Военная и промышленная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:41, реферат

Описание

Обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства. Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз. Рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Содержание

Введение
Военная безопасность
Промышленная безопасность
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 32.64 Кб (Скачать документ)

Военная опасность  существует всегда, когда имеются  следующие признаки:

-        наличие или возможное появление  у государств претензий друг  к другу, для разрешения которых  может понадобиться применение  военной силы;

-        наличие у возможных противников  вооруженных сил, которые по  своему составу и состоянию  способны вести наступательные  боевые действия, а также соответствующей  инфраструктуры, обеспечивающей их  эффективное применение;

-        наличие уверенности у возможного  противника в рациональности  вооруженного насилия как средства  достижения своих целей; наличие  политических намерений хотя  бы у одной из конфликтующих  сторон на применение военной  силы для разрешения противоречий.

По своей сути и военная опасность, и военная  угроза являются конкретными проявлениями реально существующих военно-политических отношений между государствами  и их коалициями (в главе не рассматриваются  внутренние аспекты проблемы военной  опасности). Указанные понятия являются показателями их  конкретного  состояния  военно-политических отношений, свидетельствующими о степени их напряженности. Различные  ступени эскалации напряженности  между государствами, соответствующие  им практическими действиями (акции) по подготовке к войне обозначаются различными понятиями.

Военной угрозе как  более высокой ступени эскалации, чем военная опасность, присуща  гораздо большая степень напряженности  между отношениями государств. Угроза возникает непосредственно из военной  опасности, является итогом ее развития, то есть обусловлена усилением военной  опасности. Состояние военной угрозы характеризуется конфронтационным характером военно-политических отношений  между государствами и их стремлением  разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами, что обусловливает  гонку вооружений и их настойчивые  попытки получить военное превосходство.

Военная угроза —  не абстрактное, отвлеченное понятие. Она возникает и существует применительно  к какой-либо конкретной стране, группе стран или одновременно к большинству  основных стран мира. В этом смысле необходимо различать разные уровни (масштабы) военной угрозы:

•        угроза отдельной стране (локальная  угроза);

•        угроза группе стран (региональная угроза);

•        угроза всему человечеству (глобальная угроза = угроза мировой войны).

Такое разграничение  важно не только в теоретическом  отношении, но и с точки зрения практики военно-политического анализа  с целью выявления сущности и  содержания как реально возникшей (существующей) на данный период времени, так и потенциальной угрозы.

Источники военной опасности  в современных  условиях

Наиболее глубоким источником, исходной и определяющей причиной военной опасности являются достаточно глубокие и острые межгосударственные противоречия. Представляется достаточно очевидным, что каждое государство  имеет самые разнообразные интересы, которые зачастую противоречат подобным же интересам других. С помощью  разнообразных средств и методов, в том числе и военных, одни противоречия разрешаются, другие противоречия сглаживаются или заглушаются, а  третьи противоречия трудно поддаются  разрешению и периодически, при определенных условиях, обостряются.

Другим источником военной опасности являются гонка  вооружений, особенно быстрое качественное совершенствование существующих систем оружия и настойчивые поиски оружия на новых физических принципах, сохранение сильных армий в основных государствах мира, наличие подготовленных мощных группировок вооруженных сил, как  отдельных государств, так и их блоков, находящихся в высокой  степени боевой готовности.

Определенную военную  опасность представляют сохраняющиеся  во многих развитых странах могущественные милитаристские политические силы - приверженцы  военно-силовых решений в межгосударственных отношениях. Подобные силы находятся  у власти и в ряде развивающихся  стран. Они упорно стремятся к  получению оружия массового поражения  и не скрывают своих замыслов об использовании ОМП для решения  существующих у них проблем с  другими государствами.

Серьезным источником военной опасности являются двойные  стандарты в истолковании принципов  и положений международного права, в оценке конкретных военно-политических акций тех или иных государств.

Наличие военной  опасности для большинства государств, в том числе и России, - очевидная  реальность. В зависимости от складывающихся между государствами военно-политических отношений состояние военной  опасности может изменяться в  двух направлениях: в сторону ее снижения и в сторону ее возрастания. В свою очередь динамика или стабильность военно-политических отношений в  самом общем плане определяются двумя факторами: изменениями или  стабильностью в интересах и  возможностях субъектов военной  политики и динамикой соотношений  сил между отдельными государствами, группами государств.

Снижение военной  опасности в будущем предполагает внедрение однозначно для всех понимаемых принципов международного права  во все аспекты межгосударственных отношений, полное прекращение гонки  вооружений в количественном и качественном отношениях, дальнейшее сокращение вооруженных  сил и вооружений, формирование надежных международных механизмов блокирования и разрешения, возникающих межгосударственных региональных и мировых военно-политических и иных проблем, могущих обострить  отношения между странами и народами.

Военная безопасность как состояние, зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств  – факторов:

Ø      внутренней и внешней политики;

Ø      экономических  мероприятий по укреплению обороны  страны;

Ø      социальной и национальной политики, духовного  потенциала народа;

Ø      информационной среды;

Ø      геополитических  условий, военно-стратегического положения  государства, подготовки театров военных  действий;

Ø      строительства  вооруженных сил, их подготовки к  защите отечества;

Ø      развития образования, науки и техники;

Ø      вневойсковой мобилизационной подготовки, гражданской  обороны, оборонно-массовой работы.

Существует довольно разнообразная, разветвленная типология  систем военной безопасности. В основе типологии могут лежать:

а)  пространственно-территориальный  охват - в этой связи выделяют  национальную (национально-государственную), коалиционную,  региональную и глобальную (всеобщую) системы военной безопасности;

б) способы обеспечения - здесь можно вычленить нелегитимную военно-силовую, легитимную военно-силовую  и ненасильственную системы военной  безопасности;

в) по характеру обмена со средой - открытую, изолированную  и закрытую;

г) по видам изменений - консервативную и развивающуюся.

К числу особенностей сущностных задач, выполняемых системой военной безопасности Российского  государства относятся:

а)         выявление и прогнозирование  внешних и внутренних военных  опасностей и угроз жизненно значимым интересам личности, общества, государства, определение их источников;

б)        осуществление комплекса мер  по предотвращению и нейтрализации  внешних и внутренних военных  опасностей, рисков, вызовов, дестабилизирующих  факторов;

в)        создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств обеспечения  военной безопасности, эффективное  управление ими;

г)         в случае превращения военных  опасностей в непосредственную, прямую угрозу - пресечение, локализация, а  при необходимости устранение и  уничтожение ее.

Модели обеспечения  военной безопасности все предыдущие столетия сводились к следующим  вариантам:

а) обеспечение военной  безопасности с опорой на военный  союз с сильным государством, участие  в этом союзе;

б) обеспечение своей  военной безопасности с опорой на военный союз, не являясь его членом, но поддерживая его;

в) обеспечение военной  безопасности с опорой на геополитически активное государство - лидера;

г) обеспечение военной  безопасности с опорой на свои собственные  силы;

д) обеспечение военной безопасности через политику нейтралитета.

В современных условиях эти модели приобрели следующий  вид:

а) обеспечение военной  безопасности с опорой на НАТО, являясь  членом этого блока;

б) обеспечение военной  безопасности с опорой на США;

в) обеспечение военной  безопасности с опорой на свои собственные  силы;

г) обеспечение военной  безопасности через политику нейтралитета.

Среди форм обеспечения  безопасности отметим военно-политическую интеграцию с другими государствами. В свою очередь, эта интеграция может  осуществляться в 3-х видах:

Ø      военного или военно-политического сотрудничества государств (союзнические обязательства  на особый период при отсутствии единых координирующих органов, единого или  объединенного командования);

Ø      военного или военно-политического союза (система постоянно действующих  политических и военных органов, единых или объ­единенных военных  структур, группировок сил и средств, взаимосогласованных оперативных  планов и планов подготовки войск  и штабов);

Ø      глубокой военной интеграции (с коалиционными  структурами, обладающими наднациональными полномочиями, решения которых обязательны  для государств-участников, с общим (помимо национальных) военным бюджетом, с едиными вооруженными силами, под  единым коалиционным командованием).

Стратегия национальной безопасности России о военной  безопасности государства

Военная безопасность обеспечивается путем развития и  совершенствования военной организации  государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.

Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения  национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической  политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования  системы управления военной организацией государства и реализации комплекса  мер по повышению престижа военной  службы.

Государственная политика Российской Федерации в области  национальной обороны и военного строительства, в том числе в  рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на  совершенствование  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.

Угрозами военной  безопасности Российской Федерации  является политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на:

Ø      достижение преобладающего превосходства в  военной сфере, прежде всего в  стратегических ядерных силах, путем  развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств  ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении,

Ø      формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны  и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к  новому витку гонки вооружений,

Ø      распространение  ядерных, химических, биологических  технологий, производство оружия массового  уничтожения либо его компонентов  и средств доставки.

Негативное воздействие  на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников  усугубляется отходом от международных  договоренностей в области ограничения  и сокращения вооружений, а также  действиями, направленными на нарушение  устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных  боеприпасов, атомной энергетики, атомной  и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.

Информация о работе Военная и промышленная безопасность