Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:09, реферат

Описание

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается c принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был "истинным отцом бедных". Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: "Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи".

Содержание

Введение
Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности
Древнейшие виды благотворительности на Руси
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Благотворительность эпохи.docx

— 44.86 Кб (Скачать документ)

Обращая внимание на церковную  благотворительность, на единство княжеских  установлений и поступков священнослужителей, мы можем вернуться на несколько  веков назад от правления Дмитрия  Донского.

В интересующем нас аспекте  весьма показательна деятельность удельного  князя Николая Давыдовича, прославившегося  своей огромной любовью к нищим.

Эта христианская любовь была подтверждена конкретными поступками. В первой половине XII века данный князь  построил в Киеве, так называемый, больничный монастырь. По сути, это  первые богадельни на Святой Руси, которые  строились непосредственно за церковной  оградой, получившие особое распространение  после Указов императора Петра I.

Отличались своей особой благотворительностью два князя, родные братья Мстислав и Роман Ростиславовичи. Первый отдавал значительные средства на выкуп пленных. Второй же отличался  таким особым нищелюбием, христианским смирением и состраданием, что  все свои доходы, наследство пожертвовал  на помощь бедным, не оставив даже жалкого  гроша на свое собственное погребение. Подобным же альтруизмом и нищелюбием отличался князь Владимир Василькович, раздавший бедным все свое имение. Сюда входили золото, серебро, драгоценные  камни, утварь, украшения, домашний скот.

Удивительной духовной силой, христианской мудростью, смирением  отличалась княгиня Василиса – жена князя Андрея Константиновича. Через  века Великая Петербургская Святая Ксения Блаженная сближается со своей  замечательной духовной сестрой. Княгиня  Василиса, после смерти горячо любимого мужа, раздала все свое имущество  бедным, страждущим, приняла иноческий  сан и кормилась от своих рукоделий, до последнего дыхания делясь куском хлеба с теми, кто больше всего  нуждался в ее христианской благотворительности.

Мы не можем не сказать  и о церковной благотворительности, в которой образно, наглядно проявлялась  христианская нравственность. При этом диалектическое единство княжеского добротолюбия (естественно, в его лучших проявлениях) и христианской соборности создавало  особый духовный объем, нравственный климат в обществе, распространяющийся на все социальные слои. (Конечно, это  не мешало и проявлениям варварства, и коварства, и дьявольской жестокости, и властолюбия, и неограниченного  деспотизма).

Особой щедростью в  сфере добротолюбия отличались иноки  Киево-Печерского монастыря.

Преподобные Антоний, Доминиан, Феодосий Печерский вошли не только в историю православной церкви, но и явились носителями подлинно христианского  альтруизма и нищелюбия. Не случайно Дмитрий Ростовский, создавая Жития  Святых, видел в служителях православия  носителей непреходящей Божьей мудрости и непоказной, выстраданной нравственности.

Например, Феодосий Печерский  построил около монастыря особый дом, получивший в будущем название богадельни. В этом доме получали пищу и приют нищие, калеки, прокаженные. Мы не можем не сказать и о первых государственных больницах, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением. Эти заведения были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 году.

При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, раздача посильной милостыни, устраивались особые помещения для больных, престарелых, неспособных содержать себя, потерявших родных, близких людей, которые могли бы поддержать их в тяжелую годину.

В связи с проблемами благотворительности на Церковный Устав 996 года, включающий в себя перечень обязанностей духовенства по надзору и попечению за призрением бедных.

В “Антологии по социальной работе” современными российскими  учеными подчеркивается, что никогда  впоследствии, в течение всей нашей  истории, на дела благотворения, помощи страждущим не уделялось такой значительной части общих доходов, как в  древнейший период княжеской власти. Эта эпоха по благотворительности, бескорыстной помощи, жертвам в поддержку  убогих, больных, нищих, странников, престарелых  может быть поставлена на первое место.

Российские ученые, историки в сфере общественной, светской и  религиозной мысли представляют ее следующим образом: “слепая раздача  милостыни”. Если расшифровать это  понятие, то дело можно представить  следующим образом: расследование  образа жизни нищих (выяснение их “анкетных данных”, как они дошли  до жизни такой, кем были их предки по национальности и социальному  происхождению, причины их нравственного  и социального падения) не только не производилось, но и воспрещалось учениями святых отцов и указами  священников того исторического  периода. Выдающийся ученый богослов, чьи труды стали духовной основой  христианской нравственности для многих поколений, автор многотомного исследования о сути христианской религии, мужественный защитник православия Св. Иоанн Златоуст писал: “Ты не должен разузнавать  бедных, что они за люди, потому что  ты принимаешь их во имя Христа”.

Помощь страждущим, больным, нищим, погорельцам была исключительно разнообразна и, бесспорно, соответствовала действительным, а не мнимым нуждам. В частности, к конкретным проявлениям социальной работы (вернее, благотворительности – термин той эпохи) необходимо отнести безвозмездную постройку жилища особо нуждающимся (здесь и погорельцы, и вдовы, и сироты, не способные заработать себе на пропитание и жилье); выкуп пленных со строгим соблюдением норм законности, при решительном, подчас беспощадном пресечении воровства; обучение ремеслам, при условии совпадения природных наклонностей и избранной сферы профессиональной деятельности.

Больницы и богадельни в качестве разветвленной системы  благотворительных учреждений были построены столетия спустя при Петре  I, Екатерине II, при Александре I, Николае I, Александре II, Александре III, Николае II.

Благотворительные деяния в  древности согласовывались с  евангельским учением “просящему дай” и утверждались в религиозных  целях, с учетом неотделенности церкви от государства и христианской религии, бывшей на протяжении ряда веков, вплоть до октябрьского переворота, господствующей идеологией.

В то же время, такая помощь была еще вне общественного благоустройства, возведенной в степень официальной  государственной политики. Но мы особо  отмечаем нравственно-воспитательное значение для тогдашнего общества благотворительной  деятельности, совсем недавно просвещенного  светом христианского вероучения, Ветхим и Новым Заветом, трудами выдающихся богословов.

Занимаясь историческим экскурсом  в сфере благотворительной деятельности, мы не можем не отметить в этом аспекте  деяний князя Иоанна Васильевича, низложившего в 1498 и 1499 годах татарское иго  и положившего начало самодержавной  власти в России.

Иоанн Васильевич стремился  придать благотворению форму  законности, ввести его в государственную  систему. С этой целью князем были собраны все прежние грамоты  и установления по благотворительной, христианской деятельности. Он изучал обряды и обычаи по данной проблеме, издавал новые законы, связанные  с помощью и поддержкой нуждающихся  всех социальных слоев. В то же время, нельзя не обратить внимания на положения, связанные с имуществом, доходами монастырей, определенными на содержание бедных, с соответствующими отчислениями в государственную казну. Хочется  отметить, что Россия уже в этот период имела светских врачей самого высокого профессионального уровня. К ним относятся Антон и  Леон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В эпоху Древней Руси вместе с традиционными формами помощи и взаимопомощи, существовавшими  еще у восточных славян, развитие получила княжеская благотворительность. Именно в то время стали создаваться первые приюты, богадельни, лечебницы, сиротские дома и образовательные учреждения для детей из бедных семей. Кроме того, многие князья самолично раздавали бедным, больным престарелым продукты, вещи, деньки и др. Нуждающиеся могли утолить свой голод на княжеском дворе.

Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается  в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути помощи субъектам, не связанным родственными отношениями. можно добавить, что с принятием  христианства была не только осуществлена административная и правовая реформа, но и предприняты попытки социального  реформирования в области помощи и поддержки.

Древнерусские князья по своему мировосприятию, складу характера, нравственным устоям были разными людьми. Некоторые  из них для приумножения власти и  богатства не останавливались ни перед чем, не проявляя особой заботы о бедных и немощных. Другие же, напротив, считали своим долгом помочь обездоленным, делая это по совести и внутреннему  позыву. Именно они играли определяющую роль в судьбах народов нашей  страны в ту историческую эпоху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001 «Лики России», С-Пб., 2007.
  2. Благотворительные учреждения Российской империи. Т. II. СПб. – 1900 г.
  3. Бурышкин П.А.. Москва купеческая, М.; 1991г.
  4. Георгиевский П. Организация частной благотворительности // Вестник благотворительности. 1897. 6. С. 57; Максимов Е. Д. Указ. соч. С. 51. Власов П. Указ. соч.
  5. Деревягина Т.Г. Благотворительные организации: опыт прошлого//Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Москва - Ставрополь, 1998. С. 68; ГАКО, ф. 24, оп. 1. д. 43, л.
  6. Жуков Г.В.Функции благотворительности и их характеристика. / Развитие социально-культурной сферы. Региональная науч. - практич. конф. молодых ученых. - Краснодар, 2008 г.
  7. Ильинский К. Частные общества. Рига, б. г. С. 372; Вестник благотворительности. 1897. 9. С. 4. Ильинский К. Указ. соч. С. 372. Ильинский К. Указ. соч.
  8. Максимов Е.Д. Очерки частной благотворительности в России, «Трудовая помошь». 1897. 2. С. 212. Ильинский К. Указ. соч.
  9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. – Основы
  10. Сорвина А.С., Фирсов М.В. Учебно-методические материалы по курсу "История социальной работы в России". М. МГСУ. 1995 г.
  11. Теория и методика социальной работы. ТТ.1-2. М. Союз. 1994 г.
  12. Фирсов М.В., Федоров Е.С. «Антология социальной работы», М., ”Сварогъ-НВФ СПТ”, 1994 г.
  13. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М. Институт социальной работы. 1995 г.
  14. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности// Российский журнал социальной работы. N 2. 1995 г.

 


Информация о работе Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности