Политические идеалы античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 08:11, контрольная работа

Описание

Политический идеал - совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения.

Содержание

Введение

1. Политические идеалы

2. Политические идеалы античного мира

2.1 Пифагор и Гераклит

2.2 Платон и Аристотель

2.3 Цицерон

2.4 Августин-Блаженный и Фома Аквинский

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Полит_идеал_античн,мира-1111.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

2.2 Платон и Аристотель 

     Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в творчестве философов Древней Греции – Платона и Аристотеля, а также в творчестве мыслителя Древнего Рима – Цицерона. Для всех названных авторов было характерно подчинение своих политических идей представлению о целостности мира и глубокой взаимосвязи человека, общества и космоса.

     Устойчивое  представление об идеальном государстве, в европейской традиции, существует начиная с Платона (437 - 347 до н.э.). Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном в работах «Государство», «Законы» и др. Названные произведения можно отнести к утопическому жанру, ибо в них Платон высказывает свое мнение не о реальном, но об идеальном, справедливом государстве. Последнее, по мнению мыслителя, есть максимальное воплощение мира идей в политической жизни общества. Такое государство представляет собой справедливое правление лучших и благородных и должно быть «красивым в целом». В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон. Он владыка над правителями. Государство, по мнению Платона, появляется как следствие многообразия человеческих потребностей и возникшего общественного разделения труда.

     Концепции идеального государственного устройства особо подчеркивают, что политический идеал представляет собой категорию, которая выполняет функцию ориентира развития, образца, нормы общественного устройства, политической власти и деятельности. Описывая идеальное государство, Платон подчеркивает, что его создание не имеет в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот... сделать таким все государство в целом.

     Философ подчеркивал: «...мы основываем это [идеальное] государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом. Ведь именно в таком государстве мы рассчитываем найти справедливость... Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом...».

     Известный исследователь творчества Платона  А.Ф. Лосев отмечал, что Платон видел во всякой вещи ее углубленный онтологический корень, отблеск идеала, ибо реальные вещи только в той или иной, большей частью весьма несовершенной, форме воплощают в себе свою идею.

     Идеальному  государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального  государства.

     Тимократия  – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.

     Олигархия – власть узкой группы богатых  правителей, при которой бедные не участвуют в управлении государством.

     Демократия  – власть всех, не имеющая должной  системы управления. Из нее с необходимостью вырастает еще одна несовершенная форма.

     Тирания – власть одного. Это – наихудший  тип государства, ибо в нем  царят беззаконие, насилие и произвол.

     Политические  идеи Платона были подняты на новую  высоту его учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе «Политика» он предлагает анализ существующих в его время форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо «человек – есть животное политическое». В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.

     Аристотель  выделяет правильные и неправильные формы государства с искаженными формами. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага. В них правят многие или один руководитель. В неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.

     К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:

     - Монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.

     - Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей.

     - Полития (республика) – выборная власть многих (большинства).

     К неправильным формам были отнесены:

     - Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы.

     - Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.

     - Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.

     Разница между правильными и неправильными  формами организации государственной  власти состояла в том, что государство  правильной формы властвует разумно, в согласии с представлениями (идеалами) о справедливости и добродетели, достигая «общего блага» и соблюдая «естественные законы».

     У государства неправильной формы  цели и характер власти искажены; властная организация противоречит естественным законам и не позволяет государству  в целом достичь общего блага, которое мыслится как конечная высшая цель существования и развития государства; власть существует сама по себе и не стремится к «добродетели». Деятельность правильных государств соответствует натуре той категории людей, которых Аристотель считал изначально свободными и равными.

     Политическим  идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и «политии», в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы. 

2.3 Цицерон 

     Идеи  древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима.

     Среди них выделяются политические идеи знаменитого  оратора и трибуна Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры.

     Главную причину появления государства  он усматривал в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной  собственности.

     Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан. Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства:

     - Монархию – царскую власть.

     - Аристократию – власть оптиматов.

     - Демократию – власть народа.

     Лучшей  формой государства, по мнению Цицерона, является смешанная, включающая в себя силу монархии, финансовое могущество оптиматов и опору на народ. Кроме  того, такое государство способно гарантировать правовое равенство граждан. 

2.4 Августин-Блаженный  и Фома Аквинский 

     Если  античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство  и политику, то во времена Средневековья  апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Среди выдающихся политических мыслителей этого времени следует назвать Аврелия Августина-Блаженного (354 – 430 гг.) и Фому Аквинского (1226 – 1274 гг.).

     Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Следовательно, власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми и основания для того, чтобы ему подчинялись, ибо церковь выше «земного града» и должна господствовать над государством. Из этой посылки он выводит доктрину «двух мечей», в которой обосновывает единство духовной и политической силы христианской церкви над обществом и государством.

     Другой  мыслитель – Фома Аквинский –  развивает политические идеи в работах  «О правлении государей» и «Сумма теологии». Вслед за Аристотелем  он отмечает, что человек есть существо политическое, общественное. И ему надлежит жить в государстве, которое, как и человек, является божественным творением. От Бога проистекает сила и власть государства, ибо «людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо». Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые.

     Лучшей  формой он считает монархию, так  как «один управляет лучше, чем  многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет  душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.

     Итак, у античных философов мы первые в  истории находим определения  государства и закона, классификации  форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому. античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы.

     Но, политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима имела определенные недостатки: идея неумолимой судьбы, требующей смирения пронизывала всю политическую мысль этого периода. Ее рационализм был очень ограниченным и присущ только небольшой элите античного общества. 

 

Заключение 

     В античности философия стала мировоззренческой  основой политических и правовых учений. Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства и законов, их взаимодействие и общие закономерности развития.

     По  Аристотелю «всякое действительное знание, в том числе и политическое, имеет дело с общим и существующим по необходимости». Вот почему «мудрость и искусство управлять государством не будут тождественны».

     Именно  у древнегреческих философов  мы находим первые в истории определения  государства и закона, классификации  форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому.

     Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало  учение Платона.

     Под его воздействием складывались философские  и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли.

     Выдвинутые  Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.

     Далеко  за пределы античности вышло и  влияние политико-правовых идей Аристотеля.

     Широкое распространение в последующей  политической мысли получило предложенное им определение государства как  объединения граждан ради общего блага. Отдаленные отголоски этого определения слышны и в современных концепциях государства всеобщего благоденствия.

     В политическую идеологию средневековья  и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном  государственном устройстве.

     Представления Аристотеля о естественном и условном праве дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций.

     Таким образом, античная политико-правовая идеология  сделала первые шаги по осмыслению политической свободы.

Информация о работе Политические идеалы античного мира