Политико-правовое учение Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:30, реферат

Описание

Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит IX-му
веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры XX-го века,
представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных
сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые
трудности как для изложения, так и для интерпретации. Изучить Ницше - совсем
не то, что изучить, например, того же Омара Хайама. Ницше крайне сложен и
противоречив.

Содержание

1)Введение
2) Политико-правовое учение Ницше
3)Гипотеза о воле к власти:
а)Воля к власти как познание. Учение об истине.
б)Воля к власти в природе и человеке
4)Концепция Сверхчеловека
5)Заключение
6) Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

     а) Воля к власти как познание. Учение об истине.

   

     "Познание работает как орудие власти. Поэтому совершенно ясно, что оно растет

соответственно  росту власти" - пишет в указанной выше связи Ницше

Стремление  к расширению области познания и  само желание знать зависят от воли

к власти, т.е. от способности той или иной разновидности жизни контролировать

и подчинять  себе определенную часть реальности.

Цель  познания, по Ницше, состоит не в  стремлении постичь абсолютную истину из

любви к ней, а в том, чтобы распространить свою власть до максимально

возможных пределов.

     С помощью концептуализации опыта, мы, согласно Ницше, решаем прежде всего

практические  задачи: выжить и утвердить свое влияние. Изначальная реальность

представляет  собой неупорядоченный поток  становления, лишенный каких бы то ни

было  форм и качеств. Именно люди набрасывают  на него удобную им концептуальную

схему, превращая становление в бытие. Подобная деятельность "законна" в том

смысле, что она есть форма проявления воли к власти. Суть же науки, как

квинтэссенции стремления людей к познанию, определяется философом как 

"превращение  природы в понятия  в целях господства  над природой".

     Познание для Ницше - это процесс интерпретации, истолкования. Он основан на

жизненной потребности контролировать поток становления.

     "Упущение индивидуального и действительного дает нам понятие и форму, природа

же  не знает ни понятий, ни форм, ни родов, но только одно недостижимое для нас

и неопределимое X".

Однако  ни о какой объективности истины, согласно Ницше, речи быть не может.

Это "выдумка" учёных и философов. Вместе с тем, они по-своему правы,

настаивая на том, что некоторые положения, идеи и концепции должны иметь

преимущество  перед другими.

     "Истина есть тот род заблуждения, без которого некоторый определенный род

живых существ не мог  бы жить. Ценность для  жизни является последним

основанием".

Некоторые "фикции" подтвердили свою полезность для рода человеческого и стали

чем-то само собой разумеющимся, например, такие как:

     "существуют постоянные вещи; существуют одинаковые веши: существуют вещи,

вещества, юла; вещь есть то, чем  она кажется".

и т.п. В  свою очередь "фикции", которые  оказались менее полезными или  даже

приносящими вред, получили название "ошибок", "заблуждений". Те же, которые

доказали  свою полезность для рода, постепенно вписались в структуру языка,

вплелись  в его лексику. В этом факте, предупреждает  Ницше, заключена

известная опасность, поскольку язык оказывается  способным обольщать нас и

создавать беспочвенную уверенность в том, будто наш способ высказываться о

мире  действительно отражает реальность:

     "Слова и понятия вводят нас постоянно в заблуждение... В словах скрыта

философская мифология, которая  постоянно сказывается, как бы мы ни старались

быть  осторожными".

Все истины, как считает Ницше, будучи по своей сути фикциями, вместе с тем

являются  интерпретациями реальности, в которых  находят выражение те или иные

перспективы.

     Любая форма жизни имеет свою точку зрения, свою перспективу, которую она

стремится навязать всем другим как обязательную. Категории разума и законы

науки, будучи логическими фикциями, тоже имеют в виду определенную (не только

познавательную) перспективу и не является олицетворением необходимой,

априорной истины.

     Из сказанного ясно, что немецкий философ постоянно критикует классическое

понимание истины как соответствия идей реальному  положению дел в мире. При

этом  он в известной мере предвосхищает  прагматическую трактовку истины,

отдающую  преимущество тем идеям, которые  способствуют достижению желаемого

практического результата.

Однако  в целом, позицию Ницше по вопросу  об истине правильнее всего, на мой

взгляд, назвать относительной. 

     б) Воля к власти в природе и человеке 

     Если допустить, что воля к власти есть основное побуждение всей жизни, то

возникает вопрос: какова природа воли, как  таковой? Налицо видимость

существования двух действующих сил: воли и той  воли, которая стремится к

власти; понятие воли все еще существует в качестве субстрата.

Не существует, утверждает Ницше, воли.

Как душа при ближайшем рассмотрении оказывается словом, обозначающим сложную

систему отношений, и поэтому не может  существовать, так и воля не имеет

дискретного существования: нет исходящей из тела силы, которую можно назвать

“волей”.

     “Воление” есть продукт сложных отношений; и чувство воления приходит, когда

чувство господства превосходит все прочие чувства. То, что мы понимаем как

“волю”, есть акт господства: нет субстрата  “воли-в-себе” проявляющейся в

форме господства. В “Генеалогии морали”  Ницше дает разъяснение, что именно он

имеет в виду, отрицая существование  воли как самостоятельной ценности:

     “Требовать от силы, чтобы она не выражала себя как сила...столь же абсурдно,

как требовать от слабости, чтобы она проявляла  себя, как сила...Расхожая мораль

отмежевает силу от выражеения силы, как если бы вне сильного человека

существовал нейтральный субстрат...Но такого субстрата  нет; нет”бытия” вне

действия, работы, становления: “деятель” просто придан деянию , деяние – это

все”.

     Нет “бытия” вне “действия”, нет “воли” вне “воления”: оба выражения суть

абстракции, лингвистические препятствия к  пониманию сложных явлений.

Ницше считает лишенной каких бы то ни было оснований также и психологическую

теорию, построенную на принципе гедонизма  и видящую основные мотивы

человеческого поведения в том, чтобы получать удовольствие и избегать

страдания.

     С его точки зрения, удовольствие и неудовольствие - явления, сопутствующие

увеличению  или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как на

абсолютное  зло, ибо оно может послужить и часто служит источником достижения

более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать

победу  над тем, что стоит у него на пути. 

  Концепция Сверхчеловека 

     Книга  “Так говорил Заратустра”содержит  необычайно большое число полускрытых

ядовитых пародий  на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера,

Гомера, Гете, Вагнера  и т.д., и т.п. На многие шедевры  этих авторов Ницше дает

пародии с одной  единственной целью: показать, что человек - это еще

бесформенная  масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего

облагораживания. Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в

иное, высшее качество - появится Сверхчеловек. Ницше закончил первую часть

“Заратустры”  словами: “Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал

сверхчеловек”.

     Сверхчеловек  Ницше - результат культурно-духовного  совершенствования

человека, тип, настолько  превосходящий современного человека по своим

интеллектуально-моральным  качествам, что он образует как бы новый и особый

биологический тип. Аргументы Сверхчеловека сводятся к осознанию необходимости

того, чтобы человек  возносился над прежним уровнем  не ради произвола и

господства над  другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по

сути своей еще просто не готов.

     Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся  над массой людей, не фюрер.  Это

нравственный  образ, означающий высшую степень духовного  расцвета

человечества, олицетворение  тех новых моральных идеалов, любовь к которым

Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества.

Ницше мыслил появление  Сверхчеловека как долгий процесс  величайших

самопреодолений, как великое торжество духовной природы человека, а не

индульгенцию  буйствующему произволу хамов.

     Ницше  хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой жизни

прославлением своего собственного существа, добродетелями  добровольного

избранного меньшинства, которое очищает и обновляет  свою кровь.

Заратустра является предзнаменованием Сверхчеловека; это пророк благой вести.

С благодетельной и мягкой силой он предсказывает  людям великое будущее в

награду за великий  труд;

     “Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из

темной  тучи человечества. Смотрите, я - провозвестник молнии, я - тяжелая капля

из  грозовой тучи; а  имя той молнии - сверхчеловек”.

Последняя его  воля заключается в том, что он хочет определить и направить

деятельность  людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их

обязанности, сильным  их долг и объем власти и вести все человечество к

высшему будущему. Устами Заратустры Ницше порицает все  нравственные устои,

поддерживавшие  прежнее человечество: он хочет уничтожить прежнюю мораль и

установить свою.

      Прежде всего, Ницше считает,  что

     "человек есть нечто, что должно преодолеть".

Информация о работе Политико-правовое учение Ницше