Формальные и неформальные группы в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание

Современное общество – это сплетение формальных организаций, которые возникают, распадаются, реорганизуются, сливаются и вступают друг с другом в бесчисленные взаимодействия.
Неформальные организации являются неотъемлемой частью формальных организаций. Они есть во всех формальных организациях, за исключением самых маленьких. Они возникают спонтанно, но их члены регулярно взаимодействуют друг с другом, в них нет менеджеров, но они очень важны.

Содержание

Введение.
Часть 1. Понятие группы и содержание
1.1 Группы и их значение
Часть 2. Формальные и неформальные группы в организациях
2.1 Формальные группы в организациях
2.2 Неформальные группы в организациях
2.2.1 Причины вступления в неформальные организации
2.2.2 Характеристика неформальных организаций
2.2.3 Проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

формальные и неформальные группы.docx

— 29.76 Кб (Скачать документ)

Защита. Люди всегда знали, что  сила в единстве. Осознанная потребность  в защите является важной причиной присоединения людей к той  или иной группе. Объединение происходит достаточно часто при возникновении  какой-либо угрозы, опасности, для совместной защиты или групповых интересов. Например, опротестовать вредные  условия работы, несправедливую оплату труда. Члены неформальных организаций  защищают друг друга, прикрывая тех, кто нарушает правила. В формальной группе, попытки формального руководителя разрушить сложившиеся неформальные отношения – все это способствует сплочению существующих неформальных групп или приводит к созданию новых.

Общение. В основе неформального  общения лежат интересы, ценности, увлечения и т.п. Именно по этой причине  на предприятии должно быть столько  неформальных групп, сколько общих  тем для общения. Так же неформальное общение в группе – это дополнительный канал поступления важной для  человека информации, касающейся как  ситуации на предприятии, так и вне  ее. Одной из важных причин вступления людей в неформальные группы является стремление получить доступ к каналу неформальных коммуникаций – каналу слухов. По ним распространяются слухи  и другая информация, которая либо вовсе не доходит из официальных  источников, либо доходит с большим  опозданием. Эта информация способна удовлетворить потребность индивидуума  в психологической защите и причастности, а также обеспечить быстрый доступ к связанной с его деятельностью  информации.

Симпатия и общие интересы. Люди часто налаживают тесные взаимоотношения  с теми, кто находится в непосредственной близости к ним, чем с теми, кто  работает в нескольких метрах от них. Люди обычно тянутся к тем, кто, с  их точки зрения, способен удовлетворить  их потребность в причастности, компетентности, защите, уважении. Группа предоставляет  человеку возможность препровождения времени в приятном для себя окружении, избежать состояния потерянности, ненужности.

2.2.2 Характеристика  неформальных организаций

Неформальные организации  одновременно могут быть похожими и  непохожими на формальные организации. Поэтому выделяют признаки, характеризующие  неформальные организации:

Социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм – групповых эталонов приемлемого  поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение. Менеджеру  в этой связи следует знать, что  социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать  положительное влияние на достижение целей формальной организации.

2. Сопротивление переменам.  Люди используют неформальные  организации для обсуждения предполагающихся  или фактических перемен в  их подразделении или в организации.  В неформальных группах всегда  наблюдается тенденция к сопротивлению  переменам. Частично это объясняется  тем, что перемены могут нести  в себе угрозу дальнейшему  существованию неформальной организации.  Реорганизация, внедрение новой  технологии, расширение, связанное  с притоком большого числа  новых работников могут привести  к распаду неформальной группы  или к уменьшению возможностей  взаимодействия и удовлетворения  социальных потребностей. Иногда  эти перемены помогают укрепить  статус и власть конкурирующим  неформальным группам.

Неформальное лидерство. Неформальные организации также  имеют своих лидеров. Неформальный лидер достигает этого статуса  благодаря своей власти над другими  членами группы.

Опора неформального лидера – признание его группой. Сфера  влияния неформального лидера может  выходить за административные рамки  формальной организации.

Неформальный лидер выполняет  две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование. Иногда эти функции выполняют разные люди, и тогда в неформальной группе будет два лидера. Один будет решать вопросы, связанные с выполнением  задач группы, а другой – вопросы  социального характера. В некоторых  случаях неформальный лидер одновременно выполняет функции формального  лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции.

 
   




 

 

2.2.3 Проблемы и выгоды, связанные с неформальной организацией

Существование неформальной организации может создавать  проблемы управления. Для нормального  функционирования организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Особенно это важно для больших  организаций, большого количества людей. В этих условиях усиливается власть неформальной группы. Способом влияния  неформальной организации является неофициальное общение, «тайный  телеграф», - один из способов, с помощью  которого неформальная организация  осуществляет власть. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, ведущие к негативному  отношению к руководству. Другой способ, которым пользуется неформальная группа для проявления власти, - ее способность  действовать или бездействовать: несанкционированное установление производственных норм. Групповые нормы  нередко приводят к тому, что эффективность  группы будет ниже установленных  менеджментом стандартов. Это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают влияние на людей. Это может быть усердие, превышающее  нормы, или наоборот, занижение норм.

Одна из самых больших  проблем, препятствующих эффективному управлению неформальными организациями, заключается в том, что менеджеры  относятся к ним негативно. Некоторые  неформальные группы порой ведут  себя непродуктивно и мешают достижению формальных целей. Сопротивление переменам  часто препятствует новаторству. Все  это иногда мешает менеджерам увидеть  потенциальные выгоды неформальных организаций. Поскольку люди в группе сообща работают над достижением  организационных целей, лояльность к группе часто перерастает в  лояльность к организации. Люди могут  отказываться от более выгодной работы в других компаниях только потому, что не хотят лишиться налаженных социальных контактов. Цели группы могут  совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации нередко превышают  формальные стандарты. Например, сильный  корпоративный дух некоторых  организаций является следствием именно неформальных взаимоотношений, а не соответствующих усилий менеджмента. Даже неформальные каналы коммуникации иногда помогают формальной организации, дополняя формальную систему обмена информацией.

Если менеджеры не находят  путей эффективного сотрудничества с неформальными организациями  или стараются подавить их, они  упускают возможность воспользоваться  всеми этими потенциальными выгодами. В любом случае, независимо от того, полезна или вредна неформальная группа, она существует, и с ней  надо считаться. Даже если менеджмент распустит какую-то группу, на ее месте  обязательно возникнет другая.

Как заставить неформальную организацию работать на благо организации? Современные ученые сосредоточились  на том, чтобы «заставить» неформальную организацию помочь формальной организации  в достижении ее целей.

Признать существование  неформальной организации и то, что  уничтожить ее возможно, лишь уничтожив  формальную организацию. Следовательно, менеджменту надо ее признать, работать с ней и не угрожать ее существованию.

 

Заключение

 
Организация – это социальная категория  и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому  в каждой формальной организации  существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые  образовались без вмешательства  руководства. Эти неформальные объединения  часто оказывают сильное влияние  на качество деятельности и организационную  эффективность.

Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с  которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать  сильное влияние на поведение  отдельных личностей и на рабочее  поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются  для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и  подчиненному часто приходится взаимодействовать  с людьми, находящимися за пределами  данной организации и с подразделениями  вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых  зависит их деятельность. Чтобы справляться  с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

Управление группой имеет  очень большое значение в современном  менеджменте. Поскольку организации  любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться  в особенностях возникновения и  развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению  тесного взаимодействия между формальными  и неформальными организациями, поскольку неформальные организации  динамично взаимодействуют с  формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и  к начальству.

Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство  должно признать неформальную организацию  и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и  членов группы, учитывать эффективность  решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам  участвовать в принятии решений  и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.

 

Список литературы

 

1.  Организационное поведение. Мерсиянова И. В.

2.  Основы менеджмента. Мескон, Альберт, Хедоури.

3.  Словарь-справочник менеджера. Под ред. Лапуты М. Г.

4.  Социология организаций. Фролов С.С.

5.  Теория организации. Рогожин С. В., Рогожина Т. В.

6.  Теория организации. Смирнов Э. А.

7.  Теория организации. Мильнер Б. З.

8.  Теория организации. Третьякова Е. П.

9.  Теория организации. Под ред. Алиева В. Г.

 


Информация о работе Формальные и неформальные группы в организациях