Политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:51, реферат

Описание

Еще в древности люди заметили, что в обществе существуют две неравновесные группы: относительно самостоятельное и привилегированное меньшинство, которое властвует и управляет, и большинство, которое является объектом власти и управления. Что касается правящего меньшинства, то длительное время оно изучалось по описаниям жизни государей, вождей и других выдающихся личностей, находящихся в политике в центре внимания. И лишь в последние столетия характеристика этого слоя стала концептуально связываться со строением и характером организации политической власти и государства. С этой целью стал использоваться и термин «элита» .

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 276.50 Кб (Скачать документ)

 

2.      Политическая элита: понятие, сущность, функции.

 

2.1.Понятие и структура политической элиты.

 

 

Итак, мы вплотную подходим к современному определению понятия «политическая элита». Политическая элита – составляющая меньшинство общества достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Понятие «политическая элита» характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств, осуществляющих руководство обществом. Оно отражает неравномерность влияния граждан на власть, соревновательность и конкуренцию в политической жизни, ее иерархичность и динамизм.

     Характерные черты элиты:

1. Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; 

2.Высокий социальный статус;

3. Значительный объем государственной и информационной власти; 

4. Непосредственное участие в осуществлении власти; 

5. Организаторские способности и талант. 

Элита должна формироваться, таким образом, из лучших  в профессиональном и нравственном отношении представителей народа. Национальные интересы должны стоять в центре деятельности политического руководства государства. Состав политической элиты должен постоянно пополняться и обновляться за счет людей из разных слоев общества, проявивших определенные организаторские способности, глубокие знания, профессионализм, высокие нравственные качества.

Широкую поддержку народа правящий класс может получить лишь в том случае, если проводимая им политика соответствует национальным интересам государства и общества, а не используется для получения различного рода привилегий и материальных ценностей. В то же время политическая элита – это не просто сумма конкретных лиц, имеющих власть, а социальная группа. Которая сформировалась в результате особого социального отбора.

В демократическом обществе формирование элиты происходит путем демократических выборов с учетом уровня профессионализма, творческих способностей. Нравственного уровня кандидатов на высшие государственные посты. В тоталитарном и авторитарном государстве отбор элиты происходит по политическим, идеологическим, социальным признакам в закрытом режиме узким кругом номенклатурных работников.

Правящая элита – это высокоорганизованная, сплоченная социальная группа из высших слоев общества, подготовленная к выполнению управленческих функций. Занимающая руководящее положение в государстве, принимающая властные решения и определяющая стратегию его развития.[5]

В структуру правящей элиты входят:

- политическая,

- экономическая,

- административная,

- полицейская,

- духовная.

Политическая элита контролирует государственную власть. В нее входят высшие государственные чиновники – руководители законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Дипломатический корпус, министры. Руководители политических партий. Это высший состав политической элиты. Средняя часть политической элиты состоит из губернаторов, депутатов парламента. Низший состав образуют политические деятели местных органов власти[6].

Согласно другой классификации вместо низшего состава выделяется административная элита (бюрократическая)[7].

Все слои политической элиты общества тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, связаны корпоративной этикой.

Классифицируя политическую элиту, необходимо отметить, что есть два основных подхода к этому понятию. Первый – настоящая, истинная элита воплощает сущность нации (этноса), глубину его группового или национального мифа, мифологического сознания. Иначе говоря, она занята тем, что постоянно объясняет (не только и не столько вербально, сколько созданием соответствующих моделей поведения) своему социуму “в чем смысл его жизни”, “Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Кто наши друзья и враги?”, “Где наша Родина, каковы ее границы”. В этом случае элита связана с традициями, временем и пространством. Она здесь – это воплощение личной ответственности. Действительная элита характеризуется своей внутренней, имманентной традицией, этикой, она – живая душа своего общества. В то же  время только такая элита символизирует высшую свободу данного народа[8].

Во втором случае, элита – это определенным образом структурированная группа, которая в силу своего положения в обществе обладает потенциалом решающего влияния на большинство других социальных групп. Здесь элиту можно соотнести с таким понятием как “истеблишмент”, “номенклатура”, “правящий класс”. В социально-политическом плане она экстравертна: ее самосознание формируется отчужденной от нее внешней средой. Такую элиту чаще всего называют (“псевдоэлитой”). Она обладает внешними, формальными признаками реальной элиты. И никогда не несет ответственности за все общество. В суровые годы испытаний такая элита чаще всего покидает свой народ, а порой и предает его, превращаясь в антиэлиту. История знает немало примеров, в том числе и в России[9].

Есть и другие основания для классификации элиты (См. схему 1).

 

Схема 1.

 

Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем государственной и информационной власти, ее отличают высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных социальных групп и создает механизм воплощения политических замыслов. (См. схему 2)[10].

 

Схема 2.

 

 

2.2.      Причины возникновения и функции политических элит

 

 

Для возникновения политических элит существуют определенные объективные предпосылки. Организационными факторами, определяющими появление политических элит, является создание государства и его аппарата власти. Иерархия власти в государстве условно имеет вид пирамиды, на вершине которой располагается управляющая система. А внизу – различные ступени управляемых подсистем. На базе этой иерархии возникает определенная лестница управленческих должностей. Предполагающая подчиненность низших структур высшим. Такое построение государственной организации придает ей целостность и устойчивость. Параллельно и одновременно формируется чиновничий аппарат низших, средних и высших структур власти. Чиновники всех структур объединены общими корпоративными интересами, среди которых предпочтительными являются карьерный рост, получение различных льгот, стремление сохранить свою монополию на власть и не допустить к ней другие группы, упрочить свое элитное положение.

Общесоциальными причинами возникновения политических элит являются разделение общественного труда и различный социальный статус отдельных групп населения. Любое общество функционирует во многом благодаря разделению труда, при котором каждый социальный слой занимается производством материальных ценностей в промышленности, сельском хозяйстве или духовных ценностей – наука, искусство и т.д., или управляет обществом. Для нормального функционирования общественного организма необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности. Однако на вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, т.к. через эти функции обеспечивается единство государственного организма. Поэтому существование политической элиты объясняет высокой значимостью управленческого труда и его стимулированием в форме различного рода привилегий.

В любом обществе в той или иной мере существует неравенство среди его членов. Люди имеют от природы разные умственные способности, различное социальное положение, отношение к средствам производства, к собственности. Поэтому объективно существующее социальное неравенство людей и является одной из важных предпосылок деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство, на элиту и остальной народ.[11]

Имеют место и чисто политические факторы возникновения политической элиты. Прежде всего. К ним относится политическая пассивность основной массы населения. Существует отчуждение народа от процесса принятия политических решений и контроля за политикой.

Итак, существование элиты обусловлено действием следующих основных условий:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как необходимого условия его эффективности, и его высокой общественной значимостью;

3) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

4) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. 

Из социального статуса и предпосылок возникновения правящей элиты и вытекают ее социальные функции.

Политическая элита выполняет несколько основных функций:

      стратегическая функция  заключается в разработке общенациональной программы действий по совершенствованию и развитию политического и экономического строя. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ. Данная функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты с использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых.

      коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев на селения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим вопросам. Коммуникативная функция предполагает также защиту социальных целей, идеалов и ценностей (мир, безопасность, всеобщая занятость).

      организаторская функция предусматривает практическую реализацию, воплощение в жизнь выдвинутых стратегических решений. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать общество. Среди потенциальных политических элит (групп, претендующих на власть) наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ народом. Организаторская функция политической элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, проведение политических решений в жизнь. Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:

- законодательные (принятие законов и других законодательных актов парламентом, президентом, правительством);

- мобилизующие (различные формы воздействия на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);

- регулирующие (координация центральных и региональных действий);

- контролирующие;

- корректирующие и др.

Выполнение организаторской функции требует от политической элиты особых качеств. Очевидно, что это под силу только политикам-профессионалам высокого уровня.

      интегративная функция – одна из наиболее важных. Ее сущность состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения, гармонизация  их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе. Главная задача этой функции – создание устойчивого равновесия политических сил, развертывание интеграционного процесса. Неспособность политической элиты выполнять данную функцию может привести, как об этом свидетельствует история, к катастрофическим последствиям. Примером могут служить практически все «межформационные революции»[12].

Существуют также и другие варианты выделения функций политической элиты, например:

1.      Изучение и анализ интересов различных социальных групп; 

2.      Субординация интересов различных социальных общностей; 

3.      Отражение интересов в политических установках; 

4. Выработка политической идеологии, программ, доктрин, конституции, законов; 

5. Создание механизма воплощения политических замыслов; 

6. Назначение кадрового аппарата органов управления; 

7. Создание и коррекция институтов политической системы; 

8. Выдвижение политических лидеров. 

 

 

В функциональном плане роль политической элиты сводится в основном к осуществлению двух центральных задач:

- руководство страной на стратегическом макросистемном уровне управления обществом;

- арбитраж и посредничество как во взаимоотношениях между различными социальными слоями и группами, так и между правящими группировками, а также регулирование отношений с другими государствами.

Политическая воля элит реализуется в основном через бюрократический аппарат, включающий в себя лиц, постоянно занимающихся ведением государственных дел. Без этого аппарата политическая воля элиты осталась бы только намерением. Элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. При этом если между элитой и бюрократическим аппаратом нет единства целей, последний может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение элиты.

Информация о работе Политическая элита