Политико – правовые взгляды российских правоведов XIX века. Муромцев С.А

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы : выявление значения социологической трактовки права С.А. Муромцева.
Задачи курсовой работы :
- ознакомиться с биографией, основными работами и концепциями правопонимания С.А. Муромцева;
- исследование основных подходов Муромцева к правопониманию в контексте его теории права;
- собрать материал о политико-правовых взглядах Муровцева С.А.;
- проанализировать собранный материал;
- сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ В 19 ВЕКЕ.

1.1. Социально-экономическое развитие России.
1.2.Политическое развитие России.
1.3. Общественные движения в России.
1.4. Основные этапы внешней политики 19 века.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ МУРОМЦЕВА.

2.1.Биографические сведения
2.2.История создания основного закона
2.3. Право и нравственность в мировоззрении Муромцева С.А
2.4. Социологический позитивизм Муромцева С.А.

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ.

3.1. Значение и вклад Муромцева С.А. в отечественное развитие.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Габараев.doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

С.А. Муромцев впервые поставил вопрос о необходимости социологии права как отдельной дисциплины. Ведя полемику с представителями догматического правоведения, он отстаивал идею более широкого подхода к праву как к социальному явлению и ставил перед исследователями задачу "определить отношения, в которых состоят правовые явления... к прочим условиям и факторам общественного развития". Ему принадлежит идея организованного правопорядка. Он разработал теорию социальной защиты, осуществляемой обществом организованно и неорганизованно. Организованно защита осуществляется посредством специальных органов и в рамках особого порядка. Неорганизованно - применительно к обстоятельствам. Организованная форма защиты и есть правовая или юридическая. Из нее вытекает целый ряд отношений власти и подчинения. Организованная посредством права защита сохраняет сложившиеся социальные отношения от всевозможных стихийно возникающих нарушений, используя для этого метод принуждения. "Юридическая (организованная) защита, - пишет Муромцев, - составляет основное отличительное свойство права, своим существованием обусловливающее и вызывающее другие характерные свойства его".

Правопорядок  образуется всей совокупностью субъективных прав и представляет собой систему  защиты существующих общественных отношений. муромцев социологический позитивизм

Следуя взглядам Эрлиха, Муромцев пользуется его понятием "живое право". Нормы права, согласно Муромцеву, могут быть "действующими" и "мертвыми". Задача социологии права  заключается в том, чтобы различить  живые и мертвые нормы, исследовать реальные факты с целью выведения закономерностей развития права. Право, считал Муромцев, следует рассматривать как совокупность не норм, а юридических отношений, а правоведение должно ориентироваться на изучение законов "определенной группы социальных явлений, которые своей совокупностью образуют право". Он тем самым превращает правоведение в отрасль социологии: "Поставленное таким образом правоведение должно стать отделом социологии; как вообще законы социологии, так и законы правоведения были бы законами сосуществования (статики) и преемственности (динамики)".

Общество являлось у Муромцева исходным моментом и  для формулировки понятия права. Последнее он определял как порядок  отношений, защищенных организованным (юридическим) способом. Тем самым, отодвинув нормативную сторону права на второй план (нормы он трактовал как некий атрибут порядка), Муромцев отождествил право с фактически существующими отношениями, которые отличаются от неправовых отношений организованной формой защиты. Такая защита осуществляется заранее определенным способом и при помощи специально предназначенных для этого органов. В потестарном обществе подобная форма защиты имеет место, например, тогда, когда по решению общего собрания и в соответствии с обычаями осуществляется какое-либо наказание в отношении провинившегося лица. В цивилизованных обществах среди органов, осуществляющих юридическую защиту, важнейшую роль Муромцев отводил суду, наделенному функцией правотворчества. В задачу суда, по мнению Муромцева, входит приведение действующего правопорядка в соответствие со справедливостью, под которой он понимал совокупность господствующих в данном обществе представлений о правовом и моральном порядке. Именно на суд возлагал Муромцев задачу изменения действующего права, а теоретической базой для этого должна была явиться политика права как прикладная наука, занимающаяся вопросами желательного развития права.

Несомненный интерес  представляет проделанный Муромцевым анализ права как "общего народно-правового  убеждения", разработанного исторической школой К. Савиньи. Русский ученый обращает внимание на психическую составляющую права, на его действие и социальную легитимацию как на необходимые условия правового бытия.

"С исторической  точки зрения, - подчеркивает Муромцев, - называть правом следует только такие юридические нормы, которые применяются в жизни. Это и есть право, действующее в строгом смысле слова. В его состав входит положительное право, т.е. правила закона или обычая, но лишь настолько, насколько они применяются на практике отдельными лицами или судебной властью: положительное право ограничивается, видоизменяется и дополняется под влиянием нравственных воззрений, чувства справедливости, привычек и предрассудков, свойственных тем лицам, которые его применяют. Применение права имеет тот существенный интерес, что свидетельствует о существовании в обществе расположения к праву, расположения настолько сильного, что на деле осуществляется обязательность данных правил. Но очевидно, что такое расположение лишь в редких случаях разделяется всем обществом, во всей его совокупности; несравненно чаще оно исходит от господствующей части общества, которая тем или другим способом владычествует над остальными его членами. Правовой порядок, который действует в данном обществе, есть некоторая средина между порядком, желательным с точки зрения лучших, передовых членов общества, и порядком, соответствующим стремлениям и желаниям членов, оставшихся позади по своему нравственному и умственному развитию…"9. Поэтому Муромцев полагает, что трактовка права как "общего народно-правового убеждения" может быть принята лишь с некоторыми оговорками. "Во-первых, определение "общее" не имеет существенного значения. Расположение к норме может, в конце концов, сделаться всеобщим, и так, может быть, произошло в цивилизованных обществах относительно наиболее элементарных юридических принципов, - но во всяком случае такой исход не требуется для того, чтобы назвать норму юридическою. Во-вторых, не имеет существенного значения и определение "народное". Народ составляет одну из наиболее крупных общественных единиц, которые способны развивать в себе право; но каждый общественный круг и союз, связанный общностью интересов и условий исторического развития, принадлежит также к разряду таких единиц, - обстоятельство более других обратившее на себя внимание критиков Савиньи и Пухты. В-третьих, термин "убеждение" не вполне соответствует сущности того, что он обозначает… слово "убеждение" должно быть удержано для обозначения высшей степени расположения к действующему праву… Это расположение есть известный психический момент в жизни лиц, составляющих общество. Само по себе сочувствие не имеет определенного содержания и не состоит в каком-либо особенном отношении к отдельным формам образования права (к закону, обычаю и т.п.), но сопутствует каждой юридической норме, какого бы содержания она ни была и в какой бы форме она не выражалась. Таким образом, описанный нами психический момент есть общее условие образования юридических норм. Это обстоятельство ускользнуло от внимания исторической школы".

Социологическая школа права (А.С. Муромцев, В.И. Сергеевич, М.М. Ковалевский и др.) исходила из идеи универсальной роли права как  регулирующей системы человеческого  общества, единого регулирующего  механизма общественного развития. Отсюда признание всеобщности рациональных правовых норм и на этой основе - идея взаимовлияния культур, единства юридической традиции Европы и России как приоритетной культурной традиции, восходящей к римскому праву как первооснове (а не к христианской религии).

Анализ права  как социального явления, доступного не только сравнительно-историческому, но и социологическому изучению, намного  опережает развитие такого подхода  в отношении религии. Следует  еще раз подчеркнуть, что С.А. Муромцев, как и Н.М. Коркунов, сумел обратить внимание на идеи, получившие свою актуализацию в современной правовой теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ.

 

3.1. Значение  и  вклад Муромцева С.А. в  отечественное развитие.

 

 

Значение С.А. Муромцева  как лидера русского либерального движения было хорошо понятно уже современникам. Его смерть в Москве 3 октября 1910 г. была воспринята мыслящими людьми как конец целой эпохи в развитии русского освободительного движения. Огромные демонстрации объединили всех тех, кто связывал с именем Муромцева движение России к демократии и цивилизации.

 

Участник тех событий  А.А. Кизеветтер вспоминал: Москва всколыхнулась? Панихиды на дому были так многолюдны, что нечего было и думать, чтобы  впустить в квартиру всех приходящих, и каждая панихида повторялась затем под открытым небом, на обширном дворе дома. Лес венков и громадная толпа окружили дом перед выносом тела, и, когда мы шли в похоронной процессии к университетской церкви, толпа все росла. Дошли до Театральной площади и увидели, что она запружена новой громадной толпой. После отпевания процессия двинулась к Донскому монастырю, где совершалось погребение. Уже сгустились вечерние тени, когда у могилы начались речи. При свете факелов говорились эти речи, перед толпой, наполнившей обширную поляну вновь разбитого кладбища??

 

В речах ораторов, представляющих лучшие силы русской общественности, Муромцев выступал как национальный герой, выведший страну из египетского плена (П.Н. Милюков); несомненный вождь русского освободительного движения (М.М. Ковалевский); великий гражданин земли русской? (Ф.Ф. Кокошкин); ?наш учитель и наш вождь (А.А. Кизеветтер).

 

Русская традиция обязана  С.А. Муромцеву во многих отношениях. Он был ее теоретиком и реформатором, связующим звеном между классической западной либеральной мыслью и русской демократической интеллигенцией, между поколением Великих реформ 60-х годов XIX в., земского либерализма 80?90-х годов и, наконец, конституционного движения начала XX в. Он не только создал целостную концепцию гражданского общества и правого государства в России, но и практически реализовал ее во всех основных сферах деятельности ? земском движении, организации местного самоуправления, суде, адвокатуре, высшем образовании. Именно поэтому он продолжает оставаться символической фигурой русского освободительного движения.

 

«Его идеи модернизации российской государственности, основанные на сочетании мирового опыта государственного строительства с непременным учётом национальных особенностей России, востребованы и на современном этапе развития нашей страны. Базовыми ценностями для Муромцева были сильная государственность, уникальность национальной культуры, творческое восприятие достижений других народов. Верность им он пронёс через всю жизнь, жизнь настоящего патриота».10

«Жизненный путь С. А. Муромцева тесно связан с Орловщиной. Здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь началось его формирование как личности и здесь он работал над трудами по праву и государственному устройству. Отрадно, что руководство и общественность Орловской области многое делают для сохранения памяти об этой незаурядной личности, занимающей достойное место в истории общественной и политической жизни нашего Отечества. 
Увековечивание памяти С. А. Муромцева на орловской земле — это важный шаг для сохранения исторической памяти в России. Неизменно придерживаясь либерально-демократических убеждений, С. А. Муромцев в то же время последовательно выступал за такие базовые ценности российского общества, как обеспечение целостности государственной территории страны и неразрывное единение народа и государства. И сегодня в условиях осуществления курса на всестороннюю модернизацию нашей страны наследие Сергея Андреевича Муромцева продолжает служить российскому народу и российскому государству».11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сергей Андреевич Муромцев внес неоценимый вклад в политическое развитие России в 19 веке.

Муромцев С.А. показал ограниченность исторической школы права, вскрыл серьезные пороки отстаиваемой ею концепции правообразования. Утверждая зависимость права от народной жизни, историческая школа стремилась показать, что содержание юридических норм обусловлено всем прошедшим ходом истории народа. Однако она не смогла выявить факторы, которые определяют содержание народного правового убеждения и вытекающего из него права, В результате это убеждение, являющееся общим источником права в прошлом и настоящем, становится не только самобытным, неподвижным, постоянным, но и чем-то мистическим. Историческая школа так и не поднялась до понимания закономерностей развития права, присущих ему объективных свойств.

Муромцев С.А. сумел преодолеть влияние исторической школы права и, на несколько десятилетий опередив не только русских, но и немецких юристов, выдвинул и обосновал новый, социологический подход к праву. В противоположность позитивистской концепции, отождествлявшей право и закон, Муромцев под правом понимал совокупность юридических отношений (правовой порядок), а нормы рассматривал как атрибут этого порядка. Это в корне меняло традиционное представление о праве как результате сугубо волевой деятельности законодателя и нацеливало на поиски истоков права в системе общественных отношений. Основное отличительное свойство права, обусловливающее другие его характерные свойства, по мнению Муромцева, составляет юридическая (организованная) защита, которая не сводится к государственной защите и не исчерпывается ею. Значение Муромцева в развитии российской и мировой юриспруденции определяется тем, что он явился основоположником того направления в социологической теории права, которое в качестве центральной категории рассматривает правовые отношения.

Муромцев  является сторонником так называемого  формального подхода к делению  права на частное и публичное. В его основе лежит порядок  юридической защиты публично- и частноправовых отношений. Первые защищаются по инициативе органов общественной (государственной) власти, вторые - по инициативе частного лица - субъекта отношения. Такой подход с необходимостью следовал из социологической концепции права. Публичное право образует правопорядок, непосредственное значение которого состоит в том, что он «определяет строй и органы общежития». Непосредственное значение частного правопорядка заключается в том, что, «охраняя интересы общежития, он гарантирует сферу индивидуальной самодеятельности и индивидуального интереса».

Изменения, происходившие в системе общественных отношений России, привели Муромцева  к выводу о необходимости ее серьезного реформирования. Составленный им план государственно-правовых преобразований страны на началах конституционализма и парламентаризма создавал правовую основу для установления в России конституционной монархии. Он нашел отражение в разработанном при его деятельном участии проекте Основного закона Российской империи, выдвинутом земским движением, и в проекте, представленном партией конституционных демократов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Альбов А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX – начала XX вв. СПб., 1999.

 

  1. Муромцев С.А. Из лекции по русскому гражданскому праву. СПб., 1899. С. 3-4.
  2. Туманова А.С. Государственно-правовое регулирование деятельности общественных организаций России в начале XX века: историко-юридическое исследование. Дис. … д.ю.н. М., 2004. С. 28.
  3. Муромцев С.А.»Определение и  основание разделения права»
  4. Хрестоматия С.В.Липень, история государственно-правовых учений.,2006.
  5. Муромцев С.А Очерки общей теории гражданского права. М.
  6. Малахов В.П.,история политических и правовых учений.,2003.
  7. Монографии: Великие реформы в России 1856—1874. М., 1992
  8. Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. СПб., 1996
  9. Выбор пути. История России 1861—1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995

Информация о работе Политико – правовые взгляды российских правоведов XIX века. Муромцев С.А