Проблемы реформирования современной российской армии и их влияние на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 00:15, научная работа

Описание

Цель моей работы: показать проблемы реформирования армии и отношение к ней современного российского общества.

Задачи:
1. Рассмотреть причины реформирования российской армии.
2.Рассмотреть этапы реформ, к чему привели реализованные программы.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Реформа российской армии. 4
§1.Причины реформирования армии. 4
§2.Этапы реформы. 5
§3 Достижения и проблемы реформирования армии. 6
Глава II. Общество и российская армия. 10
§1. Данные научных центров. 10
§2. Отношение лицеистов к армии. 12
Заключение 13

Литература 14
Приложение № 1 15

Работа состоит из  1 файл

«Проблемы реформирования современной российской армии и их влияние на общественное мнение».doc

— 341.50 Кб (Скачать документ)

 

31 городская научно –  практическая конференция 

Магнитогорского научного общества учащихся

«Искатели, мыслители ХХI века» 

 

 

 

 

 

 

 

 «Проблемы   реформирования  современной российской  армии и их влияние на общественное  мнение»

(секция обществознание)

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск

2011

 

План

Стр.

Введение.                                                                                                             3   

Глава I. Реформа российской армии.                                                                4

         §1.Причины реформирования армии.                                                      4

         §2.Этапы реформы.                                                                                   5

         §3  Достижения и проблемы реформирования армии.                           6                                                                     

Глава II. Общество и российская армия.                                                          10

         §1. Данные научных центров.                                                                   10

         §2. Отношение лицеистов к армии.                                                           12

Заключение                                                                                                           13                                                                                                                                    

 

Литература                                                                                                             14

Приложение  № 1                                                                                                   15

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

              Армия — оперативное объединение того или иного вида вооружённых сил или рода войск (сил), более крупное, чем дивизия и корпус. Армия состоит из штаба и нескольких соединений и отдельных частей различных родов войск и специальных войск, предназначенных для выполнения оперативных и стратегических задач .

             В зависимости от принадлежности к виду военных сил, боевого состава, характера решаемых задач различают армии: общевойсковые  (полевые), танковые , воздушные , противо-воздушной обороны (ПВО) и другие. Каждая армия имеет присвоенный ей номер или наименование (например Приморская Армия); Как оперативное объединение армия впервые возникла в начале XIX века. Появление армий было вызвано увеличением численности вооружённых сил, развитием оружия и военной техники, путей сообщения и возросшим пространственным размахом военных действий.

   Процесс глобализации ставит все новые и новые вопросы о путях развития  суверенных стран в мировом сообществе. Современный мир помимо глобальных преобразований в области социального и политического развития по-новому ставит проблему безопасности. Активизация угрозы терроризма, ее перевод с уровня индивидуального и локального в разряд угрозы национальной безопасности и стабильности, получивший свое название как «терроризм с катастрофическими последствиями»- все это неразрывно связано с ответом на вопрос – какова роль Армии в современном мире. Особенно в нашем современном мире, постоянно меняющем свои политические, блоковые, очертания. Одновременно встает вопрос, как реагирует общество на стремительно изменяющиеся условия, в которых должны действовать Вооруженные Силы и насколько уровень существующей угрозы и вызовов миру соответствует поставленной перед этими силами задачам демократических преобразований.

   Вопросы о том, чем должна заниматься современная армия, какой должна она быть до сих пор активно обсуждаются в СМИ, в политических дискуссиях, на страницах научных изданий. Эта тема волнует многих людей и поэтому остаётся актуальной и в наши дни.

   Выбирая тему «Проблемы реформирования российской армии», я склонялась к тому, что служба превращает простых, всем привычных нам мальчиков в настоящих мужчин. Ведь как я уже много раз слышала: «Армия - это школа жизни». Под влиянием армии, у юношей проявляется чувство ответственности за своих близких и родных.

           Цель моей работы: показать проблемы реформирования армии и отношение к ней современного российского общества.

               

Задачи:

1. Рассмотреть причины  реформирования российской армии.

2.Рассмотреть этапы  реформ, к чему привели реализованные  программы.

3.Показать различные  аспекты отношения общества к российской армии.

4. Выяснить, изменилось  ли отношение общества к армии  и повлияла ли на этот процесс  реформа.

 

 

Глава I. Реформа российской армии.

         §1.Причины реформирования армии

             После распада СССР в декабре 1991 года, Российская Армия стала наследницей Советской Армии, со всеми героическими страницами воинской доблести. Тем не менее, уже в начале 90-ых гг возникла острая необходимость реформирования армии.

             По мнению Макаренко И.К. и Морозова В.С.: «Попытки нашей политической элиты поставить на первый план "общечеловеческие ценности", представить страну в окружении "союзников" и "друзей" успехом не увенчались, но привели к ослаблению позиций России в мире и сокращению сфер ее влияния». Дальнейшие события подтвердили ошибочность этого курса и уверенность в необходимости защиты национальных интересов государства. К таковым относятся: ракетно-бомбовые удары по Югославии, заявление администрации Д. Буша об одностороннем выходе США из договора по ПРО,  ситуация с будущим развертываемых в Центральной Азии баз, включение в состав блока НАТО Польши, Чехии, Венгрии, стремление других государств Восточной Европы войти в Североатлантический союз. Всё это привело к осознанию необходимости проведения армейской реформы, причины реформирования которой были чётко обозначены первым заместителем министра обороны РФ генералом армии Николаем Макаровым.

             Первая причина – распад СССР и изменение задач, целей и идеологии нового общества, а соответственно и армии.

             Вторая причина – значительные изменения военно-политической обстановки вокруг Российской Федерации и в регионах ее национальных интересов.

             Третья причина – существенные изменения в современных формах и способах применения видов и родов войск и вооруженных сил в целом.

Примером этому  может служить военные действия между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова, боевые действия 1991 г. в Ираке, последующую серию  вооруженных конфликтов в Европе и Афганистане. В прежних войнах и конфликтах, основными целями которых были захват территории и разгром войск противника, поставленные задачи решались последовательно. А в настоящее время вооруженному нападению с применением всех сил и средств, подвергается не часть, а вся территория страны, с целью вывода из строя ее экономики и деморализации населения  (боевые действия НАТО в Югославии в 1999 г.)

             Четвёртая причина - изменение роли видов военных сил и их доли вклада в достижение конечной цели. Так, ранее основную роль в боевых действиях и в достижении победы над противником играли сухопутные войска (СВ). В настоящее, при заметном снижении роли и значения СВ в достижении поставленных целей, резко повысилась роль Военно-воздушных сил  (ВВС), Военно-морского флота (ВМФ), использующих  высокоточное оружие.

             В качестве пятой причины необходимости реформирования российской армии, можно указать на количественно-качественное соотношение между вооруженными группировками в Европе и противостоящими им группировками ВС России. В настоящее время группировки войск  в Европе имеют подавляющее превосходство в силах и средствах над противостоящими им группировками войск России. Причиной такого превосходства является трансформация европейский группировок от громоздких объединений к мобильным модульным группировкам войск, которые способны решать разноплановые задачи в крупных войнах, в конфликтах средней интенсивности, а также в локальных и региональных, внутренних конфликтах.

             Таким образом, эти причины обусловили разработку и проведение в РФ военной реформы. «Эксперименты ставить уже некогда, нам нужно создать те вооруженные силы, которые будут гарантом целостности государства и пользоваться уважением у нашего народа и у наших недругов» - Николай Макаров.

 

 

 

         §2.Этапы реформы.

             В процессе современного реформирования Вооруженных Сил можно выделить три этапа:

             Первый — с мая 1992 г. и до 1997 г.;

             Второй — с 1997 г. до заседания Совета Безопасности Российской Федерации в августе 2000 г.

             Третий — с 2001 г. по настоящее время.

             На первом этапе (1992—1997) в основном осуществлялся вывод войск с территорий государств Восточной Европы и республик бывшего СССР на территорию Российской Федерации, создавались группировки войск (сил), уточнялась, дислокация и проводилось их обустройство, расформировывались дублирующие структуры. Особое внимание уделялось восстановлению нарушенной системы управления Вооруженными Силами, приведению ее в соответствие с новым боевым составом и численностью ВС РФ, объемом стоящих перед ними задач.  Кроме этого, решался комплекс миротворческих задач за пределами России.

             В рамках второго этапа (1997— 2000) концептуальная база строительства и развития Вооруженных Сил в основном была сформирована, при этом ее отправным моментом стало утверждение Президентом России замысла реформирования ВС РФ до 2005 г.

В это же время Президентом РФ были утверждены «Основы (концепция) государственной  политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», «Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2005 года», введен в действие целый ряд других нормативных правовых актов, определивших направления строительства и развития ВС РФ.

            Параллельно с этим началась практическая реализация мер по оптимизации структуры, состава и численности Вооруженных Сил, сокращению избыточных и дублирующих структур. В августе 2000 г. Совет Безопасности РФ на своем заседании рассмотрел состояние Вооруженных Сил и определил основные направления их строительства и развития на период до 2010 г. Принятые решения легли в основу Плана строительства и развития Вооруженных Сил, утвержденного Президентом Российской Федерации в январе 2001 г.  Это ознаменовало начало третьего этапа.

             Основное содержание третьего этапа ( с 2001 г) включает в себя преодоление кризисных явлений в войсках (силах), приведение структуры, состава и численности Вооруженных Сил в соответствие с уровнем существующих и прогнозируемых военных угроз Российской Федерации и финансово-экономическими возможностями государства.

 

§3.  Достижения и проблемы реформирования армии.

 

             90-е годы в истории России ознаменовались коренными изменениями во всех сферах жизни общества. Эта ситуация привела к развалу экономики. Как известно, широкомасштабные реформы требуют значительной экономической базы, и могут проводиться только имея достаточное финансирование. Поэтому первые два этапа реформы были лишь подготовительными и переходными этапами. Отсюда наиболее интересные факторные процессы, влияющие на изменение, сформировавшегося к тому времени отрицательного отношения к армии общественного мнения, происходят именно на третьем этапе. Рассмотрим достижения и проблемы реформирования армии на современном этапе.

             На современном этапе проведения реформы, учитывая её освещение в средствах массовой информации, можно выделить следующие направления:

  • обеспечение военнослужащих жильём;
  • реформирование системы военного образования;
  • сокращение офицерского состава;
  • увеличение выплат военнослужащим;
  • создание эффективной системы управления вооружёнными силами РФ;
  • модернизация  технических средств;
  • гуманизация военной службы (передача обслуживания в руки гражданских лиц);
  • переход на контрактную основу.  

             В 2010 году Приказом Министерства обороны был отменён набор в военные  учебные заведения, а в 2009 он был сокращён в 6 раз. Ситуацию в интервью «Российской газете»  прокомментировал заместитель министра обороны Николай Панков.4 Он пояснил, что это вынужденная мера, которая предпринята для решения двух задач: с одной стороны позволяющая подвести военное образование  под новые требования, с другой стороны решить проблему сокращения офицерского состава.   Панков надеется, что сокращение курсантов позволит принимать в ряды вооружённых сил самых достойных  профессионалов. В рамках реформы военные училища будут осуществлять 5-летнюю подготовку офицеров по программе высшего профессионального образования и обучение сержантов в течение 34 месяцев по программе среднего профессионального образования. Ужесточатся требования к курсантам. Вместе с дипломом получат направления в воинские части только лейтенанты со стопроцентно положительными характеристиками. Слабая учёба и проблемы с дисциплиной аукнутся для некоторых выпускников досрочным увольнением. Возобновить набор предполагается в 2012 году.

             В рамках сокращения кадров предполагается сократить офицерский    состав с 355 тысяч человек до 150 тысяч.

             Созданы четыре новых военных округа, а вместе с ними и четыре Объединенных стратегических командования (ОСК) – «Запад», «Юг», «Центр» и «Восток». Сделано это, говорят на Арбатской площади, досрочно. По указу президента новые военные округа должны были начать функционировать с 1 декабря нынешнего года, но на середину ноября они уже были полностью сформированы и приступили к работе в новом составе. Западный военный округ, к примеру, даже с 1 сентября. Два командующих военными округами уже утверждены в своих новых должностях. С созданием ОСК происходит дальнейшее разделение функций между Генеральным штабом, Главкоматами, командованием военного округа и армейскими структурами. Принципиальная задача – не допустить дублирования в работе. Поэтому Главкомат будет теперь заниматься развитием своего вида, проведением миротворческих операций, оперативно-тактической и тактической подготовкой и переподготовкой офицеров и профессиональных сержантов, выработкой требований к вооружениям и боевой технике, поставляемой в подчинённые войска, и, естественно, их закупкой. Количество офицеров в Главкоматах сокращается до минимума – с тысячи человек до150–200. С целью борьбы с коррупцией людей в погонах финансовые органы будут убраны из войск.

Информация о работе Проблемы реформирования современной российской армии и их влияние на общественное мнение