Проблемы формирования политической культуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:41, контрольная работа

Описание

Политическая культура — это характеристика творческой деятельности человека в сфере политических отношений, как прошлая, зафиксированная, «опредмеченная» в политических институтах и ценностях, так и настоящая, основанная на реализации этих ценностей и создании новых. Автором понятия «политическая культура» является немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803 г.г.), изучавший проблемы взаимодействия культуры и политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Проблема формирования политической культуры в России………………5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Работа состоит из  1 файл

POLITIKA.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

     Показателем политической культуры является материализация в политических институтах, выработанных историческим развитием человечества эффективных принципов их деятельности: эффективного и рационального политического руководства обществом, социальной ориентированности политики, свободы и ответственности всех граждан, демократии, гласности, плюрализма и др. Через конкретно-историческую организацию политических институтов выражаются господствующие в политической культуре организационные стандарты и представления о том, как и кто должен осуществлять политическую власть, как и кем принимаются политические решения, какими способами они реализуются, как разрешаются политические Конфликты, каков реальный механизм подбора и продвижения кадров в институтах власти, какова роль оппозиции в политическом процессе.

     Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и политического участия. Среди  средств политического властвования и формирования политических институтов могут преобладать в различных  сочетаниях выборность и сменяемость должностных лиц, доминировать наследственная передача власти, заговоры или нормативно отлаженные механизмы смены власти. В качестве способов осуществления власти могут выступать демократические и авторитарные методы, преобладать механизмы принуждения, либо убеждения. Зависимость политической культуры от политических норм, моральных ценностей, принятых в обществе, выражается, в частности, в создании нормативной модели политической культуры, которая вырабатывается и предлагается обществу господствующими политическими институтами и организациями. Политическая культура находится в динамике, в тесном взаимодействии с существующей политической системой. Степень развития политической культуры выражается также в способах участия в политической жизни. Она может осуществляться как через демократический политический процесс, так и посредством конфликтов.

     Разновидностью  и одновременно показателем политической культуры является политическое искусство. Политика как искусство представляет собой специфический способ политической деятельности, отличающийся творчеством и мастерством, умением и тонким знанием дела, способностью нестандартно применять уже известные методы и приемы, а также вырабатывать политические инновации. Политическая культура — это не изолированное явление, она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с другими составными ее частями: экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной и т.д.

     Важное  значение для развития общества имеет его правовая культура. Под правовой культурой общества понимается его совокупный правовой опыт, характер правового сознания людей, их умения и способов использования правового потенциала, качество функционирования всей системы правовых институтов и их воздействия на общественную жизнь. «Если иметь в виду правовую культуру в ее официальном качестве, т.е. как явление идеологического порядка, — отмечали российские юристы В.Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук, — то она ориентирована государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания людей, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым и поведения и деятельности в правовой сфере. Это воздействие осуществляется путем закрепления определенных правовых взглядов, духовных ценностей и т.д.; развития и трансформации содержания правовой идеологии и правового сознания; введения в правовое сознание личности, социальных групп общества в целом новых взглядов, правовых ценностей и т.п.; ломки устаревших правовых стереотипов, взглядов и ценностей».

     Политическая  культура как составная часть  общей культуры выполняет в обществе жизненно-важные функции:

  • познавательная — усвоение гражданами необходимых политических знаний и формирование у них политических взглядов и убеждений;
  • коммуникативная — передача политических знаний, ценностей, опыта;
  • воспитательная — формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;
  • интегративная — формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;
  • регулятивная — обеспечение рационального воздействия граждан на политический процесс;
  • нормативно-ценностная — закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, норм.

     К основным направлениям и путям формирования политической культуры следует отнести целеустремленную духовно-идеологическую, политико-просветительскую деятельность государства, политических партий, Церкви, средств массовой информации, общественно-политических организаций и движений; восприятие на уровне обыденного сознания политических ценностей через семью, школу, трудовой коллектив, друзей и коллег; вовлечение граждан в практику общественно-политической жизни общества.

     Политическая  культура России имеет свои характерные  черты и особенности. Главное состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей. Может быть, «евразийцы» и переоценивали особенности России по сравнению с другими странами, но они были, безусловно, правы в том, что ее культурная традиция имеет специфику, которую необходимо изучать и знать.

     Истоки  российской политической культуры коренятся  в патриархальном укладе крестьянской жизни, в коллективистско-общинном опыте, тоталитарном (монархическом) сознании, архаических обычаях вернопод-данничества, конформизма и непротивление насилию, бунта против непосредственных угнетателей за справедливого царя. «Восточный («азиатский») способ производства» (деспотизм + община), разработанный К. Марксом на примере обществ Востока, имел место и России, оказал влияние на формирование ее культуры и политики. Россия — это всегда нерешенный крестьянский вопрос и высокая степень концентрации власти: великий князь — царь — император — монарх — генеральный секретарь — президент.

     Власть  монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась  как большая царская вотчина, функционирующая под строгим  надзором и по предписаниям помазанника  божьего. Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. Отсюда нелюбовь ко всему государственному, устойчивый правовой нигилизм, стремление следовать велению голоса совести, внутренней правды, а не внешней юридической справедливости. Не уважение к законам, а страх перед наказанием побуждал многих людей подчиняться велениям правовых норм. Исторически в России был прав тот, у кого была власть и сила.

     Характерная черта русского характера, его неотъемлемое политико-культурное качество — максимализм, склонность к крайностям в мышлении и поведении, поскольку практика и опыт свободного политического участия были недостаточны. Отсюда прочные традиции авторитарно-патриархальной политической культуры. В русской истории существует и другая — демократическая традиция. Она связана с общинным управлением, соборностью, эпизодическими республиканскими формами правления, опытом либеральных реформ, а также парламентаризма и многопартийности в XX в.

     В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.

     Можно выделить ряд национальных черт русских, отражающихся и в политической культуре общества: простодушие; вера в идеал; мечтательность; «обломовщина»; идея мессианства («Москва — третий Рим», «Русь — птица тройка», «советский народ — первопроходец социализма»); идея соборности; идея общинности; стремление всех сделать счастливыми (в том числе и насильно); стремление во всем дойти «до конца»; самоотверженность, бескорыстие; черты фанатизма; тяга к пророчеству; любовь к Родине, справедливости и свободе; широта русской души.

     Социологические исследования последних лет показывают, что русские люди больше всего  ценят: готовность к защите Отечества  любой ценой; готовность переносить трудности и испытания; славное  прошлое, героическую историю; волю к свободе, независимости; национальное единство, сплоченность. Сами русские считают устойчивыми признаками русского человека: говорить и думать на родном языке; считать себя русским; любить Россию, считать ее Родиной; любить русскую культуру и обычаи; иметь русский характер; иметь русских родителей, российское гражданство; существенна ориентация на православную веру. В характере русского народа выделяются такие качества, как патриотизм, воля, свободолюбие, доброта, даровитость, способность к разработке сложнейших теоретических и прикладных вопросов развития науки, техники, искусства.

     Целесообразно проанализировать наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из евразийских культурно-цивилизационных приоритетов и особенностей развития России. Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности. Во-вторых, это особая роль общины и традиций взаимоустройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации. В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего современное общество остро воспринимает проблемы справедливости и порядка. В-четвертых, это особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации. В-пятых, вследствие известных исторических условий развития России в XX в. левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения. В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях. В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике. В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), есть ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привилегий. В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых.

     Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората. Известные российские политологи В.П. Пугачев и А.И. Соловьев отмечали, что «одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти. При этом, несомненно, нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль над управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти».

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.

     Современная политическая культура России может  быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората. Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов в Государственную Думу и на президентских выборах показывает позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества.

Информация о работе Проблемы формирования политической культуры в России