Политическая концепция Ленина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание

Оценивая политические взгляды исторических личностей, нельзя не учитывать опыт давних лет, хотя бы потому, что они оставили большой отпечаток в истории.
Нельзя и отрицать того, что среди всех коммунистических вождей, Ленин занимает одно из ведущих мест, в связи с этим, изучение и анализ теоретических учений Ленина представляет особый интерес т.к. он являлся идеологом революции, а его политические взгляды вошли в историю советского государства.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Политические взгляды В. И. Ленина в трудах, созданных до революции 1917г.…………………………………………………………………..6
Учение Ленина о партиях………………………………..…….6
Как решает Ленин национальный вопрос……………………7
Учение Ленина об империализме……………………………10
Глава 2. Политические взгляды В. И. Ленина в работах, созданных после революции 1917г………………………………………………………………….16
2.1. Ленин В.И. о социалистической революции и государстве…………………………………………………………………….......16
2.2. Ленинский план построения социализма в России………………18
2.3. Ленин о кооперации (1923г.)………………………………………..19
Заключение ………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………23
Приложение

Работа состоит из  1 файл

кр ипу1.docx

— 159.06 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  РФ

ГОУ ВПО Тульский государственный  университет

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: История политических учений

Тема: Политическая концепция В. И. Ленина

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ст.гр.820101

Мягкова М. М.

Проверил:

доц. каф.СиП,

Головатый Ю. А.

 

 

 

 

Тула 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3

Глава 1. Политические взгляды  В. И. Ленина в трудах, созданных до революции 1917г.…………………………………………………………………..6

    1. Учение Ленина о партиях………………………………..…….6
    2. Как решает Ленин национальный вопрос……………………7
    3. Учение Ленина об империализме……………………………10

         Глава 2. Политические взгляды В. И. Ленина в работах, созданных после революции 1917г………………………………………………………………….16

2.1. Ленин В.И. о социалистической революции и государстве…………………………………………………………………….......16

              2.2. Ленинский план построения социализма в России………………18

              2.3. Ленин о кооперации (1923г.)………………………………………..19

Заключение ………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………23

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  работы:

Оценивая политические взгляды  исторических личностей, нельзя не учитывать  опыт давних лет, хотя бы потому, что  они оставили большой отпечаток  в истории.

Нельзя и отрицать того, что среди всех коммунистических вождей, Ленин занимает одно из ведущих мест, в связи с этим, изучение и анализ теоретических учений Ленина представляет особый интерес т.к. он являлся идеологом революции, а его политические взгляды вошли в историю советского государства.

Оценка эволюции взглядов Ленина необходима для разграничения  теории марксизма и ленинизма, для  обозначения различных пониманий  социализма различными авторами.

Подробное изучение ленинского учения о социализме не может исключать  и сопоставление идей Ленина с  теориями его наследников. Необходимо учитывать и смену некоторых  политических приоритетов самого Ленина под влиянием изменений в экономической, социальной и политической обстановке страны.

Нужно отметить, что ленинское  видение социализма родилось не в  одночасье, а было результатом многолетнего творческого приложения основных принципов  марксизма, учения о новом общественном строе применительно к своеобразным условиям тогдашней России.

Научная новизна  работы заключается в том, что она содержит в себе хронологическую последовательность анализа проблем, разработанных В. И. Лениным, а конкретнее -  четкую систему критериев партии, основные положения империализма и их обоснования, связь по сути экономического учения о кооперациях с проблемами политического характера.

Степень разработанности  проблемы: изучать труды и деятельность в области политики великого вождя В. И. Ленина (Ульянова) имели интерес и возможности многие отечественные историки, социологи, политологи, экономисты, юристы и представители других профессий. А именно - Валовой Д., Лапшина Г.1, Божко А.М., Кинкулькин А.Т.2, Абрамов А.С., В.Н. Шевченко3, Луначарский, А., Радек К, Троцкий Л.4.

Выбор данной темы курсовой работы обусловлен следующим: Многие годы, что были потрачены на революционную борьбу, взрастили плеяду революционеров, главным и основным из которых является Ленин. Таких революционеров, каковым являлся Ленин, ещё не видела ни одна революция. Явить такой феномен могла только русская история. Этот человек жил и дышал только идеей революции, он всецело отдал себя ей. Он служил ей всей своей правдой и верой так, как иные не служат даже Богу.

На следующий день после смерти В. И. Ленина экстренный Пленум ЦК РКП (б) принял обращение "К партии. Ко всем трудящимся". 
    Вот слова из обращения: "Все, что есть в пролетариате поистине великого и героического - бесстрашный ум, железная, несгибаемая, упорная, все преодолевающая воля, священная ненависть, ненависть до смерти к рабству и угнетению, революционная страсть, которая двигает горами, безграничная вера в творческие силы масс, громадный организационный гений, - все это нашло свое великолепное воплощение в Ленине, имя которого стало символом нового мира от запада до востока, от юга до севера ..."

Объект исследования: политическая концепция В. И. Ленина

Предмет исследования: тенденции формирования и развития политических взглядов В. И. Ленина

Цель исследования: выявление основных характеристик политических работ В. И. Ленина

Задачи исследования:

  1. Выявить критерии политической партии, которые выделял Ленин
  2. Выяснить каким образом Ленин предлагал решить национальный вопрос
  3. Обосновать основные признаки империализма, которые выделяет Ленин в своей теории империализма
  4. Выяснить отношение Ленина к социалистической революции
  5. Охарактеризовать сущность ленинского плана построения социализма в СССР
  6. Определить место кооперации в системе политических институтов, которое она занимает в статье В. И. Ленина «О кооперации».

             Научные методы, которые использовались при написании курсовой работы:

  1. Исторический
  2. Социологический
  3. Бихевиористский
  4. Анализ
  5. Системный
  6. Комплексный

Гипотеза: Такая противоречивая и необычная личность, как Ульянов Ленин, могла возникнуть в ходе русской истории только в ту противоречивую и необычную эпоху, в которой определялось будущее страны. В тот исторический период на Россию накатывалась огромная волна социальных противоречий, и она готова была вознести на свой гребень великих людей для свержения великих дел. И вот такой великий человек появляется. Огромная мощь интеллекта, фанатичная преданность своему делу, непоколебимая верность избранным идеям, готовность идти на любую политическую авантюру для достижения своей победы — всё это и есть великий Ленин. Такие люди творят столь огромные дела, споры о которых просуществуют столько же, сколько просуществует этот мир. Великого Ленина породила великая эпоха, полное осмысление которой ещё только впереди. Ещё не родились те историки, которым по силам осмыслить дела Ленина и все его нескончаемые работы.

 

Глава 1. Политические взгляды В. И. Ленина в трудах,

созданных до революции 1917г.

    1. Учение Ленина о партиях

Коммунистическая партия как авангард трудящихся. По Ленину, компартия должна быть сборным пунктом лучших представителей рабочего класса и состоять преимущественно из работающих в ней профессиональных революционеров. В. И. Ленин считал, что

«1) ни одно революционное движение не может быть прочным без устойчивой и хранящей преемственность организации;

2)что чем шире масса, стихийно вовлекаемая в борьбу… и тем прочнее должна быть эта организация;

3) что такая организация должна состоять главным образом из людей, профессионально занимающихся революционной деятельностью» (Ленин В.И.).

В марксизме-ленинизме четко  выделяется особая группа, которая  должна сосредоточить руководство  партией в своих руках, а именно организация профессиональных революционеров.

Основные черты организации  профессиональных революционеров:

Преемственность. В организации революционеров такого быть не должно, вся организация должна налаживать преемственность работы, то есть должна уметь сохранить себя, не быть пойманной, разгромленной, уметь формировать смену, на случай если какие-то ключевые фигуры выбыли.

Конспиративность. Без конспиративности не имеет смысла революционная организация. Действовать напоказ, как некоторые современные левые организации, есть самоубийство для компартии, подставление себя под око буржуазной власти.

Узкий круг, входящих в нее лиц. В работе «Письмо к товарищу» В.И. Ленин писал: «Руководить движением должно возможно меньшее число возможно более однородных групп, искушенных опытом профессиональных революционеров» (Ленин В.И. ПСС. Т.7. С. 21). Несмотря на то, что сама партия есть авангард, в самой партии должен быть авангард авангарда, то есть устойчивый круг лиц (желательно освобожденных работников) которые занимаются исключительно партийной руководящей работой. Такие люди должны быть хорошо проверенны, надежны, идеологически грамотными и организационно подготовленными. Таких людей не должно быть много, небольшое ядро, авангард авангарда, способны устойчиво и эффективно руководить целой партийной организацией.

Централизованность. Всякие разговоры о демократии есть пустой звук, если эта демократия не подкрепляется централизмом, который только и может гарантировать существование и утверждение новой власти, победу революции. Особенностью централизма коммунистов является его осознанность рядовыми членами партии.

Идеологическая  монолитность. Без этого признака немыслима ни одна революционная организация. Идеологический плюрализм не является принципом пролетарской партии, фракционность тоже никуда не годится. Если же говорить об узком круге профессиональных революционеров, то в их среде должны быть только идейно идентичные люди, которые знают общую цель и готовы идти за эту цель вперед на любые испытания.

1.2.Как В. И. Ленин решает национальный вопрос

Не народ для государства, 
а государство для народа.

В. И. Ленин5

Россия в настоящее  время представляет из себя страну с наиболее отсталым и реакционным  строем по сравнению со всеми окружающими  ее странами, начиная — на Западе — от Австрии, в которой с 1867 года упрочились основы политической свободы  и конституционного строя, а теперь введено и всеобщее избирательное  право, и кончая — на Востоке —  республиканским Китаем. России должны во всей своей пропаганде настаивать на праве всех национальностей образовать отдельное государство или свободно выбрать то государство, в составе которого они желают быть.

Национальные движения не впервые возникают в России и  не одной ей свойственны. Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма  над феодализмом была связана  с национальными движениями. Экономическая  основа этих движений состоит в том, что для полной победы товарного  производства необходимо завоевание внутреннего  рынка буржуазией, необходимо государственное  сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при  устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению  его в литературе. Язык есть важнейшее  средство человеческого общения; единство языка и беспрепятственное развитие есть одно из важнейших условий действительно  свободного и широкого, соответствующего современному капитализму, торгового  оборота, свободной и широкой  группировки населения по всем отдельным  классам, наконец — условие тесной связи рынка со всяким и каждым хозяином или хозяйчиком, продавцом  и покупателем.

Образование национальных государств, наиболее удовлетворяющих этим требованиям современного капитализма, является поэтому тенденцией (стремлением) всякого национального движения. Самые глубокие экономические факторы толкают к этому, и для всей Западной Европы — более того: для всего цивилизованного мира — типичным, нормальным для капиталистического периода является поэтому национальное государство.

Следовательно, если мы хотим  понять значение самоопределения наций, не играя в юридические дефиниции, не "сочиняя" абстрактных определений, а разбирая историко-экономические  условия национальных движений, то мы неизбежно придем к выводу: под самоопределением наций разумеется государственное отделение их от чуженациональных коллективов, разумеется образование самостоятельного национального государства.

Возьмем позицию угнетающей нации. Может ли быть свободен народ, угнетающий другие народы? Нет. Интересы свободы великорусского населения  требуют борьбы с таким угнетением. Долгая история, вековая история  подавления движений угнетенных наций, систематическая пропаганда такого подавления со стороны "высших" классов  создали громадные помехи делу свободы  самого великорусского народа в его  предрассудках и т. д.

Не следует ли взглянуть на позицию господствующих классов России? 
Позиция "бюрократии" (извиняемся за неточное слово) и феодальных помещиков типа объединенного дворянства общеизвестна. Безусловное отрицание и равноправия национальностей и права на самоопределение. Старый, взятый из времен крепостного права лозунг: самодержавие, православие, народность, причем под последней имеется в виду только великорусская.

Еврeйская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг наших врагов. Но есть и другие элементы в еврeйской культуре и во всей истории еврeйства. Из 10 1/2 миллионов еврeев на всем свете немного более половины живет в Галиции и России, отсталых, полудиких странах, держащих еврeев насилием в положении касты. Другая половина живет в цивилизованном мире, и там нет кастовой обособленности еврeев. Там сказались ясно великие, всемирно-прогрессивные черты в еврeйской культуре: ее интернационализм, ее отзывчивость на передовые движения эпохи (процент еврeев в демократических и пролетарских движениях везде выше процента еврeев в населении вообще).

Кто прямо или косвенно ставит лозунг еврeйской "национальной культуры", тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврeйстве, пособник раввинов и буржуа. Наоборот, те еврeи-марксисты, которые сливаются в интернациональные марксистские организации с русскими, литовскими, украинскими и пр. рабочими, внося свою лепту (и по-русски и по-еврeйски) в создание интернациональной культуры рабочего движения, те еврeи — вопреки сепаратизму Бунда — продолжают лучшие традиции еврeйства, борясь против лозунга "национальной культуры".6

Информация о работе Политическая концепция Ленина