Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:20, контрольная работа

Описание

Целью работы является сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка.
Объектом данной работы является общество в период возникновения и развития данной теории.
Задачами работы являются:
- изучение общих закономерностей и причин возникновения государства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка
1 Государство по Томасу Гоббсу…………………………………..…….…….5
2 Учение Джона Локка о государстве…………………………………....……11
Заключение…………………………………………………………………….…17
Литература…………………

Работа состоит из  1 файл

На тему.docx

— 60.17 Кб (Скачать документ)

 

Заключение

Рассмотрение проблем гражданского общества целесообразнее  начать исследовать  с его философского обоснования. Это предполагает в свою очередь  обращение к доктрине естественного  права, которая на протяжении многих столетий с древности до нового времени  служила общей теоретической  основой всякой концепции социального  устройства. В самом общем виде естественное право может быть определено как правовая система, призванная стать  общей для всего  человечества, нормы которой происходят скорее всего из общественных правил или  позитивного права. На всем протяжении истории данной концепции, начиная  с мыслителей античности, шли споры  о природе естественного права  и характере его отношений  с  позитивным правом.

Переход реализации идей гражданского общества  правового государства  представляет собой длительный и  чрезвычайно сложный  процесс. Как  было показано, именно философия русского конституционализма представляет  собой философский политический пример, имеющий с данной точки  зрения принципиальное значение. Философский  смысл данной парадигмы не утратил  своего значения для анализа современного мирового политического процесса.

В начале нового времени в Западной Европе политические мыслители оказались  перед необходимостью изучения путей  выхода из социального кризиса. Они  обратили внимание на альтернативу путей  выхода из кризиса – революционного разрушения или радикального реформирования, обсуждаемого в трудах Гоббса и Локка, акцентируя возможности централизованной власти, роли государства как  гаранта  стабильности, с одной стороны, и  изменений, с  другой.

Гоббс говорит о лучшей форме правления монархии. В качестве теоретика политического абсолютизма, ратовавшего на неограниченную власть государства как такового, Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. По его мнению, «власть, если только она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах». Согласно Гоббсу, может быть лишь три формы государства: монархия, демократия и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены.

Таким образом, Гоббс различает 3 формы государства:

1. Монархия: когда правит  один, а все ему подчиняются;

2. Аристократия - правит группа  людей;

3. Демократия: когда правят  все.

Также Томас Гоббс объясняет  понятия тирания и олигархия: «Те, кто испытал обиду при  монархии, именуют её тиранией, а  те, кто недоволен аристократией, называют её олигархией». Король, власть которого ограничена, не выше того, кто  имеет право эту власть ограничить, а, следовательно, этот король не является сувереном. Сувереном же может считаться  только абсолютно неограниченный король, власть которого передается только по наследству.

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся  в одно целое под эгидой ими  же установленного общего закона и  создавших судебную инстанцию, правомочную  улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного  блага создавать законы для регулирования  и сохранения собственности, а также  право применять силу общества для  исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот  объем полномочий, которые они  затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов  от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Цель этого объединения - общее благо.

Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Первым из них Локк считал:

- право собственности - и любое посягательства на него (лишение части собственности, повышения налогов) рассматривалось как проявление деспотизма.

- свобода мнений - по Локку, неотъемлемое право человека. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению не безгранична, она лимитируется соображениями морали и порядка.

Признание свободы совести  Локк не распространяет на атеистов, магометан  и католиков, он отставал в этом отношении  от левеллеров.

Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое  получило бы тем самым возможность  обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в  жизнь. Локк предлагает не соединять  законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей  действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Это один из важнейших принципов  Локка, и он оказал большое влияние  на последующую политическую мысль  и став одним из главных принципов  буржуазной государственности.

Наконец, в качестве чрезвычайной меры контроля Локк называет разрыв народом  соглашения с правительством. Локк исходит из того, что, вверяя высшую т.е. законодательную власть какому-то органу народ лишается суверенитета «и поэтому все еще остается у  народа верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию». Отсюда право народа на восстание для восстановления попранной правительством свободы. При этом восстание не должно быть актом меньшинства. Признание этого права не приведет, по мнению Локка, к разрушению гражданского общества, ибо народ в целом не склонен браться за оружие по пустякам, он верит в здравый смысл суверенного народа и объявляет его единственным судьей в вопросах о том, действует ли власть в соответствии с оказанным ей доверием.

В своей работе он выдвигает  иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии  от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного  их равенства и готовности следовать  разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей  приводит их к осознанию того, что  в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции  отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор  между людьми, так возникает государство.

Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно  отходит от теории Гоббса. Гоббс  подчеркивал абсолютную власть государства  над обществом и людьми. Локк акцентирует  другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у  человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при  этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность  государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.

Локка часто называют в  числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Заиченко Г.А. Джон Локк. - М.: Мысль, 1988. - 208 с.

2. История политических  и правовых учений Учебник  / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. - 250 c.

3. История политических  и правовых учений. 17-18 вв. - М.: Наука, 1989. - 450 с.

4. Политические учения: История  и современность. Домарксистская  политическая мысль. Отв. ред.  В.Е. Гулиев. - М.: Наука, 1976. - 495 с.

5. Политология: хрестоматия  / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. - 843 с.

1 Спиноза Б. “Теолого-политический трактат”, избранные произведения, Москва,1957 г.

2 Локк Дж. “Два трактата о правлении”, Сочинения, Москва, 1988 г., т.3


Информация о работе Сравнительный анализ