Социальное и социалистическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:59, реферат

Описание

Целью написания данного реферата является определение разницы между понятиями социальное и социалистическое государство, выделение их основных признаков, характеристик, функций. Несмотря на то, что морфологически данные понятия выглядят и звучат практически омонимично, на самом деле это два совершенно разных типа государства.

Содержание

Введение 3
Социальное государство. Его признаки и функции 4
Социалистическое государство. Его признаки и функции. 8
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

реферат по правоведению на тему Социальное и социалистическое государство. Забурдаевой Д.Н. гр.3442.docx

— 37.96 Кб (Скачать документ)

     Обоснованием  необходимости социалистической революции  считается время, когда «постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений. После социальной революции  происходит переворот во всей громадной  надстройке».

     Социалистическая  революция, по мнению марксистов и ленинистов, могла осуществляться как в мирной, так и в немирной форме. Насилие может быть грубым, непосредственным, физическим: порабощение, грабежи, внесудебные расправы и т.п. Но может выражаться и в менее острых (нередко официально санкционируемых) формах: ограничение свободы, ущемление в правах, экономический и идеологический прессинг, другие виды дискриминации. Эти формы не менее действенны, чем прямой произвол.

  1. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата, так как приход власти нового класса посредством революции, должен «разбить» старую государственную машину и командовать только при помощи новой.
  2. Сущность социалистического государства – диктатура пролетариата, власть принадлежит трудящимся классам во главе с рабочим классом. Это значит, что только определенный класс может руководить всей массой трудящихся и капиталом. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали государство диктатуры пролетариата в качестве главного орудия социального переустройства буржуазного общества.

     Диктатура пролетариата – новый тип государства, создающий предпосылки для перехода от социализма к коммунизму и отмиранию  государства и классов вообще.

  1. В своем становлении и развитии государство проходит несколько этапов или ступеней эволюционного развития:
    • этап существования государства диктатуры пролетариата и одновременно с этим этап перехода от капитализма к социализму. Особенностью этого периода является то, что государство должно быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обуславливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, соревновательством социалистического общества, то есть это этап революционного перехода от капитализма к коммунизму;
    • этап функционирования собственно социалистического государства и права, который так же отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества, его первую (низшую) фазу. К этому времени средства производства уже вышли из частной собственности и принадлежат всему обществу, больше нет эксплуататорских классов, поэтому общество больше не нуждается в насильственных методах подавления одного класса другим. Установление социализма было законодательно закреплено в Конституции СССР 1936 года;
    • этап развития общенародного государства, соотносившийся с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества, высшей его фазы. Советское государство провозглашалось общенародным, выражавшим интересы не только рабочих, крестьян, но и трудящихся всех наций и народностей страны. Однако, по мнению М.Энгельса, этот этап содержит предвидение полного отмирания государства, потерю его политического смысла.

     5) Государство и право находятся  в неразрывной связи друг с  другом, так как согласно марксистской  концепции сущность права заключается  в том, что оно выражает волю  и интересы господствующего класса, а значит, может проводить, трансформировать  эти интересы в государственную  волю, проводя их в жизнь.

     Государство, как и право, носит классовый  характер. Так, государство интерпретировалось основоположниками марксизма как  машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы поддерживать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.

     Однако  как государство, так и право  не являются вечными и неизменными  явлениями. Так, по мнению марксистов, государство появляется только на определенной ступени развития общества, опять  исчезает, как только общество достигнет  до сих пор еще не достигнутой  ступени. Поэтому само социалистическое государство задумывалось как «полугосударство», имеющего временный характер, поскольку служит переходным этапом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистическому обществу. Так, социалистическое государство по мере развития производительных сил, формирования «нового человека» и уничтожения классовых различий отмирает.

     Выполняемые социалистическим государством функции экономического центра весьма многообразны. Они охватывают основные сферы хозяйственной жизни общества. Государство посредством своих плановых и хозяйственных органов организует процесс социалистического производства в общественном масштабе, планомерно определяет его структуру и направления развития, обеспечивает поддержание пропорций общественного воспроизводства, формирует условия распределения общественного продукта и его обмена между различными звеньями народного хозяйства. Все это многообразие функций может быть сведено к четырем.

     Первая  функция социалистического  государства — непосредственное хозяйствование. Представляя ассоциацию трудящихся, государство прямо выступает как субъект общенародного хозяйствования. Оно непосредственно планирует производство, обеспечивает его подчинение интересам повышения благосостояния и всестороннего развития членов общества, реализует примат народнохозяйственного подхода в развитии всех звеньев общественного производства. Именно с этой функцией связана в первую очередь специфическая роль социалистического государства как экономического центра страны. Функция, о которой идет речь, вытекает из формирования при социализме качественно нового уровня хозяйствования — хозяйствования в масштабе общества.

     Вторая  функция государства — руководство хозяйственной деятельностью предприятий, объединений и других звеньев экономики и ее регулирование. Эта функция может осуществляться с использованием либо преимущественно административной, либо преимущественно экономической системы управления. При административной системе преобладают властно-приказные отношения: каждому звену доводятся детально расписанные адресные задания; для их выполнения выделяются и ресурсы, причем нередко независимо от результатов хозяйственной деятельности.

     Преобладание  подобных методов, оправданное экстремальными условиями, со временем обнаруживает коренные недостатки: ослабляется инициатива и самостоятельность трудовых коллективов, принижается их ответственность и развиваются иждивенческие настроения.

     Экономические методы управления опираются на реальный учет сложной, внутренне противоречивой системы интересов, присущей социализму. Они представляют собой методы, основанные на управлении интересами и через  интересы. Это позволяет гибко  и эффективно сочетать преимущества планомерности с возможностями  товарно-денежных отношений, ибо положение  каждого трудового коллектива и  работника ставится в прямую зависимость  от конечных результатов их деятельности. Рассматриваемые методы предполагают широкое использование плановых нормативов, цен, финансовых рычагов, налогов.

     Переход от преимущественно административных к экономическим методам управления — существеннейшая черта нынешней радикальной реформы хозяйственного механизма, осуществляемой в СССР. Реформа органически связана с новым пониманием централизма, с развитием полного хозрасчета и самофинансирования, внедрением принципов самоуправления трудовых коллективов. Осуществление хозяйственной реформы нацелено на развитие внутренних свойств социалистической собственности, более полную реализацию ее преимуществ, активизацию деятельности всех ее субъектов.

     Третья  функция государства — определение правил экономического поведения всех субъектов хозяйствования. Она осуществляется через законодательную деятельность. Государственные законы в области хозяйствования, являясь отражением и закреплением экономических отношений, играют чрезвычайно важную и активную роль. Все дело, разумеется, в том, какие отношения они закрепляют: если устаревшие, изжившие себя, то правовые законы становятся фактором торможения, если же нарождающиеся, новые — законы выступают как прогрессивная сила.

     Ключевое  значение сегодня имеет следующий  принцип законодательного регулирования: «разрешено все, что не запрещено  законом». Именно эта концепция роли права в проведении прогрессивных  преобразований была заложена в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении) », в Законе «О кооперации в СССР». Введение их в действие, с одной стороны, закрепляет новые  формы хозяйствования, а с другой — создает основу для принятия последующих законодательных актов  и других документов экономической  реформы.

     Народное  хозяйство любой социалистической страны не представляет собой замкнутую систему, отгороженную от мирохозяйственных связей. Оно включено в разветвленную систему международного разделения труда. Естественным представителем общества в международных экономических отношениях является государство. Оно непосредственно и через свои органы регулирует внешнеэкономические связи, а также делегирует свои полномочия министерствам и предприятиям, предоставляя им право прямого выхода на внешний рынок. Это не ослабляет роли государства, но позволяет осуществлять ее более гибкими и эффективными способами, соответствующими общей направленности перестройки хозяйственного механизма. Руководство внешнеэкономической деятельностью — еще одна, четвертая функция социалистического государства.

     Социалистическое  государство, таким образом, не обязательно  должно брать на себя прямое руководство  всеми предприятиями. Экономическая  роль государства эффективно обеспечивается многообразием форм его деятельности.

 

Заключение

 

     В данной работе были рассмотрены такие  вопросы, как понятие социального  и социалистического государства, их признаки и функции, значение и  роль для людей в современном  мире. Можно сделать вывод, о том, что социальное государство нужное явление потому, что оно обеспечивает такое состояние в обществе, при  котором взаимоотношения между  классами, нациями не доводятся до социальных взрывов, социальных потрясений. Государство содействует обеспечению  достойного уровня жизни всем своим  гражданам, проявляет особую заботу о социально незащищённых, уделяет  большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досугу, быту людей. В  такой стране человек признаётся высшей ценностью.

     Социалистическое  государство— государство нового типа, впервые созданное рабочим классом СССР вместо разбитой и уничтоженной пролетарской революцией буржуазной государственной машины.

     Социалистическое  государство является «государством  по-новому демократическим (для пролетариев  и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)». По своей сущности социалистическое государство является диктатурой пролетариата. Значение и роль социалистического государства состоят в том, что оно является главным орудием в руках рабочих и крестьян в борьбе за победу социализма и в защите социалистических завоеваний трудящихся от капиталистического окружения. Руководящей силой социалистического государства является Коммунистическая партия, направляющая всё развитие социалистического общества, Повседневная работа социалистического государства осуществляется при помощи «приводов», «рычагов», связывающих партию с трудящимися массами,— профсоюзов, Советов, кооперации, Союза молодёжи.

 

Список  литературы

 
  1. Графский  В.Г. – Всеобщая история права  и государства - Учебник, М.: НОРМА  – ИНФРА-М, 2000.- С.730.
  2. Калашников С.В.- Функциональная теория социального государства.- Москва, 2002.- С. 188.
  3. Бочаров Н. П.- От социальных ценностей к социальному государству.- Москва: Луч, 1997.- С. 174.
  4. История политических и правовых учений / под общ. ред. Э. Лейста – М.: Зерцало, 2004. – 565 с.
  5. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 944 с.

Информация о работе Социальное и социалистическое государство