Политические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:21, реферат

Описание

«Политический конфликт – столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе».1
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

Содержание

Введение.
Причины политических конфликтов.
Типология политических конфликтов.
Классификация политических конфликтов.
Стадии политического конфликта.
Функции политических конфликтов.
Методы урегулирования политических конфликтов.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ ГОТОВА.docx

— 37.70 Кб (Скачать документ)

     Третья  стадия - самый острый, самый драматичный  этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического  конфликта в военный.

     Четвертая стадия - завершение конфликта.

      1. Функции политических конфликтов

     Являясь постоянно действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции, которые можно разделить  на позитивные и негативные.

    Позитивные функции

    конфликта

    Негативные функции

    конфликта

      • Выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль;
      • способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей;
      • ускоряет создание новых структур;
      • обеспечивает лучшее познание его участников
  • Приводит к дезинтеграции общества;
  • приводит к социальному взрыву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей;
  • приводит к осложнениям межгосударственных, международных отношений;
  • приводит к абсолютизации вооруженного насилия как средства разрешения конфликта, к установлению военной или другой диктатуры
 
 

     Значение  и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на базе его функций. Под функцией, конфликта  понимаются определенные в тех либо других временных рамках последствия  либо направленность его действия на общество в целом либо на отдельные  сферы жизнедеятельности. О положительном  либо нехорошем значении конфликтов можно говорить только в конкретных вариантах и в довольно условном смысле. Конфликты полифункциональны:

  • выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
  • способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь смерть людей и материальные утраты;
  • стимулируют переоценку ценностей, эталонов, ускоряют либо замедляют процесс становления новейших структур;
  • обеспечивают наилучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису либо потере легитимности власти.
 

Несмотря  на то, что каждый взятый в отдельности  конфликт уникален, он все равно  несет в себе некие общие черты, позволяющие отнести его к  тому либо иному типу (классу, виду). В базе типологии конфликтов может  быть:

  • сходство обстоятельств, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное роль в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;
  • сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.П.;
  • уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне - межпартийные, межинституциональные, меж имеющейся властью и публичными силами, интересы которых не представлены во властных структурах либо представлены в виде отрицания и угнетения этих интересов, внутри самой власти;
  • время деяния: затяжные, скоротечные.
 

Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации. 

    1. Методы урегулирования политических конфликтов

     Разрешением конфликта называется процесс5, который заключается в изменении происходящего (путем сокращения недостатков или изменения причинных связей), изменения требований участников конфликта (через компромисс, обсуждение условий, убеждение или просто манипуляции) или того, и другого, так, что устанавливаются условия, субъективно приемлемые для каждой из сторон и, следовательно, это может привести к согласию. Действительное разрешение конфликта значительно отличается от улаживания или урегулирования конфликта. Последние два не удовлетворяют всех основных потребностей и интересов конфликтующих сторон, в то время как разрешение конфликта достигает этой цели. Разрешение конфликта может быть достигнуто самими сторонами, или, что более вероятно, через разного рода посредничество третьих сторон с использованием механизмов разрешения конфликтов. Эффективные посреднические усилия имеют определенные характеристики:

     1. Для достижения успеха посредник  (третья сторона) должен быть  равно удален от обеих сторон, участвующих в конфликте. Равная  зависимость, или независимость,  от конфликтующих сторон является  важным условием, которое они должны принять.

     2. Для достижения успеха посредник  должен обладать полномочиями  ставить условия, ресурсами (материальными  или нематериальными), которые могут  быть использованы против сторон, если они не будут следовать  условиям соглашений.

     3. Для достижения успеха договаривающиеся стороны, с которыми имеет дело посредник, должны быть четко определены.

     4. Для достижения успеха конфликтующие  стороны должны иметь возможность  «сохранить свое лицо». Стороны  должны получить компенсацию  за уступки своих первоначальных  требований, или им необходимо  показать преимущества ненулевого варианта решения;

     5. В комплексных и идеологических конфликтах посредническая (третья) сторона должна постараться разбить основные пункты разногласий на более мелкие и постараться изолировать идеологические элементы.

     6. Шансы на успех посреднических  усилий третьей стороны возрастут,  если ведущие державы проявят  свою готовность поддержать такие усилия.

     7. Шансы на успех посреднических  усилий третьей стороны возрастут  в тупиковой ситуации, когда конфликтующие  стороны достигнут последнего  уровня истощения.

 Выделим два более общих пути примирения сторон:

 1. Мирное  разрешение конфликта включает  такие пути и способы: 

  • достижение компромисса на базе сохранения исходных позиций;
  • соглашение, основанное на взаимных уступках;
  • истощение ресурсов одной либо нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
  • обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

 2. Примирение  на базе принуждения, в базе  которого:

  • явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
  • изоляция одной из сторон, понижение её статуса, а также остальные состояния, свидетельствующие об ослаблении её позиций, о поражении;
  • ликвидировании противника, в итоге чего мир устанавливается в отсутствие неприятеля.

более распространенным способом заслуги примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров  стороны обмениваются мнениями, что  снимает остроту противоборства, помогает понять интересы оппонента, более  точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таковым образом, переговорочный процесс  включает соблюдение особых правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и  воспрепятствовать обострению постконфликтных  отношений. Переговоры - обряд, отражающий соотношение сил. Более эффективным  способом их проведения является соглашение на базе компромисса. Это особо актуально  в тех вариантах, когда срыв переговоров  будет иметь для конфликтующих  сторон неблагоприятные последствия.

            Заключение: 

  Современные исследователи обращают внимание на опасность неконтролируемости, а значит — непредсказуемости политических и иных конфликтов. Неконтролируемость политических конфликтов может привести к гибели цивилизации. Специалисты приходят к выводам, что бесконфликтность политической системы практически невозможна. В то же время конфликты необходимо разрешать с минимальными социально-политическими издержками. Таковы условия проблемы, особенно в век господства гуманистической идеологии.

  Демократия  предполагает развитие политики в направлении, определяемом большинством населения при выборах представителей власти и большинством субъектов политики при ее непосредственном формировании. Современная развитая демократия позволяет учитывать также интересы различных «меньшинств». Демократическое взаимодействие дополняется консенсусным способом управления, при котором политические действия осуществляются на основе решений, синтезирующих интересы всех заинтересованных сторон.

 

                 Список литературы

    1. http://fictionbook.ru – электронное учебное пособие «Политическая конфликтология».
    2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 2004, с.256
    3. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. – М.: Наука, 1999
    4. Конфликты в современной России. М., 2000, C.134; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995, С.17; Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж. 1996, C.36.
    5. http://www.uvauga.ru/HSD_chair/Political_science/ - электронное

    учебное пособие  “Политология”. 
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Политические конфликты