Политические идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:35, контрольная работа

Описание

В сфере политической жизни важное место занимают политические идеи. Поэтому мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения государство и связанные с ним формы правления нуждались в оправдании, легитимизации. Идеологии как раз и были призваны выполнять эту задачу. О их значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX столетие иногда называют веком идеологии, поскольку оно прошло под знаком бескомпромиссной борьбы различных идеологических систем.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, структура и функции политической идеологии………………………. 4
2 Основные политические идеологии современности: либерализм-неолиберализм; консерватизм - неоконсерватизм; социализм-социал-демократия. Ключевые принципы и идеи…………………………………...............

8
3 Разновидности политических идеологий современности:
этнополитические, религиозно-политические, экологические, экстремистские, технократические идеологии……………………………............................................


18
Заключение……………………………………………………………………………. 20
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Политические идеологии11.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     Либерализм  и неолиберализм.

     В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. По своему духу либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии. Главный и исходный пункт либерального учения - положение о священном характере и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности - прав на жизнь, свободу и собственность, их преимуществе перед правами и интересами общества и государства. Основные экономические принципы либеральной идеологии - свободная конкуренция, рынок, частное предпринимательство. Основные политические принципы либерализма - верховенство закона, правовое равенство все граждан, договорная природа государства (основано на общественном договоре) с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества (экономическую, культурную и частную сферы), политический плюрализм - т.е. закрепленное законом равноправие участвующих в политической жизни политических, профессиональных, экономических, культурных, религиозных и иных гражданских ассоциаций, терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям, веротерпимость. Основные проблемы и противоречия, существующие в рамках идеологии либерализма - отношение к государству, определение пределов его возможного вмешательства в частную жизнь граждан с целью поддержания общественного порядка (особенно в кризисные периоды), совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемляющих права отдельной личности), существующие противоречие между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается серьезным вопросом, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной "культурной почве" затруднено.

     Дать  ответ на все эти вопросы была призвана оформившаяся в середине ХХ века идеология неолиберализма. Ее принципиальная новизна в сравнении  с "классическим либерализмом" состоит в следующих моментах:

     1) В попытке соединить базовые  ценности либерализма (права и  свободы граждан) с принципом  сильного правового государства,  являющегося гарантом соблюдения  прав и законов, а также поддержания общественного порядка;

     2) В стремлении совместить принципы  индивидуальной свободы, рыночной  конкуренции и неприкосновенности  частной собственности с социальной  ориентацией, с признанием ответственности  общества за экономическое благополучие  всех или большинства своих  членов (т.н. минимальный социальный стандарт);

     3) В признании необходимости достижения  консенсуса (согласия) в отношениях  между управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества;

     4) В признании необходимости равноправного  и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) - без чего невозможна демократия;

     5) Рассмотрение морали и морального  облика не как личного дела  каждого гражданина, а как обязательного  условия нормального развития общества.

     Консерватизм и неоконсерватизм

     Консерватизм  является одним из первых, изначальных  типов политической идеологии, на природу  которого существует немало точек зрения в политической мысли и в политической науке. Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д.Алленом и С.Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения К. Манхеймом.

     Так, Д.Аллен определяет его как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества.

     Другие  же идеи, высказанные консервативными  мыслителями в разное время - приверженность идеям аристократии и монархии, опора  государственной власти на одобрение  церкви, отвращение к нерегулируемому рынку, промышленному развитию и урбанизации - отошли в прошлое. Поэтому, в отличие от Аллена, С.Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).

     К.Манхейм  рассматривал консервативную идеологию  как конкретное историческое явление, ставшее реакцией на идеи Просвещения  и Великую Французскую революцию. Одновременно Манхейм предлагает отличать консерватизм от традиционализма (который часто служит его истоком): если консерватизм - это теоретически оформленное учение, то традиционализм - подсознательное психологическое (аффективное) отрицание всяких нововведений и изменений (т.е. особое настроение); если консерватизм стремится сохранить от разрушения существующие общественные институты и ценности, то традиционализм - вернуться к первоначальному идеальному состоянию ("золотой век" и т.п.).

     В основе консервативной политической идеологии  лежат такие социально - психологические  установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также  идеи общественного порядка и  социально - политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

     Само  возникновение консерватизма как  идеологии, как уже говорилось, является реакцией на результаты Великой Французской  революции, на провозглашенные ею идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни общества по рациональному, научному плану. Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители - критики Великой Французской революции - Ж.де Местр, Л.де Бональд, Э. Берк.

     Основные  идеи классического консерватизма  сводятся к следующему:

     1) Ограниченность возможностей человеческого  разума, которая предопределяет  невозможность создания нового  общественного устройства по  заранее разработанному плану "с листа", без опоры на исторические традиции и институты;

     2) Любое поспешное и радикальное  (революционное либо форсированно - реформаторское) изменение общественного  порядка неразумно и противоестественно;

     3) Незыблемость устоявшегося социального  порядка (в 18 в. - монархической формы правления), неприкосновенность привилегий высших слоев общества (дворянства и духовенства), неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т.е. сословной системы);

     4) Незыблемость институтов, лежащих в основе "здорового и естественного" социального порядка - семьи, религии и частной собственности;

     5) Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного  изменения уклада общественной  жизни и политического устройства.

     Современный консерватизм, т.е. направление, оформившееся и утвердившееся в конце 19 - начале 20 вв., признал многие ценности эпохи, наступившей после буржуазных революций - рыночную экономику, свободную конкуренцию, индивидуальные права и свободы, правовое равенство граждан, но при этом сохранил твердую приверженность следующим принципам:

     1) Уважение к сильному государству  как гаранту общественного порядка  и целостности общества, обеспечивающему  в нем действие законов и  сохранение моральных устоев;

     2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;

     3) Признавая формально - юридическое,  он однозначно выступает против  экономического и социального  равенства людей; 

     4) Признание обязанности государства  охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствования свободной конкуренции;

     5) Требование взаимного доверия  и взаимопомощи граждан и государства,  без чего невозможно поддержание социального порядка.

     С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму - неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей.

     Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т.д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.

     Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

     В мировоззренческом плане неоконсерватизм  выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство  возможностей, но не как равенство  условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего  через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

     В экономической области неоконсерватизм  выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.

     Социальная  политика неоконсерваторов тесно связана  с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субсидиарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным  образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

     Социальное  рыночное хозяйство - вот формула  неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных  консерваторов, не только наиболее удачная  экономическая форма, укрепляющая  и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.

     В политической сфере неоконсерваторы  верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Информация о работе Политические идеологии