Тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:12, контрольная работа

Описание

Слово «государство» знают все. Есть два значения этого термина: государство — страна, т. е. политико-географическое образование, и государство как организация политической власти (система институтов власти).
Есть несколько концепций происхождения государства: теократическая, патриархальная (государство — «отец родной»), договорная, «теория завоевания», социологическая (марксистская — государство возникает в результате имущественной и классовой дифференциации общества, экономически господствующий класс закрепляет свое положение и политически) и др.

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3
1. Развитие государства в истории России……………………………….......5
2. Советское государство……….....................................................................11
3. Тенденции развития современного государства…………...……....……...15
Заключение………………………………………………………………..……17
Список литературы……………….

Работа состоит из  1 файл

Тенденции развития Государства в России печать.docx

— 37.74 Кб (Скачать документ)

   После разгона Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов. Этот орган под разными редакциями названия в качестве высшего властного  органа просуществовал в СССР до декабря 1991г., когда в результате Беловежских  соглашений между тогдашним руководством Российской Федерации, Украины и  Белоруссии был ликвидирован Советский  Союз, а в России - до декабря 1993 г., когда после расстрела российского  парламента была принята новая Конституция  Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Советское государство

       В политической науке выделяют советский тип государственности. Советское государство создавалось в конкретных исторических условиях и на основе марксистских теоретических представлений.

   Оно складывалось как полная противоположность  государству буржуазно-правовому. Недооценивались  принципы правового государства: разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, реальное верховенство закона над властью, контроль гражданского общества за властными органами. По форме правления советское государство  было республикой. Однако особенность  его состояла в объединении всех ветвей власти в Советах, в которых  депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролировали их исполнение в интересах трудящихся.

   Особенностью  советского государства была руководящая  роль Коммунистической партии. Партия осуществляла подбор кадров на все  руководящие государственные должности  с помощью механизма номенклатуры. Руководство партии принимало все  важнейшие решения, которые в  форме директив передавались Советам. Советы осуществляли эти директивы  как свои решения или совместные с партией постановления, поскольку  цели были общие.

   Руководящая роль Коммунистической партии выражалась в наличии реальной и авторитарной власти Генерального секретаря ЦК. Власть Генерального секретаря представляла собой одну из разновидностей президентской  диктатуры. Советское государство  не выработало механизма периодической  передачи власти от одного вождя к  другому, что создавало напряжение в обществе всякий раз, когда умирал очередной вождь.

   Правда, будучи не правовым, советское государство  смогло реализовать социальную функцию. Успехи системы здравоохранения, образования  и воспитания, культуры, политика поддержки  семьи и материнства, занятости  и т. д., созданные в советском  государстве, были признаны во всем мире. Отмена руководящей роли КПСС привела  к развалу государства и социальных гарантий.

   Современное российское государство по своему типу является переходным. Оно несет на себе отпечаток черт традиционной государственности: стремление контролировать раз личные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих  кадров. Появились демократические  начала в его деятельности: свободные  выборы как способ формирования верховной  государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, формальное следование Конституции.

   Процесс создания правового и социального  государства в России займет много  времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем: укрепления государственной  власти, федерализма, развития гражданского общества, соблюдения, принципов социальной справедливости.

   В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской  формой правления».

   Подлинное же правовое демократическое государство  означает, что граждане должны воспринимать себя хозяевами жизни, активными  участниками управления общественными  делами, должны научиться управлять  «слугой-государством», усиливать его  позитивные качества и снижать негативные. Правовое государство - это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения  гражданина и государства, где последнее  должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.

   Необходимо  коренным образом преобразовать  социально-экономическую и политическую системы, «сократить огромный разрыв между  богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ - иначе  говоря, устранить социальную почву  роста преступности и нарушений  законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер  государственно-правового порядка, без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено. Речь идет, прежде всего, об укреплении российской государственности в самом широком смысле, включая решение запутанных проблем федерализма и национальных отношений, прекращение «войны законов», повышение профессионализма, демократизацию отношений с гражданами».

   Россия  в современный период находится  в состоянии кризиса, что обостряет  те трудности и препятствия, которые  стоят на пути движения к правовому  государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает положение  в области прав человека, коррупция, расцвет бюрократизма, рост преступности и т.п.

   Очевидно, что в содержательном плане Россия к правовому государству подойдет не скоро. Поэтому в начальной  стадии реформирования политической системы  можно говорить только о правовой форме. Во-первых, необходимо создать  такое правовое пространство, которое  позволило бы при сохранении демократической  формы политики развивать рыночное содержание. Вопрос этот для нашей  страны будет долго открытым, а  к правотворчеству будут предъявляться  все более строгие требования. Нынешняя Конституция в основном декларирует права и обязанности субъектов правового пространства, являясь пока, по сути дела, законом о выборах и формах осуществления высшей власти.

   Во-вторых, существует потребность в правовой ориентации политической элиты. До тех  пор пока не заработают правовые институты, необходимы сверхусилия высших субъектов  власти, направленные на сохранение начал  правовой организации. В настоящее  время функции гаранта конституционного права взял на себя Президент Российской Федерации. В то же время он является руководителем исполнительной власти, которая испытывает серьезные трудности  в управлении страной. Проблемы исполнительной власти создают предпосылки для  абсолютизации власти, сохранения моментов тоталитарной политики.

   В-третьих, без гражданского общества нельзя создать  правовых отношений. Гражданский контроль, гражданская экспертиза, гражданское участие являются необходимыми формами движения к правовому государству. Для развития гражданских отношений требуется наличие свобод, осуществление прав человека, развитие рыночной инфраструктуры.

   В целом можно говорить о том, что  в России в 90-е гг. появились, формальные предпосылки для движения к правовому  государству. К этим предпосылкам относятся  элементы демократического политического  пространства, идеология части правящей элиты, ее субъективные усилия по демократизации политической науки, гласность, свобода  слова, совести, печати, собраний и т.д. Можно говорить о возникновении  содержательных предпосылок правового  государства в виде института  частной собственности и элементов  рыночных отношений. В то же время  содержательные основания недостаточны для упрочения правовых отношений.

   Какие шаги можно предпринять для развития правовых отношений? Во-первых, демократия требует более высокого уровня осознания  всего процесса реформирования. Во-вторых, движение к правовому государству  не может не носить комплексного характера. В-третьих, политическая система России требует не только внутренних воздействий, но, очевидно, более активной политики всего мирового сообщества в соответствии с сегодняшними реалиями и тенденциями  развития информационного общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Тенденции развития современного государства 

   1.   Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

   Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает  нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской  формой правления.

   2.     Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

   3.     Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.

   4.     Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.

   Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в  Европейское Сообщество, которое  в 1994 г. пополнилось еще тремя  государствами – Австрией, Швецией  и Финляндией и насчитывает 15 стран.

   Одновременно  с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

   Стремление  к самостоятельности и обособлению  можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в  последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают  стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о  необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.

   5.     Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.

   6.   Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 

   Конституция РФ содержит характеристики российского  государства как демократического, социального, правового, федеративного. Фактически же российское государство  из-за объективных причин трудного переходного периода не в полной мере удовлетворяет некоторым этим характеристикам (на уровне современных  стандартов). Доминирование исполнительной власти и недостаточный контроль за ее деятельностью, частые силовые  санкции по наведению конституционного порядка (что само по себе необходимо), принижение роли парламента и законодательных  органов субъектов Федерации, слабость судебной системы, малое влияние  общественного мнения на государственные  дела — все это снижает демократический потенциал государственного управления.

   Россия  не является развитым социальным, государством. Примерно 1/3 населения (по другим данным — около 1/4) находится за чертой бедности, а доход «верхних» 10% населения в 14 раз превышает доход 10% «нижних» — разрыв, невиданный в цивилизованных странах. Правда, в последнее время ситуация улучшается. Российское государство не является полностью правовымПравовые акты субъектов Федерации часто не соответствуют федеральным законам, а конституции некоторых субъектов Федерации — Конституции РФ. Престиж судов низок. Многое в этом отношении исправлено, Но еще далеко не все.

   Россия  — светское государство. Религиозная свобода и право атеизма обеспечены в целом, хотя в некоторых случаях эти принципы нарушаются. В государственном гимне есть упоминание о боге, имеют место факты освящения (по христианским обрядам) военных (государственных) объектов (например, кораблей) и т.д.

Информация о работе Тенденции развития