Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:29, реферат

Описание

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Работа состоит из  1 файл

Политические_режимы.docx

— 24.11 Кб (Скачать документ)

«Политический (государственный) режим — технология реализации государственной  власти. Политический режим характеризуется  методами осуществления политической власти, степенью политической свободы  в обществе, состоянием правового  статуса личности», сообщает Википедия (www. ru.wikipedia.org). Хорошее, полное определение.

Итак, какие бывают политические режимы: 
Демократия 
Авторитаризм 
Тоталитаризм 
Деспотия 
Анархия

Демократия. 
Основа демократического метода властвования – участие народа в принятии властных решений. 
Для демократии характерно: 
1. Источником власти в государстве является народ. Государственные законы защищают власть от произвола индивидуумов, а народ от произвола власти. 
2. Политическая власть осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами, все живут по принципу: «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами». 
3. Разделение властей. Отдельно существуют законодательная, судебная и исполнительная власти. 
4. Народ вправе влиять на выработку политический решений. 
5. Многопартийная система (политический плюрализм). 
6. Высокая степень реализации прав человека.

Авторитаризм. 
Функции власти сконцентрированы в руках группы лиц либо одного человека. При этом живы представительные органы, проводятся референдумы, формально народ принимает участие в жизни государства. 
Методы авторитаризма: 
1. Навязывание обществу какой-либо идеологии. 
2. Ограничение демократических свобод. 
3. Конституционные институты отменяются совсем либо существуют лишь формально. 
4. Контроль власти над обществом. 
5. Отсутствие оппозиции. 
6. Цензура.

Тоталитаризм. 
Тоталитаризм есть крайняя форма авторитаризма, это сравнительно молодой политический режим, возникший в 20-м веке. Государство стремится установить тотальный контроль над обществом и каждым человеком в отдельности, что совершается обычно силовыми методами. 
Как распознать тоталитаризм: 
1. Ограничение политических и экономических свобод. 
2. Господство одной официальной идеологии и политической силы. 
3. Государственная монополия на информацию. 
4. Отсутствие (ликвидация) конституционных прав и свобод. 
5. Репрессии в отношении инакомыслящих (оппозиции).

Деспотия. 
Самодержавная власть, неограниченная монархия, бесправие подданных и тирания во всех сферах жизни. 
Отличия: 
1. Тотальное управление экономикой. Государство распоряжается всей производимой продукцией. 
2. Отсутствие какой-либо политической динамики. 
3. Деспотия всегда была одним из наиболее стабильных политических режимов, так как появление какой-либо оппозиции власти исключено в принципе.

Анархия. 
Политический режим, предполагающий наличие прав без обязанностей, упразднение всех институтов власти, фактически безвластие, неподчинение людей руководству со всеми вытекающими отсюда последствиями. Философия анархизма: любая власть означает неравенство и подавление людей. В истории анархия редко тянулось долго, так как всегда 
находился кто-то, кто захватывал пустующий престол (или кабинет). 
Принципы анархии: 
1. Равенство по отношению к власти. все имеют одинаковый доступ к власти и могу т участвовать в принятии решений. 
2. Демократия, как ни странно, но имеется в виду всеобще равноправие и наделение каждого способностью влиять на власть. 
3. Свобода организаций – люди свободно объединяются в такие организации, в которые хотят. 
4. Взаимопомощь как полярная противоположность конкуренции. 
5. Разнообразие – использование различных форм во всех институтах общественной жизни.
 

Среди многообразных  классификаций политических систем выделяются типологии Р. Даля и Ж. Блонделя.

Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй - касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть.

В соответствии с  предложенными критериями и их измерением выделяются четыре типа политических систем.

В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трёх переменных: политическая конкуренция, структур элиты и политическое участие населения.

Политическая конкуренция - оценивается с точки зрения того, является ли она открытой или закрытой. Структура элиты - показывает, есть ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии. В этом смысле различаются монолитные и дифференцированные элиты.

Политическое участие - характеризуется степенью включения  населения в политическую жизнь.

Режимы (системы) Закрытые с монолитной элитой Закрытые с дифференцированной элитой Открытые  
Исключающие Традиционные Авторитарно-бюрократические Конкурирующая олигархия  
Включающие Эгалитарно - авторитарный Авторитарно-неэгалитарный Либеральная демократия  
         

В качестве примеров политических систем соответствующих  типов можно назвать современные  и исторические системы.

К традиционным системам могут быть отнесены монархии в странах  третьего мира. Однако не все современные  монархические режимы являются традиционными. Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах - Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах. В  Свазиленде существует «парламент», частично избираемый племенными советами и частично назначаемый королём.

Авторитарно-бюрократические  системы могут быть представлены военными режимами стран Латинской  Америки периода 70-80 гг. (Чили, Аргентина, Уругвай).

Сегодня система  конкурирующей олигархии существует в тех странах, где население  фактически не оказывает влияние  на результаты борьбы за власть между  различными группами элит.

К эгалитарно - авторитарным системам в настоящее время можно  отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

Что касается авторитарно-неэгалитарных  систем, то они существовали в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия).

Наконец, либеральные  демократии существуют в современных  европейских странах - Великобритании, Швеции, Франции и т.д., в США  и Канаде, Австралии, Японии, Новой  Зеландии. 

Гельман.

Таблица 1. Типы элитной структуры, политических режимов  и оппозиций 

Элитная структура Интеграция элит Дифференциация  элит Политический режим Преобладающая оппозиция
Идеократическая Высокая Низкая Стабильный недемократический Нет оппозиции или  нелояльная оппозиция
Разделенная Низкая Низкая Нестабильный недемократический Принципиальная  нелояльная оппозиция
Фрагментированная Низкая Высокая Нестабильный демократический Принципиальная  лояльная или полулояльная оппозиция
Консенсусная Высокая Высокая Стабильный демократический  Лояльная структурная  или неструктурная оппозиция
 
 

Тоталитаризм  как исторический и политический феномен

Тоталитаризм - это  политический режим, при котором  государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

В 1956 году два американских политолога - К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.

1. Официальная идеология,  полностью отрицающая предыдущий  порядок и призванная сплотить  граждан для построения нового  общества. Во всех тоталитарных  режимах все стороны жизни  общества - мораль, экономическая эффективность,  социальные отношения, политические  нормы и т.д. - подчинены идеологии.

2. Монополия на  власть единой массовой партии. Строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.

3. Система террористического  контроля, который осуществляется  не только за «врагами народа»,  но и за всем обществом.

4. Всеобъемлющий  контроль над вооружёнными силами.

5. Партийный контроль  над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой и др.

6. Централизованный  контроль экономики и система  бюрократического управления экономической  деятельностью.

Истоки тоталитаризма - это «реакция» общества на кризисы  периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение  устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной национальной идентичности порождают  стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий  порядок и гарантирующей быстрое  решение самых острых и неотложных социальных проблем.

Принято выделять две  разновидности тоталитаризма - «левый»  и «правый».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах  Восточной Европы, Азии, на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и германии.

«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма - ленинизма, которая утверждала: 1) возможность  построения коммунистического общества, в котором будут полностью  удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую  роль пролетариата; 4) необходимость  диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5) возможность  построения коммунизма в каждой стране.

«Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался  на идеологии национал-социализма. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3) истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма. 

Теория  Ханны Арендт

Массовое распространение  теория тоталитаризма получила после  выхода в свет книги философа Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.). Центром внимания стали масштабный террор и беспрецедентное насилие, связанные с Холокостом и ГУЛАГом. Основой режима Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.

Арендт полагала, что хотя итальянский фашизм представлял собой классический образец диктатуры, нацизм и сталинизм существенно отличались от него. В этих странах государство было полностью подчинено контролю одной партии, представляющей либо нацию[37], либо пролетариат. Напротив, по мнению Арендт, фашизм Муссолини ставил государство над партией. Арендт также подчёркивала роль пангерманизма нацистского режима и панславизма сталинского режима как частных случаев «континентального империализма» и свойственного ему расизма.

Схожих взглядов придерживались впоследствии и другие философы и историки, в частности, Эрнст Нольте, который рассматривал нацизм как зеркальное отражение большевизма[38]. Фридрих, Линц и другие историки склоняются к точке зрения, что нацизм всё-таки был ближе к итальянскому фашизму, чем к сталинизму. 

Основные черты  тоталитаризма, по Хайеку, — отказ от свободы конкуренции, подавление государством индивидуальных свобод. Хайек — последовательный критик советского варианта социализма. Что касается концепций “демократического социализма”, “рыночного социализма”, то они представляются Хайеку паллиативным подходом, внутренне противоречивым, открывающим лазейку тоталитаризму. Пафос Хайека — отстаивание рыночных ценностей и классического либерализма и индивидуализма. Он утверждает, что реальная альтернатива для человечества — либо свобода, опирающаяся на рыночные отношения и либеральные ценности, либо оковы тоталитаризма. В 1974 г. Хайеку была присуждена Нобелевская премия в области экономики

Информация о работе Политические режимы