Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:20, реферат

Описание

Под политической системой понимается совокупность государствен¬ных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени поня-тие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компо-ненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политическо-го режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической сис-темы (президентская, парламентская).

Содержание

План:
1) Понятие политической системы
2) История проблемы.
3) Структура политических систем
4) Типы политических систем.
5) Функции политических систем.

Работа состоит из  1 файл

politologia.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

- связь - коммуникация (инфраструктура) - это институты,  структуры и процессы, которые соединяют общество с правительством и обеспечи­вают двухсторонние каналы общения. Это в большей  степени полити­ческие партии, группы интересов; они  отрабатывают поступающие из окружающей среды импульсы требований и   поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти  структуры выступают в каче­стве инструментов управления;

- система выработки решения состоит из структур и процессов, вос­принимающих импульсы требований и поддержки, переданный через систему коммуникаций, и трансформирующих их в  политический про­дукт;

-  политический результат, т. е. какого рода политику вырабатывает сис­тема; характер политики в одной сфере может влиять на политику в дру­гих сферах.

В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная. Институциональная подсистема - это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, средства массовой информации и др.

Нормативная система включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль, политическую этику. Функциональная подсистема- это формы и направления политической деятельности, спосо­бы и методы осуществления политической власти (политический режим). Коммуникативную систему представляют: политическая культура, поли­тическое сознание, политические отношения.

Типы политических систем.

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рас­средоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами вла­сти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демокра­тическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

В отечественной философской и политической литературе длитель­ное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует клас­сифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциа­ции, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "при­ходская культура".

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную поли­тическую структуру и в плане политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические инсти­туты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразде­ляются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), цен­трализованные бюрократические и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политиче­скими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой систе­ме функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жерт­вами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяют­ся на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1)  либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государст­венных решений;

2)  коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

3) традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весь­ма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

4) становящиеся политические системы в развивающихся странах с авто­ритарными средствами управления;

5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение соци­ального и экономического неравенства, но более действенными средст­вами.

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризу­ются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рацио­нальный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулирова­нию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законода­тельную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Сред­ства массовой информации находятся под контролем государства. В общест­ве, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая кон­тролирует деятельность всех элементов политической системы. Господству­ет идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрес­сивных органов. Политическая активность носит разрушительный и прину­дительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаи­модействие старых и новых культур, политических традиций и форм поли­тической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

Классификация политических систем необходима, так как политиче­ская наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структу­ре, функциях и механизмах функционирования.

Функции политических систем.

Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции:

-  система должна соответствовать своей "модели", особенно в   аспекте управления и контроля над обществом;

- она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней сре­дой и другими системами;

- она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. определять от­ношение между составляющими ее элементами;

-   система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие ме­ры, ориентировать на них население.

В связи с этим основными функциями политической системы как це­лого являются следующие:

-  определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближай­шими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.

-   мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуще­ствление целей и задач;

-   укрепление единства общества;

-  распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

-  урегулирование конфликтов.

Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.

В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с уче­том законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительст­вом, и моделей их распределения.

Ведя речь о возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая сис­тема может обеспечить свое выживание тем, что способствует распро­странению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).

Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую ба­зу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генери­руют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, кото­рые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.      Белов Г. А. Политология. – М., 1994

2.      Борисов В. К. Теория политических систем. – М.: Знание, 1991

3.      Краснов Б. И. Политическая система.// Социально – политический журнал. – 1995 - № 5

4.      Белов Г. А. Политическая система.// Кентавр. – 1995 - № 2

5.       Белов Г. А. Функции политической системы.// Кентавр. – 1995 - № 3



Информация о работе Политическая система