Выборы и избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:34, реферат

Описание

Выборы наряду с референдумом являются формой выражения власти народа, одним из проявлений народного суверенитета, согласно ст.3 п.2 и ст.33п.2 Конституции закрепляется право граждан избирать и быть избранными. Путем выборов формируются представительные органы государства.

Содержание

1. Избирательная система и избирательное право.
2. Тип избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.
3. Законодательство РК о выборах.

Работа состоит из  1 файл

Выборы и избирательна система.docx

— 22.98 Кб (Скачать документ)

Тема 12. Выборы и избирательная  система.

  1. Избирательная система и избирательное право.
  2. Тип избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.
  3. Законодательство РК о выборах.

 

Избирательная система  и избирательное право.

Выборы наряду с референдумом являются формой выражения власти народа, одним из проявлений народного суверенитета, согласно ст.3 п.2 и ст.33п.2 Конституции  закрепляется право граждан избирать и быть избранными. Путем выборов  формируются представительные органы государства. 
Избирательная кампания (включает в себя образование избирательных округов, участков, составление и проверка списков избирателей, образования избирательных комиссий, выдвижение кандидатов, предвыборная борьба, день голосования) организуется и проводится по определенным правилам, принципам, установленным законом. Совокупность всех этих правил и принципов составляет избирательную систему.

Под избирательным правом можно понимать не только совокупность правовых норм, но и конкретные избирательные  права граждан, т.е. политическое участие  граждан в делах государства  и общества. 
Рассмотрим основные принципы избирательного права: 
1. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие определенного возраста имеют право избирать и быть избранными независимо от происхождения, социального, должностного, имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и др. 
Законодательством Казахстана конкретизируется ряд определенных условий, на основании которых лицо может обладать избирательными правами: 
а) наличие гражданства Республики Казахстан (ст.33п.2 Конституции)  
б) достижение определенного возраста. 
Активным избирателем по законодательству Казахстана является гражданин, достигший 18-летнего возраста. 
Активное избирательное право - право избирать. 
Пассивное избирательное право - право быть избранным. 
Для избрания Президентом Республики - не моложе 40 лет, депутатом Сената - достигший 30лет, депутатом Мажилиса - достигший 25 лет. 
в) обладание гражданскими правами ( быть дееспособным). 
Не обладают активным и пассивным избирательными правами граждане, признанные судом недееспособными. 
Лишены участия в выборах лица, находящиеся по вступившему в силу приговору суда в местах лишения свободы. 
г) место жительства. Основанием включения гражданина в список избирателей является факт его проживания на территории определенного избирательного участка. 
2. Равное избирательное право. На основании этого принципа все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, имея при этом один голос, без каких-либо преимуществ в голосовании. 
3. Прямые выборы. Избиратели непосредственно, без каких-либо посредников, избирают своих представителей. 
4. Косвенные выборы, т.е. непрямые выборы депутатов Сената Парламента. В них участвуют выборщики - депутаты маслихатов, обладают одним голосом на равных основаниях. 
5. Тайное голосование. Этим принципом обеспечивается независимое, без внешнего влияния, волеизъявления граждан - избирателей. 
6. Добровольное голосование - участие граждан Республики в выборах является добровольным.

 

Тип избирательных  систем: мажоритарная и пропорциональная.

В государствах мира существует 2 избирательные системы: пропорциональная и мажоритарная. 
При мажоритарной системе депутат может представлять даже меньшинство избирателей в округе; представителей имеют только те избиратели, чей кандидат собрал большее число голосов. 
При пропорциональной системе все избиратели имеют своих представителей в Парламенте. 
Мажоритарная система имеет 2 подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. 
При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие, как в первом, так и во втором туре более 50% граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат, считается избранным, если за него проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании. 
При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании; избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей. 
В Казахстане принята мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. 
Из вышеизложенного можно выделить такой самостоятельный институт конституционного права, как избирательное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в ходе подготовки и проведения выборов.

 

Законодательство  РК о выборах.

 

Систему избирательных органов  в Республике Казахстан представляют избирательные комиссии, подразделяющиеся на:  
-центральную избирательную комиссию Республики; 
-территориальные избирательные комиссии; 
-окружные избирательные комиссии; 
-участковые избирательные комиссии. 
Срок полномочий всех избирательных комиссий составляет 5 лет. 
Основная форма деятельности избирательных комиссий - заседания. Проводятся и созываются председателем комиссии, его заместителем или по требованию не менее 1/3 членов комиссии. 
Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Казахстан, а решения других комиссий - в вышестоящую избирательную комиссию и в суд. Предварительного обращения в вышестоящую избирательную комиссию необязательно.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и  заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего  дню выборов. Право на проведение предвыборной агитации имеют граждане Казахстана, обладающие активным избирательным  правом, общественные объединения. 
Предвыборная агитация осуществляется через средства массовой информации путем проведения публичных предвыборных мероприятий, дебатов, митингов, шествий, демонстраций, личных встреч кандидатов и их доверенных лиц; путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица при исполнении служебных обязанностей не имеют права проводить предвыборную агитацию. Также запрещается проводить предвыборную агитацию воинским частям, военным учреждениям и организациям, членам избирательных комиссий. Кандидаты вправе иметь доверенных лиц. Кандидат в депутаты Сената - до 5, кандидаты Мажилиса - до 7, кандидат в депутаты Маслихата - до 3-х, которые регистрируются в избирательных комиссиях. Кандидаты выступают со своими программами в государственных средствах массовой информации, гарантируется 15-минутное выступление по государственному телевидению, однократное 10-минутное выступление по государственному радио, публикация 2-х статей в государственных органах печати. Подготовка и проведение выборов осуществляется за счет государственного и негосударственного финансирования. 
К государственному финансированию относятся выборы Президента, депутатов Парламента, маслихатов, членов органов местного самоуправления. Все расходы, связанные с организацией и деятельностью избирательных комиссий:  
-выступлениями кандидатов в государственных средствах массовой информации; 
-проведением предвыборных мероприятий; 
-выпуском агитационных материалов; 
-транспортными расходами в размерах, устанавливаемых центральной избирательной комиссией, покрываются за счет республиканского бюджета. 
К негосударственному финансированию относится - предвыборная агитация кандидатов на выборах Президента и депутатов Мажилиса Парламента, которые могут финансироваться из средств избирательных фондов кандидатов 
Избирательный фонд кандидатов образуется из личных средств кандидатов; добровольных пожертвований граждан и организаций; из средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его общественным объединением Республики. 
Запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное участие международных организаций и международных общественных объединений, иностранцев в финансировании выборов, а также добровольные пожертвования государственных органов или организаций, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, религиозных объединений, казахстанских юридических лиц, имеющих иностранное участие в их уставном фонде. 
Общая сумма средств избирательных фондов кандидатов публикуется в средствах массовой информации. Анонимные пожертвования обращаются в доход республиканского бюджета.

 

 

 

Голосование проводится по избирательным участкам в специальных  помещениях, где устанавливаются  кабины для работы избирателей с  бюллетенями. Помимо избирателя в данной кабине никого не должно быть, если он не имеет возможности сам заполнить  бюллетень, избиратель вправе пригласить в кабину любое лицо, кроме члена  комиссии или наблюдателя. Заполнив бюллетень, избиратель опускает его  в ящик, который предварительно был  предъявлен для обозрения членам комиссии; присутствующим избирателям  и наблюдателям и опечатан председателем  участковой избирательной комиссии. 
Недействительными считаются выборы, если при их проведении были допущены нарушения закона. 
Несостоявшимися считаются выборы, если в выборах приняло участие менее установленного законом числа зарегистрированных избирателей. 
При признании выборов недействительными или несостоявшимися центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы. 
После голосования в присутствии всего состава комиссии пересчитываются неиспользованные бюллетени, их число оглашается и заносится в протокол. После вскрываются пломбированные избирательные ящики и организуется подсчет голосов. Прежде всего определяется число недействительных бюллетеней. По итогам голосования участковая комиссия составляет протокол в 2-х экземплярах, подписываемый всем её составом. Один экземпляр направляется в вышестоящую избирательную комиссию. 
После подведения итогов центральная избирательная комиссия и территориальные избирательные комиссии регистрируют избранных депутатов, выдают им удостоверение об избрании. Итоги выборов публикуются в СМИ.

Резюме

1) Выборы - это избрание гражданами Республики Казахстан нескольких кандидатов в депутаты в представительные органы или должностных лиц путем голосования в установленный для этого день. 
2) Избирательная система - совокупность правил, принципов организации и проведения избирательной кампании. 
3) Существуют 2 избирательные системы - это мажоритарная и пропорциональная. В К применяется мажоритарная система абсолютного большинства. 
4) Избирательное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в ходе подготовки и проведения выборов. 
5) Основными принципами избирательного права являются - всеобщее, равное, прямое, косвенное избирательное право, добровольное голосование, тайное голосование. 
6) Систему избирательных органов в Республике Казахстан представляют: Центральная избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии, окружные и участковые избирательные комиссии.


Информация о работе Выборы и избирательная система