Современные политические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:15, контрольная работа

Описание

Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.
Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровни, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений.

Содержание

Содержание
Современные политические процессы
1.Сущность и разнообразие политических процессов………………......2
2.Типология политических процессов начала 21 в……………………...3
3.Значение политических коммуникаций и роль в них СМИ…………..5
4.Основные политические процессы в РФ…………………………….…9
Список литературы…………….………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

Политический процесс контрольная.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Содержание 

                        Современные политические процессы

    1.Сущность и разнообразие политических процессов………………......2

    2.Типология политических процессов начала 21 в……………………...3

    3.Значение политических коммуникаций и роль в них СМИ…………..5

    4.Основные политические процессы в РФ…………………………….…9

    Список  литературы…………….………………………………………….13

 

     1.Сущность  и разнообразие  политических процессов.

     Политический  процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.

Политический  процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы  общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровни, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная  с её конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием  и оформлением на соответствующем  уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Процесс выработки  политических решений дает возможность  выделить в содержании политического  процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

  • представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
  • выработка и принятие политических решений;
  • реализация политических решений.

Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:

  • революционных и реформаторских начал;
  • сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
  • восходящих и нисходящих тенденций развития.

Индивиды и  социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная  группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие  в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

     2.Типология политического процессов начала 21 века

     По  объектам политического воздействия  политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном  политических процессах. При революционном  процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного  развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими  кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые  политические структуры располагаются  на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях  государственных учреждений, секретных  документах, приказах, существовании  органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, чёрный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьёзное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство  передает властные функции своим  отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный  политический процесс часто возникает  в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация  тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

     3.Значение политических коммуникации и роль в них СМИ

     Термин "средства массовой информации" появился относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию. Каждое из слов этого термина несет определенную смысловую нагрузку.

Информация. Вне  зависимости от того, как определяется данное понятие - как мера организации (Н. Винер), как снятая неопределенность (К. Шеннон) или как отраженное разнообразие (Д. Урсул), - оно призвано зафиксировать главное: отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.). Информация - отображение и, следовательно, та или иная версия (социального) мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда облекается в определенную форму и, таким образом, интерпретируется.

Массовость фиксирует  взаимодействие массовидных субъектов: газетная статья или телепередача обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу. Это придает коммуникации и информации особый характер - "сжатость", "свернутость", "упакованность", предполагает потерю определенных информационных нюансов, вместе с тем - неэлитарность и общедоступность. Вместе с тем "массовость" характеризует корпоративный характер производства информации.

Коммуникация  и информирование могут носить непосредственный (ситуация общения двух людей) и опосредованный характер. Когда говорят о СМИ, то имеют в виду особых посредников, появление которых стало возможным  лишь на определенном этапе общественного  развития. Эти технические посредники иногда именуются "коммуникативными" средствами (пресса, радио, телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). Таким образом, СМИ (или масс-медиа) - это не просто канал сообщения, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию (как в известной формуле Маклюэна "the medium is the message" - посредник суть сообщение). Едва ли случайно термин "информация" в данном словосочетании нередко заменяется термином "коммуникация". Это связано с увеличением интерактивного, воспитательного и пропагандистского потенциала масс-медиа. СМИ не просто информируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этим определяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и в обществе в целом.

В современном  обществе, по определению белорусских  исследователей В. Воробьева и Е. Дмитриева, "журналистика стала многомерным  экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое одновременно выступает как: 1) социальный институт; 2) система специальных, теоретических и прикладных знаний; 3) совокупность средств и приемов массовой информации; 4) профессиональная деятельность творческого характера; 5) институт политической системы общества". В свою очередь, отметим, что журналистика как социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением".

Исходя из сказанного, можно определить СМИ как многофункциональный  социально-политический институт, действующий  через систему относительно локальных  реализаторов (средств) информации и  характеризующийся: 1) обращенностью  к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.

Итак, система  СМИ определяется посредством нижеследующих  характеристик:

- информативная  насыщенность;

- публичность,  т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;

- наличие специальных,  технических приборов, аппаратуры  для передачи сообщений;

- непрямое, разделенное  в пространстве и во времени  взаимодействие коммуникационных  партнеров;

- однонаправленность  взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;

- непостоянный  и рассредоточенный тип аудитории,  которая образуется от случая  к случаю в результате концентрации  общего внимания на том или  ином сообщении (статья, радио-  или телепередача, пр.).

Исходя из технических  способов распространения информации и налагаемых этими способами  ограничений СМИ можно рассматривать  как систему, состоящую из трех основных подсистем:

1) пресса (печать) - средства распространения информации  с помощью печатного воспроизведения текста и изображения;

2) радио - передача  звуковой информации с помощью  электромагнитных волн;

3) телевидение  - передачи звуковой и видеоинформации  с помощью электромагнитных волн.

4) Фактически  под определение "СМИ" подходит  и Интернет, хотя законодательство большинства стран его к таковым не относит. Так, к примеру, Закон Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" дает следующее определение "СМИ": "Под средством массовой информации имеются в виду периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, другая форма (способ) периодического распространения массовой информации" [10, ст. 1]. Таким образом, интернет-издания не упоминаются в Законе "О печати", хотя по своим формальным признакам ("периодическое распространение массовой информации") попадают в категорию СМИ. Интернет можно рассматривать как медиа-среду, аналогичную телевидению, радио и прессе. Под интернет-СМИ (e-media), согласно определению белорусского исследователя С. Дубовика, понимается "форма систематичного и регулярного распространения информации средствами сетевых мультимедийных технологий». Следует иметь в виду, что сегодня многие обычные ("оффлайновые") СМИ имеют свои представительства в Интернете ("онлайновые" версии").

Информация о работе Современные политические процессы