Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………....3
Понятие политической системы………………………………………………...4
История проблемы……………………………………………………………….5
Структура политических систем………………………………………………..9
Типы политических систем………………………………………………….…12
Функции политических систем………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

politologia.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)
gn:justify">Рассмотрим структуру политической системы - атрибут всех реаль­но существующих объектов и систем. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчи­вых взаимосвязей между ее элементами. Структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов, которые подчиняются об­щим законам развития системы как целого.

Так, П. Шаран элементами политической системы называет: власть, интересы, политику, политическую культуру. В то же время под "структу­рой" он подразумевает поддающуюся наблюдению деятельность, из кото­рой и складывается политическая система. Одной из основных единиц по­литических систем является политическая роль. А совокупность связанных друг с другом ролей образует ролевую структуру.

Некоторые авторы в качестве первого необходимого компонента по­литической системы выделяют относительно большое количество людей, граждан, вообще избирателей, стоящих на разных ступенях политической культуры. Вторым компонентом политической системы является категория должностных лиц, решения которых признаются членами политического сообщества как обязательные. Они - основа политической власти. Третий ком­понент - режим, т. е. конституционно-правовые принципы и структуры, по­литические процессы, институциональные нормы и основные ценности, ре­гулирующие работу системы. Четвертый компонент - территория. Однако политическая система не всегда равнозначна государству. В связи с этим существует понятие "политическое пространство".

Существует мнение, что политическая система как целое включает в себя также неофициальные факторы:

а) историческое наследие общества, его географические ресурсы, социаль­ную и экономическую организацию, идеологию, системы ценностей, поли­тический стиль;

б) структуру партийного руководства и политических интересов данного общества.

Все это формирует рабочую среду политической жизни системы и, может, поэтому названо "основами политики".

Процесс взаимодействия между перечисленными  фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой сис­темы обуславливает "динамику политики". Вполне обоснованно выделяются и такие элементы политической системы:

-  окружающая среда (внутренняя и международная) - это совокупность политической культуры, социальных, экономических и географических условий, а также режима власти в обществе;

- связь - коммуникация (инфраструктура) - это институты,  структуры и процессы, которые соединяют общество с правительством и обеспечи­вают двухсторонние каналы общения. Это в большей  степени полити­ческие партии, группы интересов; они  отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы требований и   поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти  структуры выступают в каче­стве инструментов управления;

- система выработки решения состоит из структур и процессов, вос­принимающих импульсы требований и поддержки, переданный через систему коммуникаций, и трансформирующих их в  политический про­дукт;

-  политический результат, т. е. какого рода политику вырабатывает сис­тема; характер политики в одной сфере может влиять на политику в дру­гих сферах.

В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная. Институциональная подсистема - это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, средства массовой информации и др.

Нормативная система включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль, политическую этику. Функциональная подсистема- это формы и направления политической деятельности, спосо­бы и методы осуществления политической власти (политический режим). Коммуникативную систему представляют: политическая культура, поли­тическое сознание, политические отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы политических систем.

 

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рас­средоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами вла­сти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демокра­тическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

В отечественной философской и политической литературе длитель­ное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует клас­сифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциа­ции, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "при­ходская культура".

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную поли­тическую структуру и в плане политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические инсти­туты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразде­ляются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), цен­трализованные бюрократические и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политиче­скими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой систе­ме функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жерт­вами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяют­ся на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1)  либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государст­венных решений;

2)  коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

3) традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весь­ма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

4) становящиеся политические системы в развивающихся странах с авто­ритарными средствами управления;

5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение соци­ального и экономического неравенства, но более действенными средст­вами.

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризу­ются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рацио­нальный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулирова­нию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законода­тельную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Сред­ства массовой информации находятся под контролем государства. В общест­ве, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая кон­тролирует деятельность всех элементов политической системы. Господству­ет идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрес­сивных органов. Политическая активность носит разрушительный и прину­дительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаи­модействие старых и новых культур, политических традиций и форм поли­тической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

Классификация политических систем необходима, так как политиче­ская наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структу­ре, функциях и механизмах функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции политических систем

 

Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции:

-  система должна соответствовать своей "модели", особенно в   аспекте управления и контроля над обществом;

- она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней сре­дой и другими системами;

- она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. определять от­ношение между составляющими ее элементами;

-   система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие ме­ры, ориентировать на них население.

В связи с этим основными функциями политической системы как це­лого являются следующие:

-  определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближай­шими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.

-   мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуще­ствление целей и задач;

-   укрепление единства общества;

-  распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

-  урегулирование конфликтов.

Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.

В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с уче­том законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительст­вом, и моделей их распределения.

Ведя речь о возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая сис­тема может обеспечить свое выживание тем, что способствует распро­странению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).

Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую ба­зу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генери­руют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, кото­рые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Существует немало работ, в которых раскрываются (и при этом нередко преувеличиваются) методологические возможности и черты теории политической системы. Однако вместе с тем нельзя не заметить, что в буржуазной литературе за последние годы появляется все больше публикаций, содержащих довольно критические высказывания в адрес теории политической системы и ставящих иной раз под сомнение ее методологические возможности. Довольно типичным в данном случае является высказывание М. Вайнштейна о том, что “принятие учеными на вооружение концепции системы вовсе не означает разрешения каких бы то ни было из существующих теоретических проблем. Оно означает лишь условное определение тех рамок, в пределах которых могут вестись дискуссии о политической жизни в целом”.

Нередки также замечания ряда политологов и социологов (особенно тех, кто выступает против представления о теории политической системы, как о глобальной и методологически универсальной концепции) о том, что применение различных вариантов теории политической системы следует ограничивать лишь определенными сферами политической жизни, в которых “они могли бы быть в максимальной степени полезными”, и целями, которым они служат и ради достижения которых они, собственно, и существуют. “Будучи далеко не совершенным инструментом научного познания, - скептически отзывается о методологических возможностях теории политической системы американский политолог П. Нэттл, - концепция системы, даже в ее самом узком смысле, находится под угрозой стать яблоком раздора между ее сторонниками и противниками” и проявляться лишь как минимально полезная концепция ввиду ее противоречивого понимания и толкования.

Информация о работе Политическая система