Проблемы национальной безопасности рф в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:32, реферат

Описание

В настоящее время у специалистов, занимающихся изучением проблем глобализации, отсутствует общепринятое определение содержания этого процесса, его масштабов, временных рамок и основных направление развития. Разброс мнений чрезвычайно велик. Одни эксперты видят в нем основную движущую силу всемирного прогресса, другие - только угрозу своим жизненным интересам, национальной идентичности и стабильности в мире.

Содержание

Глобализация и национальная безопасность……………………....стр.2-4
Экономическая безопасность……………………………………….стр.4-7
Политическая безопасность…………………………………………стр.7-8
Оборонная безопасность…………………………………………...стр.8-10
Информационная безопасность……………………………….....стр.10-12
Духовная безопасность…………………………………………...стр.12-13
Заключение…………………………………………………………...стр.13
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

эссе.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

     Пропаганда  отечественных товаров. Ни для кого не секрет, что товары российского производства, за исключением изделий ВПК, в большинстве своем не пользуются популярностью даже в РФ, поэтому для начала государство должно посредством улучшения качества товаров и их пропаганды повысить их популярность сначала в России, а затем во всем мире (печальным примером непопулярных товаров является продукция упомянутого выше АвтоВАЗа). 

     Льготные  условия работы для  отечественных предприятий  и фирм также могут стать фундаментом нового витка развития отечественной промышленности, так как снижение налогов, предоставление преимуществ по сравнению с иностранными предприятиями и др. может положительно повлиять на экономику РФ. Однако при таких мерах существует такая же опасность, как и при субсидировании из госбюджета -  опасность того, что предприятия «впадут в зависимость» от тех мер, которые будут введены, и не смогут функционировать без какой-либо «форы» перед иностранными компаниями. Льготные условия работы предоставляются фирмам, представляющим малый бизнес в сфере обслуживания, и именно льготы и послабления от государства делают функционирование малого и среднего бизнеса в современных условиях (кризис, шаткое положение отечественной экономики) возможным. 
 

     Политическая  безопасность. 

     С другой стороны, проблема сохранения политической стабильности также стоит довольно остро в странах, интегрирующихся в мировые сообщества. Своеобразными знаменами глобализации являются многочисленные блоки и объединения, которые формируются в современном мире. Самый элементарный пример военного блока – НАТО, экономического объединения- Европейский Союз. Для стран Европы ЕС оказался органичным решением, объединив европейские страны. Однако для такой державы, как РФ вступление в какую либо организацию без лидирующей роли в ней может привести к ущемлению национальных политических интересов, а именно: 

     
  • к уменьшению суверенитета страны;
  • к появлению на политической арене РФ мощного лобби извне, цели которого во многом не буду совпадать с интересами правительства и народа;
  • к стремлению навязать какие-либо политические решения, которые будут удовлетворять интересам других стран.
 

     Само  собой, что допускать возникновения  таких опасностей правительство  попросту не вправе ради сохранения своих  собственных функций и легитимности, а также ради блага страны и народа.

     Учитывая, что внешнеполитическая категория политической безопасности является фундаментально важной ее составляющей, и именно на нее в большей степени влияют глобализационные процессы, то в этом разделе стоит сказать о внешнеполитических проблемах и позиции РФ на мировой арене.

     Учитывая  уникальное, однако более чем противоречивое геополитическое положение России (огромная территория, единственная в мире евразийская страна, огромный ресурсный потенциал, с другой стороны - отсутствие природных барьеров для захватчиков, нужда в огромной армии для охраны большой территории), можно сформулировать некоторые цели внешней политики, а также способы достижения этих целей, общие тенденции в этой области. Итак, цели, поставленные перед правительством РФ во внешней политике: 

     
  • Обеспечение безопасности границ РФ и ее союзников
  • РФ – одна из стран, берущих на себя роль гарантов мировой стабильности (например, действия российских миротворцы в Косово, в Южной Осетии)
  • РФ, являясь преемницей СССР, фактически выступает противовесом странам, претендующим на звание мировой державы (в первую очередь США).
 

     Разумеется, идти на конфронтацию не имеет никакого смысла, и это может обернуться для страны значительными потерями, однако Россия не должна идти на поводу желаний других стран, если это напрямую ущемляет национальные интересы российского народа. Примером победы на внешнеполитической арене можно назвать актуализацию проблем независимости Абхазии и Южной Осетии от Грузии. 
 

     Оборонная безопасность. 
 

     «Сейчас перед нами стоит самая масштабная задача - воссоздать Военно-морской флот, потому что действительно значительное количество наших кораблей - надводных и подводных сейчас уже дослуживает последние годы», - сказал президент.

       «У России только два друга: армия и флот»- говорил Александр III, предпоследний российский император.

     Изначально, процесс глобализации начался активно именно с военной и внешнеполитической областях, поэтому государству необходима тщательно продуманная политика оборонной безопасности.

     В мире произошла революция в военном  деле. Сейчас государства завоевываются  не традиционными способами типа агрессии, а за счет тихой экспансии в области экономики, политики, стратегии непрямых действий. Кроме того, появилось новое оружие. Во время югославского кризиса был случай, когда в окно кабинета заместителя министра обороны СРЮ влетела крылатая ракета, запущенная с расстояния в 2 тысячи миль. Еще одно доказательство революции в военном деле: ядерное оружие превращается, из оружия как такового в политический фактор принуждения и устрашения(и отчасти поэтому страны-члены «ядерного кружка» не желают видеть «новичков» в своих рядах).

     Эпоха глобализации породила новую форму  завоевания государств – миротворческие операции. Национальные интересы часто реализуются под «вывеской» ООН. Например, миротворческая операция по мандату Совета Безопасности ООН под эгидой НАТО в Боснии и Герцеговине планировалась на 6 месяцев. Американцы же и англичане уже в начале операции арендовали там два стратегических аэродрома (в Тузле и в Бане-Луке) на 49 лет. Несколько лет назад антитеррористическая операция проводилась в Афганистане. А американские военные базы появились в Средней Азии до этого и для этого.

     Само  собой, необходимо материальное перевооружение войск РФ. И государство стремится к достижению этой цели, так как сильная армия – залог спокойствия государства и граждан. Участие армии в процессе глобализации проявилось в совместных военных учениях со странами-союзниками(что является положительной стороной дела), в миротворческих операциях и совместном разоружении и уничтожении ядерных боеголовок со странами НАТО.

     Однако специалисты в последнее время говорят о нарастании внешних и внутренних угроз для Вооруженных Сил РФ.

     По  мнению Леонида Певеня, рост потенциальных угроз безопасности страны требует нового качественного материально-технического и образовательного уровней организации войск(уже сейчас намечается прогресс в этой области, например, согласно ВЦИОМ, 85% опрошенного офицерского состава стремятся к совершенствованию своего военно-профессионального мастерства), а также формирования иной модели военно-гражданских отношений, механизм которой бы более полно соответствовал демократическому правовому государству и сводил бы до минимума возможность управленческих ошибок в военном строительстве, попыток политической ангажированности Вооружённых сил со стороны коррупционных и иных сил (как проявление теневого лоббизма, возможно даже извне), не отражающих интересы страны, а также опасность милитаризации государственной и общественной жизни в ней.

     В этой связи укрепление обороноспособности России, её Вооружённых сил, повышение престижа военной службы должны проходить при прямом участии гражданского общества, усилении гражданского контроля и личной заинтересованности всех граждан в надёжном обеспечении безопасности, так как здесь затрагиваются жизненно важные интересы государства, общества и личности, а не узкие и ограниченные интересы какой-то одной социальной группы или общественно-политического института.

     Более того, необходимо помнить о влиянии на смежные отрасли военно-промышленного комплекса, ведь оружие является товаром и, следовательно, на него есть спрос и, само собой, есть предложение. Россия обладает огромным военным потенциалом и не менее уникальными образцами военной техники, вооружения и амуниции, и в силу этого чаще выступает как продавец. Но продавая оружие своим партнерам, правительство не должно забывать, что образцы нашей уникальной военной техники могут быть использованы против нас в будущем, ведь неизвестно как будут протекать отношения с сегодняшними союзниками через пять, десять или двадцать лет. 
 

     Информационная безопасность. 
 

     В классической экономической теории основополагающими факторами развития предприятия были земля, труд и капитал. В последнее время к ним  присоединился четвертый фактор – информация, и многие исследователи  вполне обоснованно ставят его (фактор) на первое место. Существует афоризм : «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией».

     О важности информации как ресурса  задумывались еще китайские и  древнегреческие философы, однако особую актуальность эта тема приобрела  только в наше время.

     Говоря информация, в изучаемом контексте мы подразумеваем СМИ – средства массовой информации. СМИ представляют собой структуру, состоящую из телевидения, радио, прессы, Интернета и других средств информирования населения.

     Главной функцией СМИ называют передачу информации, но СМИ также выполняет образовательную, просветительскую функцию, функцию формирования вкусов, взглядов и даже мировоззрения и др.

     Говоря  о первой и главной задаче СМИ  – передаче информации, необходимо отметить, что понятие «объективной»  и «независимой» информации теряет своё первоначальное значение. СМИ работают в рыночных условиях, а это значит, что информационная политика медиа-компаний определяет содержание и «оттенок» в подаче информации.

     Более того, в настоящее время актуальнее стал вопрос о достоверности информации. Если раньше недостоверность была вызвана недостаточностью человеческого знания и заблуждениями, то теперь во многих случаях вполне уместно предполагать злой умысел в возникновении такой недостоверности, что влечет необходимость надёжно защищать и проверять информацию для сохранения её ценности. Следовательно, объектами информационной безопасности являются сама информация, а также человек, общество или государство, её потребляющие.

     Принято делить информационную безопасность на информационно-техническую (защита технических каналов и потоков информации от спекуляции ею) и информационно-психологическую (защита сознания человека от посягательств).

     Существует  вполне обоснованное мнение, что СМИ  должны не только находиться под контролем государства, но и под его защитой от некомпетентных средств массовой информации, то есть необходима чёткая политика регулирования отношений СМИ и государства в области национальной безопасности. Ведь информация является единственным способом восприятия и взаимодействия человека с окружающим миром, она одновременно является уникальным средством воздействия (потенциального или реального) на поведение самого человека и его личностную безопасность, а потому подлежит тщательному правовому регулированию и контролю со стороны общества и государства.

     В условиях же глобализации СМИ стремятся  к обособленности от государства, оправдывая это «объективным освещением ситуации». Однако в большинстве своем система пропагандируемых ценностей в СМИ сводится к набору потребительских инстинктов и образов, нарушающих мораль и нравственность, навязывается откровенно пренебрежительное и безответственное отношение к традиционным культурным ценностям. В то же время огромные пласты актуальной и социально значимой информации сознательно остаются за рамками эфира, или о ней упоминается лишь вскользь. Общенациональная безыдейность становится признаком современных СМИ. Одна из основных причин такого положения дел – отсутствие эффективной государственной информационной политики, чётко очерченных целей и осмысленной доктрины национального российского телерадиовещания и печатных СМИ. Создание действенной информационной политики должно стать общенациональной задачей в том смысле, что эта работа должна объединить усилия государства, общественных групп, предпринимателей и руководителей СМИ.

     Другой  причиной является стремление соответствовать  западным образцам – большинство  современных шоу являются аналогами  и копиями западных программ. Такой  факт можно назвать тенденцией к  унификации культур, что является одним из наиболее значимых минусов процесса глобализации. С другой стороны, отсутствие четко установленной информационной политики становится причиной слабо развитой информационной безопасности, а слабая информационная безопасность в свою очередь может стать причиной влияния на СМИ сил извне, в большей мере благодаря сети Интернет. И разумно предположить, что влияние это вряд ли окажется позитивным для страны в условиях современной действительности. 
 

     Духовная  национальная безопасность. 
 

     В Концепции национальной безопасности Российской Федерации заявлено, что «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту… духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни…, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения». Проблема духовной безопасности в сегодняшнем мире играет одну из ключевых ролей в жизни личности, общественных институтов, государства, человечества и мира в целом.

     В доктрине информационной безопасности Российской Федерации в разделе «В сфере духовной жизни» указываются основные направления обеспечения духовной безопасности. Это прежде всего: выработка цивилизационных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу, формирование правовых и организационных механизмов обеспечения организационных прав и свобод граждан, повышение их правовой культуры.

Информация о работе Проблемы национальной безопасности рф в условиях глобализации