Цель как элемент управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание

Принятие управленческого решения представляет собой сознательный выбор руководителем одного из имеющихся вариантов или альтернатив действий, которые сокращают разрыв между текущим и будущим желательным состоянием организации. Процесс принятия решения лежит в основе планирования деятельности любой организации, так как план — это набор решений по использованию ресурсов и для достижения целей организации. Он включает в себя множество разных элементов, но в нем обязательно присутствуют следующие элементы:
проблемы
цели
альтернативы
решения

Содержание

Введение …………………………………………………………………...…..3
I Понятие и сущность целей управленческого решения
1.1 Понятие и основные требования к цели управления …………………..5
1.2 Типы целей …………………………………………………………….…10
1.3 Классификация целей управления ……………………………………...13
1.4 Сущность управленческого решения …………………………………..18
1.5 Формирование управленческих решений ……………………………...21
II Анализ целей управленческих решений на ООО "Фишстарт"
2.1 Характеристика ООО «Фишстарт» …………………………..…………26
2.2. Структура управления……………………………………………………29
2.3 Недостатки в системе управления ООО «Фишстарт»…………………..31
III Предложения по совершенствованию эффективности управленческих решений
3.1 Разработка мероприятий по повышению управленческой
эффективности ……………………………………………………………32
Заключение ………………………………………………………………….39
Литература …………………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Цель как элемент управленческого решения.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………...…..3

I Понятие и сущность целей управленческого решения

1.1 Понятие и основные требования к цели управления …………………..5

1.2 Типы целей …………………………………………………………….…10

1.3 Классификация целей управления ……………………………………...13

1.4 Сущность управленческого решения …………………………………..18

1.5 Формирование управленческих  решений ……………………………...21

II Анализ целей управленческих решений на ООО "Фишстарт"

2.1 Характеристика ООО «Фишстарт» …………………………..…………26

2.2. Структура управления……………………………………………………29

2.3 Недостатки в системе управления ООО «Фишстарт»…………………..31 
III Предложения по совершенствованию эффективности управленческих решений

3.1 Разработка мероприятий по повышению управленческой

      эффективности ……………………………………………………………32

Заключение ………………………………………………………………….39

Литература …………………………………………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принятие управленческого  решения представляет собой сознательный выбор руководителем одного из имеющихся вариантов или альтернатив действий, которые сокращают разрыв между текущим и будущим желательным состоянием организации. Процесс принятия решения лежит в основе планирования деятельности любой организации, так как план — это набор решений по использованию ресурсов и для достижения целей организации. Он включает в себя множество разных элементов, но в нем обязательно присутствуют следующие элементы:

  • проблемы
  • цели
  • альтернативы
  • решения

Любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации  процесс выбора цели и формирования целей управления является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры для управления, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.

Цель  работы - изучить типологию целей, провести их классификацию, ознакомиться с управленческими проблемами и их решениями, в практической части - представить информацию о деятельности конкретного предприятия, в данном случае - общую характеристику ООО «Фишстарт».

Задача  данной работы: определить сущность управленческих решений, определить какую роль играет цель при формировании управленческого решения; выполнить практическое задание и в заключении сделать необходимые и основные выводы по изученному материалу.

Универсальных правил постановки целей не существует. Основные требования формулирования целей сводятся к тому, что цели должны быть конкретными, точными, полными и непротиворечивыми. Конкретность целей обеспечивается предметной направленностью, адресностью и временной определенностью (задаются начало, конец и порядок достижения целей). Цели должны рассматриваться во взаимосвязи с сопряжёнными задачами, для того что бы обеспечить их непротиворечивость и согласованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Понятие и сущность целей управленческого решения

1.1 Понятие и основные требования к цели управления

Цели системы управления направлены на достижение желаемых результатов, поставленных перед организацией. Существует несколько трактовок понятия  «цель».

  • Цель - это желаемый результат деятельности.
  • Цель - это осознанный образ будущих результатов.
  • Цель - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность.
  • Цели - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых бы хотела добиться группа, работая вместе.
  • Цель — выраженное качественно или количественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы. 

Общим во всех этих понятиях является направленность целей на достижение конкретных результатов, характеризующих перспективное состояние внутренней среды организации. К конечным результатам как желаемым будущим состоянием может привести лишь деятельность внутренней среды организации, состоящей из субъекта управления - управляющей системы, или системы управления - и объекта управления - управляемой системы. Поэтому цели этих двух систем несколько отличаются друг от друга.

Введем понятие «цель управления ».

Цель управления  — желаемое, возможное или необходимое состояние управляемой системы, которое должно быть достигнуто. 

Таким образом, цели управления являются вторичными по сравнению с  целями организации, которые можно  назвать первичными. Однако формулировка и тех и других по своей сути отличается незначительно. Так, например, стратегическую цель производственных процессов - освоить производство и выпуск новой высококачественной продукции с заданным набором свойств - для системы управления можно сформулировать следующим образом - обеспечить освоение и выпуск новой высокоэффективной продукции. 

Шесть известных требований к целям (Глущенко В.В., Глущенко И.И., 1997): 

·  однозначность и понятность формулировки исполнителям (считается, что нет благоприятных условий для компаний, у которых нет ясных целей)

·  измеряемость (для этого может быть использована обратная связь)

·  наличие сроков исполнения (отсутствие срока будет все время возвращать исполнителя к начальной точке действий)

·  мотивирование действий исполнителя в необходимом для ее достижения направлении (поэтому цели организации должны быть связаны с системой вознаграждения)

·  совместимость цели организации и отдельных групп исполнителей

·  формализуемость цели


 

Деятельность организации, в основе которых заложены процессы формирования и реализации целей, получила название целесообразной.

Целесообразность - это  характеристика функционирования сложных, в данном случае организационно - экономических  систем, которое направлено на достижение определённого конечного результата и реализуется на основе принципов  обратной связи и адаптации.

Принцип обратной связи предоставляет возможность использовать результаты деятельности объекта управления в отчётном периоде для выработки управляющих воздействий на этот объект в планируемом периоде. Скорость их разработки и направленность зависти от величины отклонений объекта управления от заранее заданного (запланированного) состояния и их повторяемости.

В свою очередь характер отклонений от запланированного состояния  обусловлен степенью использования  принципа адаптации процессов, происходящих в управляемой и управляющих системах, к изменениям внешней среды. Поэтому целесообразность означает приспособленность к условиям внешней среды.

Процессы можно считать  целесообразными, если система управления устанавливает определённое соотношение  во времени и (или) пространстве с другой системой управления иным хозяйствующим субъектам. Проявлении целесообразности заключается в наличии целей, степень достижения которых контролируется обратной связью и зависит от использования принципа адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому любое управленческое решение, имеющее вид ответной, адаптивной реакции к изменяющимся условиям внешней среды, называется конституирующими, т. е. создающим ту или иную форму целесообразного поведения управляемых процессов.

Алгоритм реализации целесообразности можно представить в виде последовательного решения следующих управленческих задач:

  • выявление потребности в формировании целей, выраженного в колебании внутренних отношений (пропорций) параметров объекта управления под влиянием изменений, происходящих как во внешней, так и во внутренней среде хозяйствующего субъекта;
  • формулирование совокупности целей, имеющий вид модели целевой ориентации системы управления, направленной на достижение главной стратегической цели;
  • создание механизмов управления в виде совокупности организационно распорядительных, экономических и социально - психологических методов, представляющих возможность реализовать разработанную модель целевой ориентации системы управления и достичь стратегических результатов всей деятельности организации ;
  • приёма и обработки информации, полученной от объекта управления по каналам обратной связи в виде результатов выполнения разработанных конкретных мероприятий;
  • определения отклонений фактических результатов деятельности;
  • выявления положительных и отрицательных отклонений;
  • корректировки целей, сформулированных ранее и (или) разработка новых взамен достигнутых.

Приведённая последовательность является универсальной, используемой для разработки любых управленческих решений как ответных, адаптивных реакций независимо от того, вызваны ли они внутренними или внешними диспропорциями в процессах.

К показателям, оценивающим  степень целесообразности создания и функционирования хозяйствующего субъекта, можно отнести степень  его выживания, или конкурентоспособности, в условиях непостоянства и неопределённости состояний элементов внешней среды. Степень выживания называется свойством самосохранения сложной организационно - экономической системы в условиях рыночной конкуренции.

 

Содержание целей  зависит от трёх причин:

  1. объективных законов развития элементов макроуровня - политико-правовой, экономической, демографической, культурной, природной и научно - технической сред на территории РФ и её отдельных регионов как географических рынках;
  2. маркетинговых возможностей хозяйствующего субъекта, состоящих из степени целесообразности и уровня ресурсного обеспечения объекта управления;
  3. используемых системой управления средств формирования и реализации целей, количественной и качественно оценок результатов целенаправленной деятельности систем управления, разработки его рациональных механизмов.

К целям предъявляются  определённые требования, которые можно  классифицировать по их признакам, что  позволяет сформулировать систему  управления и использовать для её функционирования программно - целевой подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2 Типы целей.

Официальные цели определяют общее назначение организации и декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж.

Оперативные цели определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации. Формой их реализации может быть план работы.

Операционные цели еще более конкретны и измеряемы по сравнению с оперативными. Они направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям. Различие между этими типами целей дает ценную информацию для оценки правильности управления организацией.

Глущенко В.В. и Глущенко И.И. (1997) предлагают другую классификацию целей: стратегические, конкретные бизнес-программы, перспективные, текущие, оперативные. Кроме того, представляется, что переходные процессы в организации или появление воздействий внешней среды, выходящих за оговоренные пределы, могут вызывать необходимость разработки стабилизационных целей. Стабилизационные цели могут определять в качестве идеального результата менеджмента:

·  “удержание” параметров объекта управления в некотором оговоренном диапазоне (допуске) значений;

·  недопущение перехода объекта управления в область недопустимых или неуправляемых состояний.

Формализация целей имеет  место и значение при формировании критерия оценки эффективности системы. Сложность систем породила различные  подходы к определению критерия, среди которых чаще всего используются три.

Первый подход: критерий определяют как количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Однако в менеджменте удобней рассматривать критерий какправило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных (Венцель Е.С., 1972). 

В соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить следующие  варианты решений:

·  неэффективные, не позволяющие решить проблему;

Информация о работе Цель как элемент управленческого решения