Теория власти и властных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:03, контрольная работа

Описание

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования, является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти. Вопросам теоретико-методологических основ анализа власти посвящено значительное число работ зарубежных и отечественных ученых.

Содержание

Введение ________________________________________________________ 2
1.Природа власти, ее психологические основы и источники _____________3 – 5
1.1.Природа власти __________________________________________________ 5
1.2.Психологические основы власти ________________________________ 6 – 7
1.3.Источники власти _____________________________________________ 7 – 8
1.4.Осуществление власти _________________________________________ 8 – 9
2. Легитимность (законность) власти _______________________________ 9 – 11
Заключение _______________________________________________________ 11
Литература ________________________________________________________ 12

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 32.30 Кб (Скачать документ)

 

2. Легитимность (законность) власти.

Власть - понятие правовое, означающее созидание и распределение  ценностей согласно общественным интересам. Власть - это законное право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные усилия для принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров  имеет концепция легитимности (законности) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населения страны системы, к которой оно принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды.

Власть обретает законность тремя способами: благодаря традиции, иначе говоря, благодаря тому, что она “всегда” обладала законностью. Право - основание власти в монархическом обществе принадлежит к этому типу; в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти, и выполняют свои обязанности; на базе харизмы, веры в руководителя, которому приписывают выдающиеся личные достоинства (возможен элемент обожествления). Такая вера может возникнуть в результате появления лидеров, имеющих исключительный талант.

Для поддержки властей  и режима очень важно утвердить  в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы, всех властных отношений. Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источниками легитимности являются: основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Политические отношения  на определенных этапах развития могут  привести к кризису легитимности, корни которого следует искать в  характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает  тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.

Для поддержания законности власти используются различные средства и методы: изменение законодательства и государственного управления; создание такой политической системы, законность которой основана на традициях; харизматические лидеры; успешное осуществление государственной политики и программы; поддержание законности и правопорядка в стране.

Функционирование политических систем свидетельствует о том, что  все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых  укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые государства исчезли с политической карты мира потому, что им не удалось справиться с проблемами легитимности.

 

Заключение.

Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М. Вебера, согласно которому власть – это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.

Власть как социальный феномен  обладает рядом специфических признаков. Так, например, для нее характерна всеобщность – она способна проникать во все сферы деятельности отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов. Далее, функциональным признаком наличия власти выступают порядок и согласованность действий сторон, обусловленные различными факторами, например, общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подражанием, привычкой и т.д. В конечном счете, любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Митрохин В.И. Сущность  власти: философский анализ. М., 1992; Митрохин В.И: Россия: власть, президент, выборы. М., 1996.

2. Ханкишш Э. Великая  коалиция или конверсия власти // Политология вчера и сегодня.  М., 1990. - С.49; Боднар А. Наука о  политике. Варшава, 1984. - С.55.

3. Вятр Е. Социология  политических отношений. М., 1979. - С.158.

4. Соловьев В.С. Соч.  в 2 т. М., 1990. - Т.1. - С.452.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.33. - С.46.

6. Токвиль А. де. Демократия  в Америке. М., 1992. - С.130.

7. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее  России. М., 1992. - С.130.

8. Краснов Б.И. Теория  власти и властных отношений  // Соц.-полит. журн. - 1994. - № 3-6.

9. Мельников Ю.Ф. Власть  в современном обществе. М.: Изд-во  ВУ, 1995.

 


Информация о работе Теория власти и властных отношений