Югоосетинский конфликт (Грузи́но-осети́нский конфли́кт)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание

Югоосетинский конфликт (Грузи́но-осети́нский конфли́кт) — этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством и Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса (развитием сепаратизма в Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад СССР.

Работа состоит из  1 файл

грузино-осетинский конфликт курсовая.docx

— 68.00 Кб (Скачать документ)

Введение

     Югоосетинский конфликт (Грузи́но-осети́нский конфли́кт) — этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством и Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса (развитием сепаратизма в Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад СССР.

     За  период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляли около трети населения, трижды (1991 — 1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома.

     Прежде  всего, значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии, что, в свою очередь, стало  одним из обстоятельств, способствовавших возникновению осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе Северной Осетии. Вторая группа беженцев — около ста тысяч осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, расселились на территории как Южной, так и Северной Осетии.

     В августе 2008 г., после вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии российское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия.

     Информационное  освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны. Во время войны важную роль играла информация, поступавшая из мест боёв, а также полное её отсутствие. От российских, грузинских и западных СМИ порой поступала противоречивая информация о событиях конфликта. Обсуждения разных интерпретаций велись также в Интернете, от резких высказываний на блогах и форумах, до атак на официальные сайты правительств.

В моей курсовой работе будет рассмотрено отражение  грузино-осетинского конфликта в  российский и зарубежных  СМИ. 
 

История

     Грузия 8 августа начала боевые действия в  зоне грузино-осетинского  конфликта. Югоосетинские  власти сообщают о  том, что в атаке  на Цхинвали задействованы  самолеты, танки и  пехота.

     В годы существования СССР Южная Осетия имела статус автономной области  в составе Грузии. В 1991 году первый президент страны Звиад Гамсахурдиа  упразднил автономию. Не согласившись с таким решением, южноосетинские власти оказали вооруженное сопротивление  грузинским властям. В январе 1991 года между Грузией и Южной Осетией  начались активные военные действия, приведшие к многочисленным жертвам  с обеих сторон.

     После вооруженного конфликта, длившегося до 1992 года, Грузия потеряла контроль над  этой территорией, в зону конфликта  были введены миротворческие силы.

     С 1994 года начались переговоры по урегулированию конфликта. 16 мая 1996 года в Москве подписан Меморандум о мерах по обеспечению  безопасности и укреплению взаимного  доверия между сторонами. Состоялось несколько встреч президентов Грузии и Южной Осетии Э.Шеварднадзе  и Л.Чибирова, на которых обсуждались  пути урегулирования конфликта. Россия является посредником в переговорном процессе. 23 декабря 2000 года подписано  российско-грузинское межправительственное Соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев. В апреле 2001 года в Южной Осетии состоялся референдум по внесению изменений в Конституцию республики, проведение которого руководство Грузии считает незаконным.

     11 октября 2005 года парламент Грузии  принял постановление «О ходе  миротворческих операций и ситуации  в конфликтных зонах Грузии».  Согласно документу, российские  миротворцы, дислоцированные в зоне  грузино-осетинского конфликта, до 1 февраля 2006 года должны обеспечить выполнение соглашений, заключенных сторонами. В противном случае с 15 февраля 2006 года парламент Грузии начнет процедуру по выходу из Дагомысского соглашения 1992 года и потребует вывода российских

     15 февраля 2006 года парламент Грузии  принял постановление, предусматривающее  прекращение миротворческой операции  в зоне грузино-осетинского конфликта. Действия России в регионе в этом документе расценивались как «интервенция».

     31 мая 2006 года была проведена  ротация российских войск в  составе Смешанных сил по поддержанию  мира в зоне грузино-осетинского конфликта. Ротация российских военных проходила через Рокский тоннель, который Грузия не контролирует. Официальный Тбилиси счел действия российской стороны вызовом в свой адрес. Власти страны заявили, что под видом ротации Россия вводит в регион дополнительные войска.

     7 августа 2007 года грузинская сторона  обвинила Россию в том, что  накануне вечером два самолета  Су-25 "с российскими опознавательными знаками" вторглись в воздушное пространство Грузии и осуществили ракетный обстрел грузинской РЛС в районе г.Гори. В результате "авиаинцидента" было сорвано запланированное на 9-10 августа в Тбилиси заседание Смешанной контрольной комиссии (СКК) по вопросам урегулирования грузино-осетинского конфликта. Обстановка в зоне конфликта резко обострилась.

     Возобновление спустя почти год переговорного  процесса по грузино-осетинскому урегулированию в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК) не принесло ощутимых результатов. На проходивших 23-24 октября 2007 года в тбилисском офисе ОБСЕ переговорах грузинской и югоосетинской сторонам так и не удалось согласовать позиции и принять Совместное заявление.

       В апреле 2008 года ССПМ в зоне грузино-осетинского конфликта было зафиксировано 56 случаев нарушения грузинской стороной соглашения о прекращении огня. Стрельба велась в основном беспорядочным образом с целью поддержания напряженности в зоне конфликта. Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили, комментируя инцидент, связанный с подрывом на противопехотной мине 3 апреля  сотрудника отдела полиции в районе села Хеити, обвинил российских миротворцев в причастности к установке мины, а через грузинский телевизионный канал «Алания» обвинил руководство Южной Осетии в причастности к выдаче местному населению около 1,5 тысячи фальшивых российских паспортов.

     14 мая 2008 года президент Южной  Осетии Эдуард Кокойты заявил, что спецслужбы Грузии планируют провести в ближайшее время на территории непризнанной республики теракт против грузин и грузинских миротворцев.

     15 мая помощник командующего ССПМ  по работе со СМИ капитан  Владимир Иванов объявил о  плановой ротации миротворческого  контингента в Южной Осетии. После  этого в грузинских СМИ, со  ссылкой на главу МИД Грузии, была распространена информация  о якобы увеличении российского  миротворческого контингента в  зоне грузино-осетинского конфликта. При этом, плановая ротация миротворческого контингента характеризовалась как "провокационное и безответственное мероприятие".

     3 июля 2008 года автомобиль, в котором  глава созданного Тбилиси альтернативного  правительства Южной Осетии Дмитрий  Санакоев ехал по территории  Южной Осетии на международную  конференцию в Батуми, подорвался  на мине и был обстрелян  со стороны ближайших сел. Охрана  открыла ответный огонь. Перестрелка  продолжалась несколько минут,  трое сотрудников охраны были  тяжело ранены. Санакоев не пострадал.  Глава МВД Южной Осетии Михаил  Миндзаев заявил, что покушение  на Санакоева было организовано  грузинской стороной с тем,  чтобы обвинить Цхинвали и  использовать это как предлог для военного вторжения в непризнанную республику.

     9 июля было опубликовано заявление  Министерства иностранных дел  России в связи с обострением  ситуации в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. В нем говорилось: «В последние дни резко накалилась ситуация в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов. В Южной Осетии массированному минометному обстрелу с грузинской стороны подвергся город Цхинвали, имеются пострадавшие среди мирного населения. Отмечены неоднократные нарушения воздушного пространства зоны конфликта истребителями и беспилотными летательными аппаратами ВВС Грузии. Осуществлен теракт, в котором погиб представитель правоохранительных органов Южной Осетии. Грузинскими военнослужащими произвольно выставлен пост на стратегической высоте близ села Сарабуки. Без согласования с командованием Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зону конфликта введена дополнительная грузинская военная техника, что зафиксировано военными наблюдателями, в том числе от миссии ОБСЕ в Грузии. Все это указывает на то, что против Южной Осетии, являющейся международно-признанной стороной в урегулировании конфликта, совершен открытый, заранее спланированный акт агрессии».

     1-2 августа ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта резко обострилась в результате повлекшего человеческие жертвы массированного минометного обстрела жилых кварталов Цхинвали. Погибли шесть граждан Южной Осетии, 15 ранены. Сами грузинские представители заявляли, что это ответная мера на обстрелы грузинских территорий с осетинской стороны. Южная Осетия начала эвакуацию своих жителей из домов в Северную Осетию, в первые два дня после обстрелов 2.5 тыс. жителей покинули свои дома.

     6 августа президент Южной Осетии  Эдуард Кокойты пообещал принять  "самые жесткие меры" к "бандитам, обстреливающим села". Ранее Минобороны  непризнанной республики сообщило, что в среду около полудня  грузинская сторона начала снайперский  и пулеметный обстрел осетинских  сел Мугут и Дидмуха в Знаурском  районе. По данным Южной Осетии, подразделения силовых структур  Грузии пытались занять Нульскую  высоту, чтобы контролировать Знаурскую  дорогу и расположенные вдоль  нее осетинские населенные пункты. Во второй половине дня появились  сообщения, что у селения Нул  в Южной Осетии идет ожесточенный  бой. Глава комитета по информации  и печати Южной Осетии Ирина  Гаглоева сообщила РИА Новости,  что южноосетинские подразделения  практически вытеснили с Нульской  высоты грузинские военные формирования. МВД Грузии опровергло сообщение  о вытеснении грузинских полицейских  с Нульской высоты.

     В этот же день посол по особым поручениям МИД РФ Юрий Попов сообщил, что  была договоренность провести 7 августа  в штабе Смешанных сил по поддержанию  мира (ССПМ) прямые грузино-осетинские переговоры при посредничестве России, однако это предложение встретило отказ Цхинвали.

     7 августа президент Грузии Михаил  Саакашвили в телеобращении к  населению Грузии и Цхинвальского  региона заявил, что готов к  любым переговорам для решения  конфликта с Южной Осетией.  По его словам, он предлагает  России стать гарантом широкой  автономии для Южной Осетии  в составе единой Грузии. 
По данным МВД Южной Осетии, грузинская сторона 7 августа днем открыла огонь из крупнокалиберного и автоматического оружия по столице республики Цхинвали со стороны села Никози. Затем, по данным Цхинвали, со стороны грузинского населенного пункта Авневи велся обстрел осетинского села Хетагурово. Около десяти человек погибли, еще около 50 получили ранения разной степени тяжести.

     8 августа Грузия  начала боевые  действия в зоне  грузино-осетинского конфликта.

     8 августа 2008 года (в 14:59) к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 9 августа 2008 года — Абхазия в рамках соглашения о военной помощи между членами Содружества непризнанных государств. 12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру, 13 августа 2008 года Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья, после чего активные боевые действия закончились.

     С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта («План Медведева — Саркози»). Грузия не считает конфликт исчерпанным, объясняя это несоблюдением Россией подписанных договоренностей.

Вовлечённые в конфликт стороны

     Абхазия

     Ещё 5 августа министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил, что Абхазия может открыть второй фронт против Грузии, если та начнёт широкомасштабную атаку против Осетии.

Информация о работе Югоосетинский конфликт (Грузи́но-осети́нский конфли́кт)