Война в Чечне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 19:27, реферат

Описание

Война в Чечне, скорее всего не последнее кровавое событие в истории страны: продолжение нынешнего курса реформ неизбежно порождает военные коллизии, которые могут привести к национальной катастрофе, поставить под угрозу весь мир. Поэтому предотвращение таких войн – непременное условие спасения и возрождения России, обретения устойчивости и стабильности ее развития, надежной безопасности ее граждан, общества и государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………...3
НЕОЖИДАННАЯ ВОЙНА………………………………………………………………………………….4
ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЫЗРЕВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ……………………………....6
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Voina v chechne.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Проведение  операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на  территории  Чеченской  Республики  являлось  наиболее крупным применением федеральных войск для разрешения кризиса внутри России.

      Соединениям и частям федеральных  войск  противостояли  хорошо подготовленные, вооруженные  современными вооружением и военной  техникой формирования,  отличающиеся высоким моральным  духом  личного состава. Кроме  того,  Д. Дудаев  не погнушался привлечь наемников и добровольцев из государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.

      Части и  подразделения Вооруженных  Сил были решающей силой при выполнении поставленных задач. Они успешно вели боевые действия, как вне населенных пунктов, так и при овладении ими.

      В ходе ведения операции совершенствовались слаженность органов управления и подготовка подразделений и  частей.

      Анализ  развития  военно-политической  обстановки  в  Чеченской Республике с приходом к власти Д. Дудаева,  мер,  принимавшихся российским руководством по разрешению чеченского кризиса, подготовки и проведения операции по разоружению незаконных вооруженных  формирований позволяет сделать ряд выводов, учет которых в последующем мог бы существенно облегчить решение задач,  аналогичных  тем,  которые пришлось решать в Чечне.

      В  основе  возникновения  вооруженного конфликта лежит постепенное  обострение различных противоречий (политических, территориальных, экономических,  межнациональных и др.) В своем развитии он претерпевает несколько этапов (зарождение,  обострение, кризис), что позволяет сделать процесс разрешения конфликта управляемым. Его разрешение - общегосударственная задача,  а не только военных.  Она должна решаться  применением  комплекса  дипломатических  и военных мер. Использование всего арсенала мирных средств с опорой на  военную мощь позволяет предотвратить конфликт на ранней стадии.  Основным узким местом в организации  предотвращения  конфликта  остается отсутствие, несогласованность, а порой и противоречивость существующего законодательства.

      Политическим  руководством,   органами  государственной  власти Российской  Федерации  в 1991-1994 г.г.  предпринимались  некоторые  попытки разрешить чеченский кризис мирным путем. Однако, они заключались  в основном в стыдливой констатации фактов антиконституционных действий дудаевского руководства, издании указов, постановлений и других документов, носивших, как правило, декларативный характер. Конструктивные практические шаги по принятию действенных политических мер по локализации зреющего нарыва в Чечне предприняты не были. Все это позволило Д. Дудаеву и его сторонникам превратить республику в криминальную экономическую зону,  создать достаточно подготовленные и оснащенные вооруженные формирования.

      Руководством  России практически не была проведена  работа по формированию общественного  мнения  населения  страны  относительно необходимости применения  силы  для  разрешения чеченского кризиса. Отсутствие  единства  взглядов  по этому вопросу у представителей органов федеральной исполнительной власти с одной стороны и законодательной - с другой,  противоречивая полемика в средствах массовой информации препятствовали выработке у россиян твердой позиции в отношении Чечни,  а также  убежденности  в  необходимости  применения войск для разрешения кризиса.

      Кроме того,  развернутая к этому  времени в средствах  массовой информации кампания, формирующая извращенное  представление о роли и месте  армии в решении задачи по разоружению незаконных  вооруженных формирований Чечни, выступления руководителей ряда регионов России и депутатов Госдумы,  протесты комитетов солдатских матерей и некоторых других  общественных  организаций крайне негативно сказались на морально-психологическом состоянии личного состава Вооруженных Сил, войск  (сил) других ведомств,  принимавших участие в восстановлении конституционного порядка и разоружении незаконных вооруженных  формирований на территории Чеченской Республики.

      Уже с началом выдвижения российские войска столкнулись с  проявлениями  вполне определенной солидарности с дудаевским режимом со стороны некоторой части населения Ингушетии и Дагестана.  Это выразилось в попытках ингушей и дагестанцев, проживающих в приграничных с Чечней районах,  воспрепятствовать продвижению российских  войск вплоть  до  проведения  открытых вооруженных акций против некоторых подразделений. Эти акции зачастую осуществлялись при прямом участии силовых структур  указанных автономий и с молчаливого согласия их руководителей самого высокого ранга. 

      Обострение  чеченского кризиса активизировало деятельность ряда общественно-политических,  религиозных и других сил и  движений  на Северном Кавказе,  в  Закавказье,  странах ближнего и  дальнего зарубежья,  которые на лозунгах исламской солидарности, горского братства  и  им подобных пытались организовать поддержку и помощь режиму Д. Дудаева.

      Нейтрализация негативной роли подобных организаций  должна быть задачей, как политической,  так и юридическо-правовой и даже, в  какой-то мере,  силовой. Ее решением должны заниматься, главным образом,  федеральные и местные административные органы власти,  органы юстиции,  правопорядка и безопасности. При этом необходимо исходить из того,  что на территории Российской Федерации недопустима безнаказанная деятельность любых организаций,  выступающих  в  поддержку антиконституционных сил против территориальной целостности российского государства.

      Чеченский кризис и развитие реальной обстановки в других северокавказских автономиях свидетельствуют о том,  что Центр в значительной мере ослабил контроль над этим регионом юга России, слишком доверившись национальным администрациям.

      Чеченская война не ушла в прошлое. Болезненная  память о ней не оставляет нас. Война возвращается: телекадрами разрушенного Грозного, взрывами на вокзалах российских городов, похищениями людей, новыми опасными рецидивами противостояния. Чечня – контрастная фотография, образ времени. Чечня – символ нашей нестабильности и разобщенности. И одновременно Чечня – это испытание на гражданскую зрелость и человеческую вменяемость.

      Погибшие, раненые, искалеченные, беженцы –  страшный итог этой войны. Но есть и  другой список – погибших иллюзий. И на первом месте в нем стоит  престиж нынешней российской власти. Конечно, к осени 1994 года мало кто обольщался по поводу этой власти: на ее счету уже были повальная коррупция, выстрелы по Белому дому и многое другое. Но то, что она способна развязать кровопролитную войну на территории собственной страны – этого никто не мог ожидать.

      Другое  отрезвляющее открытие: ничтожно малой  оказалась возможность общества влиять на политику государства. Ведь вроде бы прошли в стране демократические  реформы; вроде бы действовала свобода  слова (единственная из свобод, не дарованная сверху, а завоеванная нами самими); вроде и парламент мы избирали по демократическим правилам. Да и сам Президент со всеми его министрами и помощниками – разве не плод нашего демократического волеизъявления? И все же мы не сумели остановить преступные действия власти. Не сумели, хотя непопулярность чеченской войны с самого начала была настолько очевидна, что казалось – вот-вот сейчас они, в Кремле, поймут, в какую чудовищную авантюру ввязались, и немедленно прекратят кровопролитие. Ничего подобного. Понадобилось два года бойни и реальная угроза потери власти, чтобы заставить наших правителей отказаться от этого безумия.

      Третье, что нам пришлось осознать и принять, – это иллюзорность наших надежд на солидарность западных демократий с демократией российской. Энергичное и своевременное давление лидеров Запада на российское правительство, несомненно, смогло бы помочь нам остановить катастрофическое развитие событий и тем самым повысить шансы на успех демократических преобразований в стране. Да, для этого Клинтону, Колю, Миттерану, Мейджеру пришлось бы проявить толику политического идеализма и альтруизма, отказаться от узко понятого прагматизма, от избирательного отношения к нарушениям прав человека в зависимости от сиюминутных конъюнктурных предпочтений. Да, скорее всего, Россия, последовательно осуществляющая демократические и либеральные реформы, стала бы более сильным, более независимым – но ведь и более надежным и предсказуемым партнером! Но руководители западных держав предпочли ограничиваться ни к чему не обязывающими выражениями “озабоченности”, одновременно заверяя российское правительство в невмешательстве во внутренние дела. Как будто массовые убийства могут в конце XX столетия оставаться чьим-либо внутренним делом! Увы, нам, по-видимому, следует отказаться от наивных упований на западных политических деятелей и впредь полагаться лишь на себя самих и на наших единомышленников в среде международной демократической общественности.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Серебренников В.В. Война в Чечне: причины и  характер//  Социально-политический журнал. 1995.  №3
  2. Хабба Б.А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе// социально-политческий журнал. 1995.  №3

Информация о работе Война в Чечне