важны два принципиальных момента:

Page 7

Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 7 -
а) следует учитывать, что инновационное решение может быть оши-
бочным – как следствие необходимость формирования некоего банка зна-
ний («правильных инноваций»), «коллективного разума» организации;
б) оговорены барьеры на пути инновационного развития и, прежде
всего, неизбежный в виде неотъемлемого иерархического организацион-
ного строения.
Именно в рамках школы обучения могут быть рассмотрены такие
важнейшие аспекты обеспечения инновационного процесса как оптимиза-
ция степени иерархической жесткости и «информационной наполненно-
сти» различных уровней управления пропорционально сложности адапта-
ционных задач, стоящих перед организацией.
Школа власти – стратегия рассматривается как результат взаимодей-
ствия людей преследующих свой сугубо корыстные интересы. С этой це-
лью создаются формальные и не формальные альянсы, группы стремя-
щиеся получить контроль как можно над большим количеством ресурсов.
Стратегия в данном случае есть равнодействующая между интересами и
действиями различных групп.
Инновации в данном случае разделяются на новшества в области за-
воевания властных полномочий и на новшества в отношении деятельно-
сти компании (то есть улучшающие положение всех стейкхолдеров, а не
отдельных групп). Таким образом, интересы отдельных групп могут вы-
ступать, как в качестве элементов блокирующих инновационную деятель-
ность, так и существенно ее ускоряющих.
Школа культуры – стратегия это результат социального взаимодей-
ствия и она основана на общих принципах для членов организации убеж-
дениях и «пониманиях». При этом в оценке вариантов развития и методов
достижения целей важна не столько формальная эффективность, сколько
часто не осознанные представления членов коллектива о правильных дей-
ствиях. Роль руководства в данном случае преимущественно пассивная,
она заключается не в разработке стратегии как таковой, а в создании в
коллективе определённого микроклимата который, как правило, способст-
вует консервации существующих стратегий.

Page 8

Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 8 -
Инновационный процесс в данном случае выступает как жизненная
необходимость некоторых индивидов. Именно школа культуры способна
объяснить такой феномен как «коллектив единомышленников». Задача
руководства состоит не в том, что бы создавать специфический микро-
климат для инновационных подразделений – если ориентиры выбраны
верно он постепенно сформируется сам, отсеивая идеологически нежела-
тельных носителей, а в том, что конструкторское бюро (как некий эвфе-
мизм инновационности) и бухгалтерия (с ее жестко регламентированными
процедурами) должны, все таки функционировать в рамках единой орга-
низации.
Школа внешней среды – доводит до логического абсурда идеи шко-
лы позиционирования, рассматривая стратегию как результирующую воз-
действия на организацию внешних сил. Согласно данной теории органи-
зации существуют в определённых ограниченных, относительно стабиль-
ных условиях - экологических нишах. Когда нища перестаёт существовать
организации погибают, либо трансформируются до неузнаваемости.
В контексте данной школы следует различать «нишевые» инновации
(то есть инновации, реализуемые в контексте деятельности организации) и
инновации трансформирующие (то есть те которые приводят к преобразо-
ванию организации, фактической гибели с последующим возрождением
или без него).
Школа конфигурации – в значительной мере обобщает наработки
предыдущих школ и рассматривает организации как объекты, в сущест-
вовании которых периоды стабильности сменяются периодами крупных
перемен. Это позволяет сформулировать некий экоцикл организации (ри-
сунок 2), на различных этапах которого эффективны различные стратегии.
Инновационная деятельность в рамках школы конфигурации – это со-
вершенно разные явления на разных этапах развития организации. То есть
меняется не просто ориентиры и показатели эффективности инновацион-
ного процесса, но сама суть инноваций, которые, например, на этапе кон-
сервации, способствуя частным улучшениям в деятельности организации
становятся, по сути, тормозом, а не локомотивом развития фирмы.

Page 9

Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2
- 9 -
Рис. 2. Экоцикл организаций Hurst, 1995. Р. 103 [1]
Таким образом можно сформулировать следующие краткие опреде-
ления инновации в рамках дефиниций различных школ.
Инновация это:
Школа дизайна – увиденная перспектива;
Школа планирования – план действий;
Школа позиционирования – правильно выбранная позиция;
Школа предпринимательства – интуитивная догадка;
Когнитивная школа – процесс понимания нового;
Школа обучения – новое знание о способе выживания;
Школа власти – оригинальный способ контроля над ресурсами;
Школа культуры – привычка;
Школа внешней среды – стечение обстоятельств;
Школа конфигурации – спорадический способ существования органи-
зации.
Не смотря на сложности в практическом применении, наиболее полно
отражен инновационный процесс в рамках школ обучения и конфигура-
ции. Предписывающие школы, то есть наиболее востребованные в прак-
тическом плане школы, как ни странно, фактически избегают инноваци-
онного процесса как такового, подменяя его частной проблемой под на-
званием «управление изменениями».
_______________________________
1. Минцберг Г. Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб Питер, 2001. 336 с.
Новое действие
Вынужденное действие

Информация о работе Инновационный процесс как фигура умолчания в контексте школ стратегического менеджмента